Иуд.9 – “Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “Да запретит тебе Господь”
Проблема:
Этот стих цитируется в доказательство того, что диавол – реально существующее сверхсущество.
Решение:
1. Общераспространенное мнение – что диавол имеет дело с душами человеческими, этот же – с телом Моисеевым. Зачем это понадобилось диаволу?
2. Иногда говорят, что диавол хотел воплотиться в теле Моисея, чтобы ввести общество Израильское в идолопоклонство. Но такое утверждение должно быть отвергнуто ввиду отсутствия доказательств. Также говорят иногда, что Иуда здесь ссылается на апокрифы “Успение Моисея”. (Сохранившийся текст, на который указывают “христиане”, гласит: “Моисей умер на горе и Михаил Архангел был послан за телом. Диавол, желая посмеяться над ним, противостал ему, говоря: “Тело принадлежит мне, как господину всего материального”. Т.е. из-за того, что Моисей убил египтянина, и диавол, богохульствуя против святого, называл его убийцею. Ангел, не терпя подобной хулы против святого, сказал диаволу: “Да запретит тебе Господь”). Однако нет точных доказательств того, что Иуда писал свое послание позже, чем это апокрифическое писание. Здесь несколько причин, почему это так:
- Почти каждый стих в Послании Иуды перекликается со 2-м Посланием Петра. Достаточно сопоставить Иуд.17,18 с 2Пет.3:2,3. Во 2Пет.2:11 “Ангелы… не произносят на них пред Господом укоризненного суда”, следовательно “диавол” Иуды существует во множественном числе.
- “Успении Моисея” говорится, что дело происходило на горе, тогда как во 2Пет.2:1 – “пред Господом”.
- Если бы Иуда ссылался на апокрифы, его доводы стали бы безосновательны. Как могучий и обладающий самоконтролем Ангел, удерживается от упрека сверхсущества, диавола, тогда как “раб Иисуса Христа” просто должен(!) “подвизаться за веру, однажды преданную святым” (Иуд.3). Некоторые критики полагают, что Иуда здесь ссылается на “Арамейский перевод Библии”, но в этом труде не упоминается диавол и какой-либо спор о теле Моисеевом.
3. Есть два основания полагать, что этот диавол земного происхождения, человеческого. Между Посланием Иуды и 2Пет.2:10-12. Ясно и неоспоримо, что Петр писал о людях, следовательно, это же самое относится и к Иуде. Сравните Иуд.16,19.
4. Второе основание – идея о том, что “Моисеевым телом” был Иисус, первосвященник времен Ездры и Зоровавеля, и что диавол – группа исключенных из священства “сынов священнических”. Из следующих сопоставлений видно, что Иуда цитировал Зах.3:2.
Захария 3:2 | Послание Иуды |
Ангел Господень | Михаил Архангел |
“Да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим” | “Да запретит тебе Господь” |
“головня, исторгнутая из огня” | “исторгая из огня” (ст.23) |
Сыновья священников были исключены из священства, потому что не смогли доказать свою родовую принадлежность (Езд.2:62). Можно предположить, что эта обиженная группа, названа диаволом. Они, возможно, спрашивали Иисуса: “А ты, ты – первосвященник? Где твои священнические одеяния?” (Которые, несомненно, были утеряны во время Вавилонского плена). Поэтому ангел и говорит: “Снимите с него запятнанные одежды; а ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою, и облекаю тебя в одежды торжественные” (Зах.3:4). Иуда намекает на это событие, отражая нападения искажающих веру.
5. “Моисеево тело” – по аналогии – Иисус Первосвященник. Фигурально Он был рабом Моисея, поскольку был рабом закона, данного Моисеем.
|