Христадельфиане - официальный сайт
Молитва
8. Жизнь пред лицом Божьим

Сто лет назад была книга с таким же названием, как и эта глава (“The Practice of the Presence of God”). Я никогда не читал ее, а вот название запало в памяти, как удачное выражение мысли и идеала, который, как я знаю, должен стать итогом всей моей духовной жизни.

Однако какое же безмерное расстояние пролегает между идеалом и жизнью, всегда осознанно протекающей с всезнающим и всеведущим Создателем. К.С. Льюис был совершенно прав, когда писал: «Мы стараемся, после того как проснемся, принести новый день к стопам Божиим. Однако еще до того, как заканчивается бритье, этот день уже становится нашим днем, участие же в нем Бога расценивается нами, как неизбежная дань, оплачиваемая из нашего собственного кармана».

Таким образом наша жизнь проходит в этом мире с самыми что ни на есть лучшими намерениями. Попробуйте вспомнить, что было хотя бы за два часа до того, как вы начали читать эти строки? Как много места занимал Бог в Вашей жизни, в Ваших мыслях? «По Его воле мы существуем и сотворены». Но как далеко мы находимся от этого, даже в самые лучшие дни!

Архиерей Тэмпл, человек, которого я не привык цитировать, однажды подошел очень близко к сути, когда написал: «В жизни часто случается так, что для того чтобы правильно исполнить заповеди Божии, нам необходимо впустить Его в самые дальние уголки нашего разума». Эта истина кажется довольно горькой, но не намного горше другой, заключающейся в том, что наше сознание самолюбиво исключает Бога почти из всех мыслей и дел ежедневной жизни. Так о чем тогда нужно молиться созданиям Божиим, которые постоянно, чуть ли не привычно, оставляют Его не у дел, принадлежащих по праву Ему, и только Ему?

Да, мы можем весьма успешно вытеснять Его из нашего сознания почти каждый день, мы можем не давать Ему места в наших сердцах… А вот Он – нет. Если бы Давид ничего не написал, кроме Псалма 138, он бы и так приобрел место среди великих людей Божиих:

«Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. Дивно для меня ведение [Твое], – высоко, не могу постигнуть его! Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?»

Прошу Вас еще раз и очень внимательно перечитать эти очень хорошо знакомые слова, вдумываясь в каждую фразу, в каждое слово, давая им проникнуть в Вашу душу. Это – сама жизнь. Это, как мы инстинктивно догадываемся, происходит с каждым из нас на самом деле. Однако, фактически, истина состоит в том, что они не так сильно затрагивают наше безвольное естество, чтобы пребывать в нем постоянно.

А вот Давид написал еще более великие слова в Псалме 102:

«Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя. Господь творит правду и суд всем обиженным. Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым – дела Свои. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть».

Была ли когда-либо любовь Господня выражена лучше и превосходнее, чем в этих словах?!

И все же большинство дней нашей жизни, почти каждый день, заполняются повседневными делами, заглушая эту великую истину, подавляя ее однообразием обыденности.

Присутствие Бога в сознание широко варьируется, завися от самого человека. Авраам – друг Божий (!) – чистосердечно, без какой-либо ханжеской набожности, уверенно говорил своему слуге, что «Господь, Бог неба, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: потомству твоему дам сию землю, – Он пошлет Ангела Своего пред тобою…» (Быт.24,7).

Иаков был совершенно другим человеком, ибо большую часть жизни прожил с убеждением, что все его неприятности происходят то от Исава, то от Лавана, а то и просто от самой жизни, искренне полагаясь только на самого себя, на собственные немалые силы и недюжинный ум. И только к концу жизни он понял, что все пути его жизни, находятся в руках у Бога, и что Ангелы никогда не оставляли его своей заботой (Быт.28,16,17; 31,11,12; 32,1-2,25).

Слова Давида не были обращены к хитроумному закоренелому атеисту, когда он говорил: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога». Скорее он говорил о человеке познавшем Бога Израилева, однако, выделил для Него в своей душе самые удаленные места, или же вспоминал о Нем лишь в крайнем случае.

Из того, что говорил Иисус, видно, что Он хотел, чтобы Его ученики смотрели на этот мир, как на мир Божий, видя себя в нем очевидной частью Его деятельности в нем. «Он (а не Гидрометцентр) повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

Иисус хотел, чтобы Его ученики сознавали присутствие доброй десницы Божией не только в великих проявлениях природы, но и в самом малом. «Ни одна из [малых птиц] не упадет на землю без [воли] Отца вашего». (Он никогда не говорил: «С Отцом вашим ни одна из [малых птиц] не упадет на землю»). В мире Божием нет места «времени и случаю», в том смысле, что ничто в нем не происходит само собой, случайно.

А потому, верите вы в то, или нет, но «у вас и волосы на голове все сочтены». А отсюда неизбежно следует логичный и обоснованный вывод, что вера должна видеть участие Божие даже в самых обычных повседневных делах.

Вы хотите сказать, что Бог следит даже за тем, сколько соли я кладу на яйцо во время завтрака?

Ответ:

Да, конечно! Ангел Господень, могущий пересчитать все звезды на небе, многочисленные, как семя Авраамово, вполне способен пересчитать и крупицы соли на краю Вашей тарелки.

Легко видеть десницу Божию в землетрясении, гибели «Титаника», в исчезновении у больного раковой опухоли, или же в невероятном, чудесном спасении от верной гибели в автокатастрофе. Однако разве менее важно ощущать присутствие Божие в самых простых вещах: в оттенках розового цвета на лепестках розы; в запахе любимого сорта сыра; в нежной мягкости пушистого котенка; в изменении теней при заходе солнца; в пении соловья? Познать, увидеть одно из этих чудес… и в следующее мгновение поблагодарить Того, Который не только создал это чудо, но и каждую минуту заботится о нем, будет не только угодно Богу, но и полезно нам самим, «ибо по Его воле мы существуем и сотворены».

Качества всеведущего Отца, теперь присущи и Его Сыну. Даже при жизни во плоти, Иисус показал удивительно много примеров Своего превосходного ведения и мудрости. Это особенно заметно, когда все четыре Евангелия объединяешь в одно целое. Тогда очень хорошо видна Его способность читать человеческие мысли.

И это было во дни слабости! Так что мы должны теперь думать о Том, Кто сейчас ходит «посреди семи светильников… и очи Его, как пламень огненный», постоянно напоминающие, что Он знает «дела твои»?

Но есть и другая сторона медали. Ведь это все Тот же Господь славы, Который непрестанно приказывает Своим никчемным ученикам: «Итак не бойтесь их… не бойтесь… не бойтесь». Самое плохое, что было сказано Иисусом Своим ученикам, было, «маловеры». Охваченные паникой, не должны ли они были успокоить свои нервы мыслью о том, что с ними Сын Божий, с ними, на этом утлом суденышке. А раз так, то это суденышко не может утонуть…





Назад Вернуться к содержанию   Следующая глава… Следующая глава