![]() |
Библейские курсы Литература Журнал «Добрые Вести» Статьи Гимны Новости Форум |
![]() | |||
17. КАЖДОЙ КНИГЕ СВОЕ ВРЕМЯ | |||
Изо дня в день читая и перечитывая Библию, любой изучающий Писание, рано или поздно приходит к мысли, что надо изучить какую-либо отдельную ее книгу более основательно. И это верно! Даже если вы будете затрачивать на это по четверть часа в день – нет лучшего пути для действительного постижения Слова Божия. Многие экклесии посвящают этому достаточно много времени – замечательная особенность, всегда вызывающая ваше непосредственное участие. Но, увы, можно заметить различные подходы к выполнению этой благородной задачи. Многие выбирают книгу с комментариями на ту или иную книгу Писаний и кропотливо штудируют ее каждый раз, расточая таким образом данное им драгоценное время. Названия таких занятий с успехом можно было бы заменить с библейских на названия читаемых ими книг. Не поймите меня здесь превратно: если человек говорит, что книги на библейские темы бесполезны, то он просто глуп. Но это совсем не то, что изучение самих Священных Писаний. С некоторым запасом опыта за плечами преподавателя в библейских классах, автор этой книги без замедления готов заявить, что некоторое количество времени, уделенное на просмотр литературы, приносит неоценимую помощь. Даже в том случае, если количество мыслей от такого чтения невелико, внимание, уделенное словам Писаний, о чем говорилось выше, ценно уже потому, что развивает способности, которые уже не отнимутся, а со временем лишь увеличатся. И при этом, конечно, нельзя забывать про то, что ваши амбиции в знаниях Библии не должны базироваться на знаниях других. Ваше вооружение знаниями должно быть добыто своими собственными усилиями, и должно составлять большую часть вашего арсенала. В этом плане личные достижения гораздо важнее и ценней, чем те, что для вас и за вас сделали другие. Но еще раз повторю, что вся работа, проделанная до вас другими, не маловажна, а потому не должна пренебрегаться. Но им должно уделить свое определенное место, для всеобщей пользы. Только для пользы, и ни для чего больше, следует читать такую литературу. Библия и только Библия должна быть поставлена во главу угла наших встреч. Поскольку речь зашла о встречах и об изучении на них какой-либо книги Писаний, или определенной темы, то стоит сказать, что на такие встречи надо приходить уже подготовленными, уделив некоторое количество времени чтению дома, для того чтобы по окончании вы имели решенную проблему, или для того, чтобы вы смогли пролить свет на какой-то вами уже решенный вопрос, к всеобщей пользе и удовольствию. Увы, с молчаливого согласия на большинстве встреч, вся нагрузка возлагается на какого-то одного оратора, в то время как остальные являются всего лишь пассивными слушателями. И вызывает тысячи сожалений, что не все сознательные члены собрания вносят свою лепту в это дело. Нам всем следует брать пример с одного товарища, который к каждой (!) встрече готовился так, как будто ему надо было выступать на ней с лекцией. Хорошие результаты достигаются, если на ваши встречи приглашается кто-то с циклом лекций на ту, или иную тему, способный осветить и принести пользу всем членам вашего собрания. И если у вас есть такая возможность, – непременно ею воспользуйтесь. Но опять стоит предупредить, что такое мероприятие может побудить остальных к ленивой пассивности. Пример “батюшки” и его “паствы” в наших церквях достаточен для предостережения против такой опасности. Невозможно не понять, что никакое познание Библии другими несравнимо с тем положительным результатом, который достигается вашими собственными усилиями. Итак, вы решили, что вам нужно заняться изучением какой-то книги Писаний, тратя на это от 15 до 60 минут в день. Но какой? Почему-то юные христадельфиане всегда хотят летать прежде, чем они научатся ползать? Почему они настойчиво стремятся увязнуть в сложностях Откровения, или же почему-то самонадеянно уверены, что Евангелие от Иоанна и его 1-ое Послание вполне им по зубам? Что заставляет их думать, что в их нежном возрасте они способны переварить верх зрелости Павла – Послания римлянам и ефесянам? (В Ветхом Завете Псалмы, Исаия и Иов относятся к этой же категории). Не знаю ни одного, не сделавшего такой ошибки! Поэтому сильно сомневаюсь в результативности моего предупреждения. Я и сам, следуя своим ранним притязаниям, прошел через всё это – первые три года были посвящены изучению на семинарах Апокалипсиса, затем, уже по собственной инициативе и самостоятельно, последовали изнурительные и большей частью бесполезные изучения Захарии, книги Левит, Псалтыря и несколько лет было угроблено на изучение четырех Евангелий. Куда лучше начинать с книг, которые большей частью повествовательные. В них не требуется усиленная концентрация на мелких подробностях, да и само содержание помогает растолковать их. Также немаловажен и объем книги. Не плохой выбор для начала – книги Руфи, Ионы, Посланий фессалоникийцам и Тимофею, ну, а уже затем можно уверено переходить к Бытию, Исходу, Евангелиям и Деяниям. Как же лучше это сделать? Во-первых, позаботьтесь иметь с полдюжины разных книг с комментариями по выбранной вами для изучения теме и постарайтесь сохранить их нераскрытыми до тех пор, пока вы не составите свое собственное мнение после детального изучения, хотя бы первой главы. И конечно, не стоит тратить время на чтение предисловий, которые призваны зафиксировать ваше внимание на главной идее книги еще до начала чтения. А поскольку они еще и намереваются вложить в себя основную информацию содержания книги, то они, в большинстве своем, бесполезны и даже вредны. Если вы чувствуете, что вы не совсем знакомы с содержанием, то прочитайте избранную вами для изучения книгу целиком и сразу, прежде чем начнете изучать первую главу. И, как только что рекомендовалось, оставьте все посторонние комментарии в стороне до тех пор, пока вы самостоятельно не пройдете по тропе, не затоптанной посторонней мудростью. После усиленной и кропотливой борьбы один на один с выбранным вами объектом, у вас появится хороший шанс узнать, насколько мало знают все эти комментаторы. Но есть и другая причина для такого совета. Опыт показывает, что если вы прежде обращаетесь к этим книгам, ваши собственные способности к анализу и размышлению над текстом замораживаются; у вас никогда не возникнут свои оригинальные мысли, вы в плену чужих идей, вы “надеваете их очки” и уже смотрите на всё их глазами. Итак, трудитесь сами безо всяких посторонних добрых советчиков, используя параллельные места и хорошую справочною литературу. Обсасывайте каждый стих, каждое необычное слово, каждую неожиданную фразу, каждое звено между контекстом. Каждое “эхо” в другом похожем месте должно вами быть обдумано и внимательно исследовано. Используйте любой понравившийся вам метод в изучении, предложенный в этой книге, и особенно ту ее часть, где пишется об умении задавать вопросы. Рассмотрим один пример. Предположим, вы решились исследовать книгу Руфь. Первых пяти стихов будет для начала достаточно. После нескольких раз внимательного прочтения их, у вас непременно возникнут с дюжину вопросов. Примерно следующие:
После того как вы придете к каким-то определенным заключениям по этим вопросам; или наоборот скажете, что ничего не можете на это ответить; или: меня не удовлетворяют те выводы, к которым я пришел, а потому мне нужна дополнительная информация, то тогда (только тогда и не минутой раньше) обращайтесь к вашим комментаторам и посмотрите, что они об этом говорят. Вы с удивлением обнаружите, что большинство интересующих вас вопросов, они обходят со стыдливым молчанием. И всё же не жалейте ни времени ни сил использовать все предоставленные вам возможности. Где-нибудь что-нибудь, да обнаружится! Со временем и с опытом вы убедитесь, что самый лучший результат от комментариев – подстегнуть ваши собственные старания к дальнейшим исследованиям по интересующей вас теме. Возможно, что ваши выводы будут совершенно противоположными тем, которые вам предлагались и, в таком случае, вы будете благодарны им за то, что они дали вам толчок для изучения в правильном направлении. Будет весьма странно, если ваши поиски не заставят вас обсуждать ваши проблемы с кем-нибудь еще. Не стоит останавливать себя в этом стремлении; в беседе одна идея тянет за собою другую, помогая разрешить предыдущую. Часто новый, свежий взгляд (а может и критический) на вещи, который всплывает в разговоре, обнаруживает слабость и хрупкость ваших собственных идей. Особенно это относится к тем нерешенным проблемам, которые разрешаются сами собой, когда точно такую проблему выносит на обсуждение кто-то еще. И очень может статься, что ваш энтузиазм о ваших библейских изысканиях будет заразителен и для других. И чем сильнее такая инфекция, тем лучше! Итак, да преобладает в ваших разговорах ваш “конек” – исследуемый предмет в Библии.
|
|