Христадельфиане - официальный сайт

ЧТО МЫ ПРАЗДНУЕМ?

Ксения Седова

У каждого из нас слово «праздник» ассоциируется с днями радости, торжества и веселья. Дети в эти дни любят подарки и сладкое угощенье, а взрослые – изобилие блюд и спиртного на столе, а также веселое гулянье после застолья. Такие дни, несмотря на все хлопоты, дают нам возможность отдохнуть и «расслабиться».

В нашей стране практически все граждане вне зависимости от их религиозной принадлежности отмечают и государственные, и религиозные праздники: Новый год, Рождество, День защитника отечества 23 февраля, Международный женский день 8 марта, Пасха, Праздник весны и труда 1 мая, День победы 9 мая, Троица. Также многие празднуют свои дни рождения. Существует еще десяток праздников, которые празднуются в рабочие дни (т. е. для них не выделяется дополнительный выходной), например – День знаний 1 сентября, День молодежи 27 июня, День города и т. д.

Весь год буквально забит разнообразными праздниками и торжествами. Но задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что именно вы празднуете? И стоит ли это праздновать вообще? Должны ли мы, являясь последователями и учениками нашего Господа Христа, праздновать эти праздники? Праздновали ли апостолы и христиане первого века эти или другие праздники? В этой серии статей мы будем с вами подробно изучать историю и атрибуты каждого праздника и размышлять, а стоит ли их праздновать. В этой статье мы поговорим с вами о Новом годе и Рождестве.



НОВЫЙ ГОД

Пожалуй, самый главный праздник в нашей стране – Новый год. К нему начинают готовиться за целый месяц. Покупают подарки всем своим родственникам, достают запылившуюся искусственную елку или покупают настоящую ель, украшают ее всяческими игрушками, заказывают деда мороза для своих детишек и т.д. Иногда даже кажется, что в предновогодней суете лица прохожих становятся веселее и добрее. А знаете ли вы, когда и для чего начали праздновать Новый год?

История Нового года

Новый год издавна отмечался многими народами в соответствии с принятым календарём, наступающим в момент перехода с последнего дня года в первый день следующего года. Начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до н. э. Римляне посвятили этот день Янусу — богу входов и выходов, дверей, всяческих начинаний и начал во времени. Месяц «январь» получил свое название в честь того же бога Януса, которого изображали с двумя лицами: одно смотрело вперед, а другое — назад.

На Руси празднование Нового года началось с 1700 г. До этого (возможно, до принятия христианства) сам новый год на Руси наступал 1 марта по юлианскому календарю. Позже, в 1348 году, состоялся Собор в Москве, на котором было принято начинать год с сентября, а не с марта. Первые сведения о локальном праздновании Нового года появляются с 16 века. «Парижский словарь московитов» сохранил русское название новогоднего праздника: «Первый день во году». Более же масштабные празднования начались с 1700 г., когда по указу Петра I Новый год в России стали праздновать так же, как и в других странах Европы, 1 января (по грегорианскому календарю).

Реформы и преобразования Петра I коснулись лишь верхних слоев общества: дворянства, интеллигенции, разночинцев, мещан. Именно они были обязаны брить бороды на европейский манер, ходить в европейских костюмах, танцевать европейские танцы, изучать языки и в том числе к 1 января каждого года украшать дом еловыми ветками, а позже наряжать ель дома и праздновать Новый год подобно жителям Западной Европы. Праздник особо не праздновался еще и по той причине, что он не был самостоятельным праздником; новый год был частью рождественских празднеств, длившихся до Крещения. Хотя царь Петр I своим указом велел праздновать Новый год 1 января под страхом наказания и праздник этот в высших слоях российского общества прижился, всё же он носил второстепенный характер, а первостепенным считалось именно Рождество (которое, напомним, в ту эпоху праздновалось не после Нового года, как сейчас, а до него – 25 декабря).

С наступлением эры коммунизма всё изменилось. Государство медленно, но верно искореняло религиозные праздники, такие как Рождество, Пасха и т. д., заменяя их нерелигиозными – Новый год, 7 ноября, 1 мая и др. Таким образом, Новый год вышел на первый план, став главным праздником года, а празднование Рождества практически прекратилось несмотря на то, что лидер коммунистов и убежденный атеист В.И. Ульянов-Ленин считал излишней крайностью борьбу с внешней религиозной обрядовостью и, будучи уже при смерти 7 января 1924 г., участвовал в празднике в Горках, куда на елку были приглашены крестьянские детишки из окрестных деревень.

Поэтому сейчас в России главным праздником считается Новый год, в то время как в западных странах – это Рождество.

Атрибуты праздника

Никакой Новый год не обходится без новогодней елки, ярких, блестящих украшений, деда Мороза и его внучки Снегурочки. Но откуда это всё взялось? Почему именно елку мы приносим домой? Откуда взялся дед Мороз-красный нос?

Новогодняя елка

Одухотворение и почитание деревьев, вера в то, что деревья являются живыми существами, в которые перешли души умерших, и что боги выбирают себе те или другие деревья для того, чтобы жить в них, издревле было свойственно всем языческим народам. Считалось, что переселившись в дерево, духи защищают человека от злых сил и неблагоприятных природных явлений. Объектом поклонения могли быть дуб, сосна, кипарис, ясень, эвкалипт и прочие деревья. Особое предпочтение обычно отдавалось вечнозеленым растениям: сосне, ели, можжевельнику, кипарису и другим, поскольку, согласно бытовавшим верованиям, наполненность вечной силой проявляется в них в большей степени, чем у опадающих на зиму лиственных.

В Древней Греции и Риме ель считалась священным деревом богини Артемиды. Во времена апостолов язычники активно поклонялись этой богине, о чем есть упоминание в 19 главе Деяний. Давайте вспомним, что говорил серебряник Димитрий: «Друзья! …от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем… этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и ниспровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная!»

История превращения ели в рождественское дерево до сих пор точно не восстановлена, хотя существует мнение, что этот обычай восходит к гораздо более древней традиции «майского дерева». Наверняка известно лишь то, что случилось это на территории Германии, где ель во времена язычества была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом: «Царицей германских лесов была вечнозеленая ель». После крещения германских народов в христианскую веру языческие обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно «адаптироваться» к новой религии и приобретать христианский смысл. Так и появилась рождественская/новогодняя елка.

Первое письменное упоминание о рождественской (новогодней) елке относится к 16-му столетию. В немецком городе Страсбурге и бедняки, и знатные семейства зимой украшали ели цветной бумагой, фруктами и сладостями. Постепенно эта традиция распространилась по всей Европе, а в 1700 г. при Петре дошла и до России. Но после смерти Петра новогодние елки ставить перестали. Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим елкам (привязанным к колу, установленным на крышах или же воткнутыми у ворот) опознавались кабаки. Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми. Эта деталь нашла отражение в стихотворении М.Л. Михайлова 1848 года «Кабак»:

У двери скрыпучей
Красуется елка…
За дверью той речи
Не знают умолка…
К той елке зеленой
Своротит детина…
Как выпита чарка —
Пропала кручина!

А также в стихотворении Н.П. Кильберга 1872 года «Елка»:

Въехали! …мчимся в деревне стрелой,
Вдруг стали кони пред грязной избой,
Где у дверей вбита елка…
Что это?… — Экой ты, барин, чудак,
Разве не знаешь?… Ведь это кабак!…

В результате кабаки в народе стали называть «елки», «елки-палки» или же «Иваны-елкины». Практически весь комплекс «алкогольных» понятий постепенно приобрел «елочные» дуплеты: «елку поднять» — пьянствовать, «идти под елку» или «елка упала, пойдем поднимать» — идти в кабак, «быть под елкой» — находиться в кабаке, «елкин» — состояние алкогольного опьянения и т. п. Эта возникшая связь елки с темой пьянства органично вписалась в прежнюю семантику ели на Руси, соединяющую ее с «нижним миром» (на Руси еловый лес считался оплотом всякой нечисти).

Но со временем благодаря германским переселенцам, которые не желали расставаться с символами рождества, а также и коммунистам, переделавшим рождественскую елку в новогоднюю, ель, всё же, крепко укоренилась в сознании людей как неотъемлемый атрибут Нового года.

История Деда мороза

Дед Мороз (также известный как Морозко, Трескун, Студенец) первоначально был злым и жестоким языческим божеством. Мороз был сыном Мары-смерти и мудрого Велеса. Славяне представляли его в образе низенького старичка с длинной седой бородою. У Мороза была супруга — злючая зима, а его помощниками были мароссы (трескуны).

Мороз считался великим старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение в поэме Некрасова «Мороз — Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами ее малолетних ребятишек. В пьесе Островского «Снегурочка» и поставленной на ее основе одноименной опере Римского-Корсакова Дед мороз — властный и жестокий старик, воплощение зимы. В белорусской сказке «Мороз, Солнце и Ветер» Мороз разгуливает в компании Солнца и Ветра по земле и насмерть морозит встретившихся на пути мужиков.

Не желая того, чтобы Мороз царствовал на земле и не дал прийти весне, славяне делали ему подарки, чтобы, так сказать, задобрить его. Чем больше подарков ему принесешь, тем он добрее становится. По некоторым мифам иногда мороз в качестве подарка забирал детей и уносил их в своем мешке в лес, откуда они больше не возвращались.

Однако со временем, как это часто бывает, всё стало «с ног на голову» и дед мороз ни с того ни с сего подобрел окончательно. Более того, он перестал принимать подарки, а стал сам приносить подарки детишкам, которых раньше он воровал. Образ доброго дедушки полностью сформировался в коммунистическую эпоху: дед Мороз стал неотъемлемым символом Нового года.

Продолжение...

<<< Вернуться назад