Христадельфиане - официальный сайт

ПОТЕРЯ ЛЮБИМЫХ

(Часть 2)

Скорбь – это процесс
Потеря любимых

Скорбь и оплакивание потери любимого человека представляет собой совокупность отдельных этапов, через которые необходимо пройти и которые необходимо пережить по мере того как мы идем «долиною смертной тени». Разные люди реагируют на подобные события в их жизни по-разному, и оплакивание не имеет утвержденного расписания или обозначенных сроков. Существуют разные названия для обозначения последовательных этапов в процессе скорби, однако, в общем и целом можно выделить три главных, которые пересекаются и даже частично накладываются друг на друга. Первый называется «замыканием в себе», второй «преодолением», а третий – «разрешением». Иногда случается даже так, что человек, до некоторой степени, может одновременно находиться сразу во всех трех этих этапах. Мы можем погружаться в эти состояния и выходить из них по мере того как время и обстоятельства изменяются с момента смерти.

На первом этапе, который еще можно назвать «уединением», мы постепенно приходим к полному осознанию глубины понесенной утраты. Это состояние может быть чрезвычайно неустойчивым. Оно может характеризоваться безысходной тоской, приступами паники, страхом, ужасом и гневом. Происшедшая трагедия своей величиной затмевает всё остальное. Иногда мы можем ощущать, что теряем свою веру в Бога и незыблемость своего основания в Нем. Часто это состояние сопровождается чувством некоей собственной вины, поскольку человек задается вопросом о том, не послужил ли тот или иной его поступок толчком к трагической развязке, и всё ли он сделал для того, чтобы устранить или отдалить такой исход. Подобные сожаления и мысли, начинающиеся с «если бы только», очень нередки, и в целом остается много вопросов, на которые уже невозможно найти ответы. Всё утрачивает свое былое значение и начинает измеряться и переоцениваться, отталкиваясь от случившегося. Поведение может быть необдуманным и хаотичным, а мы сами дезорганизованы, беспокойны и, в целом, выбиты из колеи. В случае утраты супруга едва ли разумным будет быстро пуститься в поиски новых любовных отношений, потому что наши эмоции легко ранимы и им нельзя доверять. К сожалению, именно в этот период приходится принимать значительное количество серьезных решений. Быть мудрым и рациональным при их принятии – задача не из легких. Лично я могу утверждать, что так оно и есть на самом деле. За минувшие три года со дня смерти моего мужа я в разное время испытала и прошла практически через все эти эмоции и виды поведения.

Мы не должны подавлять в себе боль, которую испытываем, но должны разделять эмоции и позволять слезы. Мы сильно скорбим, потому что сильно любили. Если мы не пройдем через эти чувства, не проживем ими, то можем оказаться словно замороженными в своем горе, или можем исполниться злости и гнева от тех обстоятельств, в которые попали. И хотя всё это можно понять, мы все-таки будем далеки от воздания должных почестей ушедшему от нас любимому человеку, если день ото дня будем, по сути, умирать вслед за ним таким вот образом. Мы должны быть начеку против болезней и уныния, которые могут возникнуть в результате не обретших успокоения ощущений вины, чувства гнева и горечи. Это поможет находить силы для того, чтобы продолжать разговаривать и общаться с окружающими, некоторые из которых прошли через подобные испытания до нас, а потому такие люди нередко могут дать весьма мудрый совет. В конечном итоге мы сами можем воспользоваться всем тем, чему нам пришлось научиться и через что пришлось пройти в тяжкие для нас дни, и помочь тем, кто схожим образом страдает в настоящее время.

Наконец, мы подошли к стадии «разрешение». Здесь мы начинаем объединять перенесенную утрату со своей жизнью, подхватываем концы всех оборвавшихся было нитей и начинаем всё сначала. Мы возвращаемся к обретению вновь таких понятий как разум и доверие, и постепенно у нас складывается более уравновешенный взгляд на всё происходящее. Сердце всегда будет болезненно реагировать на это возвращение, ибо мы всегда будем желать того, что могло бы быть. Тем не менее, мы становимся более открытыми и готовыми принимать складывающееся положение таким образом, что продолжение нами своей жизни не является предательством или изменой по отношению к ушедшему от нас любимому человеку. Мы научимся находить радость в воспоминаниях о том времени когда он был рядом. Мы будем ценить те дары, которые он оставил нам. Иными словами, этот человек навсегда останется с нами в нашем сердце. Во многих отношениях то, как мы мужественно будем продолжать жить без умершего, почтит его память. Это то, что они хотели бы видеть от нас.

Семья, друзья и поддержка братьев и сестер могут оказаться огромной помощью по мере нашего прохождения через все эти скорбные этапы. Мы должны снова и снова делиться своими историями и опытом в процессе переживания столь огромной потери, и говорить о том, что всё это значит для нас сегодня.

В некоторых случаях, однако, мы можем обнаружить себя в уединении или почти в изоляции. У нас может не оказаться никакой поддержки со стороны и никого рядом, готового и способного разделить наше горе. Иногда даже несмотря на то, что нас могут окружать дорогие нам люди, может казаться, что никто из них не способен по-настоящему понять все особенности понесенной нами потери и пережитой боли. Мы можем испытывать ощущение, что мы брошены и Богом, и людьми, и пребывать в еще большем отчаянии. Давид изумительно точно передал эти глубокие личные переживания в Книге Псалмов. Они словно оживают когда мы перечитываем их опять и опять, и обнаруживаем весьма схожие чувства и выражения, которые столь много говорят нам. «Слезы мои были для меня хлебом день и ночь» (Пс. 41:4). «Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня» (54:5). «Услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей… сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой» (101:2-5).

Огромную помощь при выходе из состояния полного отчаяния и безысходности может оказать молитва, изливающаяся из наших сердец. «В день, когда я воззвал, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость» (137:3). «В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал… голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его» (17:7).

Можно также записать свои страдания на бумаге и даже положить на нее свои молитвы Богу. Также можно написать в тот или иной журнал, или попытаться найти друга или подругу по переписке, которые имеют сострадающее сердце и могли бы помочь тем, что выслушали бы нашу боль и разделили бы наши душевные страдания.

Бог пообещал нам, что Он никогда не даст нам большего испытания чем то, которое мы сможем вынести. Он никогда не оставит и не покинет нас, а смерть Его святых всегда драгоценна в Его глазах. Бог, который любит нас и от которого происходит всё, что случается с нами в нашей жизни, является, одновременно, и нашим убежищем, и силою в бедственные времена. Мы хорошо знаем, что всё способствует ко благу тому, кто любит Бога. Нам также известно, что «мы можем всё во Христе, укрепляющем нас». Наш Бог есть «Бог всякого утешения, утешающий нас в наших бедах», и со Своей святой горы Он слышит наши отчаянные молитвы, возносимые на коленях во времена, когда мы чувствуем, что у нас больше нет сил продолжать свой путь.

Тогда Он облекает нас силой свыше. Он помогает нам исполнить то, что прежде мы всегда считали невозможным для себя, и такие видимые перемены смягчают нашу боль. «Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек». Существует много разных стихов о силе, однако в этом последнем стихе сила, получая название «твердыня», сравнивается с незыблемой скалой. Мы можем быть сильными и незыблемыми как скала, если источником этой силы будет Сам Бог (2Кор. 1:4; Пс. 115:6; Пс. 45:2; Рим. 8:28; Фил. 4:13; Пс. 72:26).

Продолжение...

<<< Вернуться назад