Христадельфиане - официальный сайт
Молитва
9. Общая молитва

Возможно, здесь будет полезно обобщить несколько практических и недогматических мыслей об общей молитве, которая обычно произносится в экклесиях.

В обществе принято, что в церквах и храмах читаются одни и те же молитвы, тогда как на наших собраниях импровизированные молитвы произносит кто-нибудь из братьев.

Однако оба способа молитвы имеют как свои преимущества, так и свои недостатки. Когда молитва читается по «Молитвослову», или же просто по бумажке, то она оказывает огромную помощь не только всему собранию, но и самому читающему эту молитву. Однако, как только написанная молитва становится хорошо знакома слушателям, так сразу же перестает быть молитвой.

С другой стороны, импровизированным молитвам слишком часто не хватает ни слов, ни мыслей. Почему? Да просто потому, что они импровизированные. А как часто происходит то, что простой набор слов становится заменой настоящей молитвы. Господь Иисус был категорично против «говорения лишнего» в молитвах, что было общепринято среди Его современников. Хотелось бы знать, что Он думает о привычке некоторых наших современников?

Ведущему собрание брату заранее известна та ответственность, которая возлагается на его плечи, а потому он может стать виновным, если заранее не обдумает всего того, что будет говорить ради своих братьев пред престолом благодати Божией. В некоторых экклесиях существует похвальный обычай, предварительно и не спеша выбирать подходящих братьев для исполнения этого почетного долга.

И без всяких сомнений, озабоченность тем, как лучше прочитать перед собранием молитву, становится для новичка большим нервным стрессом. Эта проблема с «нервами» возникает, в большинстве случаев, из-за неверного понимания этой обязанности. Если есть полная уверенность, что молитва будет произноситься перед собранием, которое готово критически взвешивать каждое слово, то молитва превратится декламацию. А отсюда естественно делается вывод, что и длительность молитвы повышает ее ценность. Так из одного ошибочного представления возникает другое, превращая молитву в избитый, и сотканный наподобие покрывала для прикрытия собственных опасений, набор слов и фраз. Не нужно много опыта чтобы отличить по-настоящему молящегося брата, от того, который, хотя и с лучшими намерениями, старается показать, что он молится.

Вероятно, излишне говорить, что во время молитвы необходима особая сильная концентрация всех мыслей на том, что молитва произносится пред лицом Божиим, а не перед слушателями. Если человек молится от всей души и молится так, как сам считает нужным, тогда, и в этом можно быть уверенным на все сто процентов, его слова неизбежно затронут и слушающих его товарищей.

Да и вообще, короткая молитва, внимательно составленная из трех четырех хорошо обдуманных предложений, гораздо предпочтительнее отвлекающего внимание многословия. Как часто подобные молитвы заканчиваются для соучастников без настроения набожности, или же без ясного представления, в чем, собственно, была суть моления. Разве кто-нибудь хочет принять на себя ответственность за введение чьего-нибудь ума в брожение при молитве Богу небес?

А значит важно, чтобы молитва особо концентрировалась на каком-нибудь одном, самом главном моменте ходатайства, или моления. Если же этот важный, выделенный пункт теряется за многословием, то будет правильнее вообще на некоторое время забыть обо всем прочем, чтобы вернуться и сосредоточится на этом главном.

Некоторых братьев сильно гнетет чувство ответственности и трудность произнесения общей молитвы, возможно, из-за того, что им редко предоставляется такая возможность. К таким затруднениям нужно относиться с симпатией. Некоторые, знакомые с такой проблемой, всегда вооружаются небольшими шпаргалками с молитвами, хранящимися, на всякий пожарный, в потайном кармане.

Поза для молитвы не имеет решающего значения. Многие предпочитают стоять, что, возможно, ассоциируется с оказанием должного уважения своего присутствия пред лицом Божиим. В Святых Писаниях упоминается и стояние на коленях, и сидение, и, даже, лежачее положение при молитве. Однако для пожилых и больных людей молитва стоя может стать большим испытанием. На наших собраниях принято благодарить за хлеб и вино сидя, ибо точно так же всё происходило и в горнице, во время последней вечери.

В 1-м Послании Тимофею апостол Павел дает уникальный совет, как молиться при народе: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (гл.2,8). Отсюда видно, что в первых церквах молитвы за собравшихся произносились братьями Тела не с особых кафедр и постаментов. Остается лишь удивляться, почему молитва с поднятыми руками не приживается среди современных братьев? Может, потому что для нас такое положение уж слишком демонстративно и вычурно? Но Павел добавляет, «без гнева и сомнения», напоминая тем самым, что молитвы могут быть самыми разными, а потому и не могут быть объектом обсуждения и замечаний.

Обычай поручать молиться в собрании мужчинам, также взят отсюда, и опыт показывает мудрость этого решения. Однако надо заметить, что из 1-го Послания Коринфянам 11,5 видно, что в собрании могут молиться и женщины. И, конечно же, о чем необходимо помнить, «без гнева и сомнения».

Вполне очевидно, что во время молитвы женщины должны покрывать головы. Но очень трудно понять тех, кто настаивает, чтобы головы покрывались исключительно шляпками, хотя в Священных Писаниях об этом головном уборе вообще ничего не сказано. Ведь гораздо удобнее что-нибудь вроде косынки или шарфа, которые можно носить в кармане или сумочке, доставая их оттуда при необходимости. И почему такой обычай так медленно прививается среди наших женщин?





Назад Вернуться к содержанию   Следующая глава… Следующая глава