Библейские курсы Литература Журнал «Добрые Вести» Статьи Гимны Новости Форум |
ВОПРОС-ОТВЕТВ жизни мы нередко сталкиваемся с людьми, с которыми у нас заводится беседа на библейские темы. Люди нам задают вопросы, и на что-то мы отвечаем сразу, а иногда приходится покопаться, чтобы дать ответ. Но, даже зная правильный ответ, мы не всегда можем его обосновать. В этой рубрике мы будем публиковать самые интересные вопросы и ответы, обсуждаемые на нашем форуме. Возможно, в ответах наших братьев вы подчерпнете что-то полезное и для себя. ВОПРОС: Святой Дух – Бог? Если нет, то почему в Писании написано о Нем, как о личности, и говорится, что Он – Бог? ОТВЕТ: В целом это, конечно, очень обширный вопрос, и он много раз уже затрагивался и обсуждался. Я попробую пару моментов еще раз отметить, хотя бы для начала. 1. Прежде всего, сама концепция Триединого Бога была сформулирована и принята спустя очень много лет после смерти последнего апостола (Иоанна), а слово “Троица” впервые встречается только спустя век. Иными словами, апостолы нигде и никогда не употребляли ни сами эти термины, ни преподносили конкретные учения о триедином характере Бога так, как это делается сторонниками такого восприятия Божества. 2. В Библии, в общем и целом, есть достаточное количество других неодушевленных понятий и предметов (“неодушевленность” которых ни у кого не вызывает сомнения), которые, однако, в разных ситуациях в той или иной мере представлены в виде одушевленных личностей, совершающих те или иные действия, присущие только живым существам (точнее, людям). Наиболее заметная из них – Мудрость, представленная женщиной в Книге Притч. Еще более известное понятие – сатана, которому большинством “христианских” церквей приписываются личностные качества, хотя при более близком рассмотрении этого вопроса становится понятным, что сатана (что в переводе означает просто “враг”, “противник”, “оппонент”) – это любая сила, оказывающая противодействие чему-либо или выступающая против чего-либо. В контексте Библии в большинстве случаев сатана – это всё то, что противоречит или противится осуществлению Божьей воли. 3. В Библии, в общем и целом, есть значительное количество персонажей, которые явно не являясь Богом, тем не менее называют себя (или называются другими персонажами) “Богом”. То, что они так называют себя, показывает их определенную, четко обозначенную связь с настоящим Богом в рамках осуществления ими той или иной возложенной на них миссии. “Богом” называется и Моисей, и ангел / ангелы, и судьи Израиля, и т.п. Однако всё это не означает, что каждый из них, действительно, всё Тот же Самый Бог, Истинный и Единственный. Всё это становится понятно при рассмотрении всех таких случаев и вопросов на фоне, например, следующего отрывка: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста…» (Исх. 3:2); «…и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: “Моисей! Моисей!” Он сказал: “вот я!”» (Исх. 3:4). С Моисеем говорил ангел, но называется он при этом “Богом”. Почему? Потому что БОГ, посылая, например, ангелов в мир людей, заставляет нас воспринимать их и подчиняться им и их указаниям точно таким же образом, как если бы нам говорил всё это Он Сам. Любое непослушание такому ангелу – это то же самое, что ослушаться Самого Бога. Оттого, кстати говоря, Бог и сказал Моисею, благословляя его и Израиль на переход через пустыню в Обетованную Землю: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем» (Исх. 23:20,21). Это если кратко. Теперь давайте теперь глубже рассмотрим этот вопрос. На первом этапе с моей стороны важно будет показать из Библии, что Святой Дух – это ничто иное как сила Бога, присущая Ему и происходящая от Него, которой Он совершает все Свои замыслы и все Свои намерения. Выражаясь современным языком – это энергия (такого слова не было в те времена, когда писалась Библия, но вместо него повсеместно, как мы увидим, используется его синоним – «сила», что, на самом деле, то же самое, что и энергия). Энергией-силой, как мы знаем, обладает любое живое существо, даже человек – он, как известно, распространяет вокруг себя несколько видов энергии, с помощью которой воздействует на окружающий его мир. Самый известный, заметный и изученный (но далеко не единственный) вид энергии, происходящий от человека – это энергия механическая. С ее помощью человек реально может воздействовать на окружающий его мир и менять его в тех или иных пропорциях. Совершенно нетрудно предположить, что Бог тоже обладает определенными возможностями в плане воздействия на то, что существует вокруг Него. Иными словами, совершенно разумно предполагать и ожидать (даже не обращаясь к Библии!), что Бог тоже имеет ту или иную форму (формы) энергии и силы, превосходящие силы, присущие человеку и отличающиеся и своей природой, и масштабами своего воздействия, и вообще своими возможностями. Вот отсюда мы с вами и станем отталкиваться для начала. Выражение «Святой Дух» обнаруживается почти исключительно в Новом Завете. Эквивалентом этого названия в Ветхом Завете выступает «Божий Дух» или «Дух Господень». Это становится совершенно понятным, если мы рассмотрим несколько отрывков из Нового Завета, в которых цитируются соответствующие отрывки из Завета Ветхого. Два примера в достаточной степени продемонстрируют суть правоту такого утверждения: 1. Во второй главе Книги Деяний Апостолов мы имеем рассказ о том, как Святой Дух сошел на апостолов в день Пятидесятницы. Пётр объясняет исполнившимся удивления людям, что это произошло во исполнение пророчества Иоиля, из которого он берет следующую цитату: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2:17,18, цитируемые из Иоил. 2:28,29). Можно видеть, что в Иоиле говорится о «Моем Духе», однако из того как эти пророческие стихи употреблены Петром, мы видим, что «Мой Дух» – это «Святой Дух», который излился в день Пятидесятницы. 2. В четвертой главе Евангелия от Луки, ст. 1, говорится о том, что Иисус «исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана». Чуть позже в той же самой главе (ст. 18,19) он цитирует из книги Исайи пророчество, предсказывающее о сошествии на него Святого Духа. Цитируемый Иисусом отрывок звучит следующим образом: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис. 61:1). Прочитав эти слова вслух всех присутствующих в синагоге, Иисус подтвердил (ст. 21): «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Таким образом, пророчество о том, что «Дух Господа» сойдет на него исполнилось в том, как «Дух Святой» сошел на Иисуса, и тем самым устанавливается одно и то же значение этих названий. Из всего этого следует, что для понимания учения Писаний о Святом Духе нам прежде необходимо обратиться к Ветхому Завету с тем, чтобы узнать, что в нем говорится о Духе Божьем. ДУХ БОЖИЙ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕСозидательная сила БогаВ начальных стихах Бытия мы читаем: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1-3). Далее в этой главе описывается то, как были осуществлены прочие этапы Сотворения: сотворение небесных светил, отделение суши от воды, сотворение рыб, птиц, животных и, в заключение, человека. В Книге Иова мы находим следующее параллельное описание этих событий: «СИЛОЮ СВОЕЮ волнует море и разумом Своим сражает гордых. ДУХОМ СВОИМ Он устраивает небеса, и рука Его образовала извивающуюся змею» (Иов. 26:12,13, переводы Библии KJV, ASV, BBE, Darby, Webster etc.). Из этого отрывка становится видно, что Дух Божий – это Сила, которой всё было сотворено от начала, и этот же вывод находит подтверждение у псалмопевца, который провозглашает: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Всё соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих»; «Пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103:24,30). Эта та Сила, которая пронизывает всю вселенную и поддерживает её существование. Псалмопевец говорит далее: «Куда пойду от ДУХА ТВОЕГО, и от ЛИЦА ТВОЕГО куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты» (Пс. 139:7,8). Мудрость, таланты, способности и силаТермин «Дух Божий», однако, используется гораздо более широко, нежели только для описания событий, имеющих отношение к Сотворению. В Исходе мы читаем о том, как народу Израилеву было повелено заняться сооружением скинии и её утвари, и мы читаем о том, что в этом контексте сказал Моисею Бог: «Смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его ДУХОМ БОЖИИМ, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела» (Исх. 31:2-5). В этом случае результатом воздействия на Веселеила Духа Божьего стало то, что он приобрел мудрость и навыки, которых иначе у него не было бы. И вновь мы читаем в Книге Чисел: «Моисей вышел и сказал народу слова Господни, и собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии. И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял ОТ ДУХА, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали» (Чис. 11:24,25). В этом случае Дух Божий, данный семидесяти старейшинам, наделил их способностью пророчествовать. В случае с Самсоном Дух Божий давал ему необычайную силу. Мы читаем: «И сошел на него ДУХ ГОСПОДЕНЬ, и пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, снял с них одежды, и отдал перемены платья их разгадавшим загадку. И воспылал гнев его, и ушел он в дом отца своего»; «Когда он подошел к Лехе, Филистимляне с криком встретили его. И сошел на него ДУХ ГОСПОДЕНЬ, и веревки, бывшие на руках его, сделались, как перегоревший лен, и упали узы его с рук его» (Суд. 14:19; 15:14). Это всего лишь несколько примеров из Ветхого Завета, которые показывают, что Дух Божий – это та СИЛА, посредством которой Он совершает Свои труды и воздействует на всё окружающее, будь то в процессе Сотворения, или в наделении людей необычными дарами мудрости, разного рода способностей, силы, или в наделении их даром пророчествования. Что касается вопроса о пророчествах, то апостол Пётр делает интересное замечание, которое подтверждает ранее сделанный вывод о том, что ветхозаветная фраза «дух Божий» является полным эквивалентом фразы «Святой Дух» в Новом Завете. Апостол пишет: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, БУДУЧИ ДВИЖИМЫ ДУХОМ СВЯТЫМ» (2Пет. 1:19-21). Мы видим из этого отрывка, что Божии человеки, о которых говорит апостол Пётр, пророчествовали, когда на них воздействовал Дух Божий, и этот Дух апостол называет «Святым». О том же говорит и апостол Павел, хотя он и не использует фразу «Святой Дух». Вот что он пишет: «Всё Писание БОГОДУХНОВЕННО и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим. 3:16,17). Слово «богодухновенно», используемое в этом отрывке Павлом, происходит от того же самого корня, что и слово, означающее «дух». «Дух», прежде всего, означает «ветер», или «дыхание», в то время как слово «богодухновенный» дословно означает «выдохнутый Богом». Мужи, писавшие Библию, делали это под воздействием Силы Божьей, или, иначе, Духа Божьего. Эта Сила / Дух направляла их во всем их труде по написанию Библии, и именно по этой причине получившиеся Писания стали Словом Самого Бога. Если мы обратимся к Ветхому Завету, то обнаружим, что его авторы сами признавали сей факт: «Вот последние слова Давида… ДУХ ГОСПОДЕНЬ говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2Цар. 23:1,2). «Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог И ДУХ ЕГО» (Ис. 48:16). «Затем пришло СЛОВО Господне к Исаии, и сказано…» (Ис. 38:4, KJV). «И подумал я: “не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его”; но СЛОВО ЕГО было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иер. 20:9, KJV). Это всего несколько примеров того, как Дух Божий действовал во времена Ветхого Завета. В каждом из этих случаев показывается действие Божьей силы и энергии, будь то во время Сотворения, или в поддержании существования вселенной, или в наделении людей особыми возможностями, или во вдохновении людей к озвучиванию Его обращения к человечеству, будь то устно или посредством сделанных записей, составляющих из себя Писание, дошедшее до нас в наши дни для нашего наставления и назидания. |
|