![]() |
Библейские курсы Литература Журнал «Добрые Вести» Статьи Гимны Новости Форум |
![]() | |||
11. ЯЗЫК СИМВОЛОВ | |||
Библия изобилует символами. То, что было сказано о еврейском языке, как о языке образов и определенных идей, конечно, причина этого. Именно поэтому существует столько разных толкований и мнений. Как определить: где язык символический, а где нет? Ответ прост: когда сказанное в точности соответствует сказанному, значит, это надо понимать буквально. Непонятно, как определить это? Хукер, теолог семнадцатого столетия, определил это словами, которые не мешало бы поместить в предисловии ко всем изданиям Библии: “В толковании Священных Писаний я всегда придерживаюсь одного безукоризненного правила: всегда руководствуюсь буквальным понимание, а всё остальное – ничто”. Или же, проще говоря: воспринимайте слова Библии просто, не мудрствуя, до тех пор, пока такое восприятие не станет казаться странным и неуместным. Так, слова “вот, вышел сеятель сеять” сразу уводят наши мысли от сельского хозяйства, потому что раньше было сказано: “И поучал их много притчами”. А четырьмя стихами раньше мы прочитали: “И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои”. Трудно было бы понять эти слова в буквальном смысле. Когда в Пс.73:19 встречается молитва со словами: “Не предай зверям душу горлицы Твоей”, символика слова “горлица” очевидна. Проявление ли здесь заботы Бога о голубях? Сравнение с Лев.12:7 и 1:14 поясняют, почему сказано: “собрания убогих Твоих не забудь навсегда”. Горлицы приносились в жертву бедными людьми, а это нам уже что-то напоминает… Это место, взятое случайно в этой главе, хорошая иллюстрация общности языка Библии перекликающихся между собой ссылок, что неизбежно понуждает объяснять Библию самой же Библией, а не философией двадцатого столетия. “И овладеет семя твое городами врагов своих”, – эти слова не имеют никакого отношения к тем, кто настойчиво пытается доказать, что они относятся к ним, родившимся в двадцатом веке в Англии, или в Америке. Но они точно соответствуют Тому, Кто видел стены древнего Иерусалима и был вновь возвращен к жизни, а также к тем, кто читает об этом и верит написанному. Так сказанные Им семь слов содержат больше, чем семьдесят современных. Но предоставим Библии объяснять саму себя. “Семени… которое есть Христос”, – догматично говорит Павел в Гал.3:16. А Сам Христос говорит о Себе Так: “И живой; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти”. Здесь со властью определены враги, не те, против которых воюют человеческие лидеры, а совсем другие – на много более могущественные. А так как Иисус сейчас владеет ключами от ворот величайшего Своего Врага, то только Ему решать, кто войдет туда (и останется там навсегда) и кто выйдет оттуда (чтобы не входить туда больше никогда). Итак, там, где это только возможно, пусть Библия будет путеводителем в объяснении своих символов, если вы уж решили, что здесь использованы символы. Когда вы читаете в комментариях на Лк.21:25, что “солнце – это правящая государственная власть, луна – власть церкви, звезды – обладающие властью, а море – простые люди”, то вы принимаете это за истину не потому, что в предисловии к английской Библии королева Елизавета названа “яркой звездой Запада”, но потому, что Библия говорит об этом! С другой стороны, знакомая символичность снов Иосифа заставит вас задуматься о всей семье Израиля, и тогда слова из Иер.31:35,36 предстанут вам в ином свете: “Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф – имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда”. Отсюда ясно (было бы странно, если бы это не было так), что Иисус в Лк.21 говорит и толкует пророчество Иеремии о Новом Завете с Израилем. Его слова безошибочно указывают на драматические знамения в Израиле, знамения не в правящих кругах власти, а если и на них, то в гораздо меньшей степени. И когда Иисус сразу переходит к сравнению с цветущей смоковницей, последние сомнения в правильности наших предположений отпадают. Упоминание смоковницы, вызывает вопрос, где этот символ используется более отчетливо, более различимо. И Библия дает наилучший на то ответ. Два раза Иисус просто и ясно использовал смоковницу, как символ Своего народа (см. Мк.11:13-21; Лк.13:6,7). Очевидно, что и в случае в Лк.21 Он следовал тому же принципу, который использовался и Иеремией (гл.24), и другими пророками (Ос.9:10; Мих.7:1; никто не сможет оспаривать факт частоты встречающихся в Библии сравнений Израиля с виноградной лозой и смоковницей). Такое солидное и прочное основание толкования символики смоковницы подталкивает на интересные мысли. Закхей залез на смоковницу потому только, что на это дерево легко было залезть, или же здесь кроется какой-то символ, узнанный Лукой? Имеет ли какой-либо смысл упоминание того, что Нафанаил был виден Иисусом под смоковницей, или нет? В Книге Бытие 3, главе в которой ни одно слово не должно быть упущено, упоминание о смоковных листьях должно было наводить читателя на определенные мысли, или же о них говорится просто потому, что они пригодны для опоясывания? И, наконец, почему знамения на солнце, луне и звездах стоят рядом со знамением смоковницы, роняющей незрелые смоквы в событиях под “шестой печатью?” Как бы ни толковались и не объяснялись “печати”, в любом толковании должно найтись место для Израиля в день проявления “гнева Агнца” (Откр.6:12,13,16). Ну, а поскольку смоковница символизирует Израиль, то, несомненно, хотя и не так очевидно, как того бы хотелось, финиковое дерево – символ язычников. В путешествии по пустыне, что само по себе символ искупления и освобождения, встречаются “двенадцать источников воды и семьдесят финиковых деревьев” (последнее позволяет предположить 70 народов Быт.10, а так же см. Быт.46:27; Вт.32:8; Лк.9:1; 10:1). Иерихон – “город Пальм” (в еврейском пальма и финиковое дерево – одно и то же слово; прим. переводчика), был первенцем из языческих городов, посвященных Яхве. В описании храма Иезекииля херувимы и пальмы чередуются между собою, что толкает на предположение об искуплении, как Израильтян, так и язычников. Всё это приводит к неожиданному восприятию гл.10,11 и 12 Евангелия от Марка. Исцеление слепого, торжественный въезд в Иерусалим, проклятие бесплодной смоковницы, очищение храма, наставление в вере и, как продолжение, символическое изложение прав язычников на принятие Евангелия, которое было отвергнуто Израилем во времена его написания. Это происходило вблизи Иерихона, “города Пальм”, когда неизлечимый слепой по имени Вартимей (само имя, которого означает – “сын языческий”), сидел у ДОРОГИ. Он начал кричать Иисусу, как предназначенному Мессии, Сыну Давида и, хотя “многие заставляли его замолчать”, он был еще более настойчив в своем крике до тех пор, пока Иисус не повелел позвать его (несомненно одному из Своих учеников). Исцеленный и прозревший, он “пошел за Иисусом по ДОРОГЕ”. Недалеко от Bиффагии (“дом смокв”) и Вифании (“дом фиговых деревьев”) два ученика были посланы за ослицей и молодым ослом, за осленком, на которого никто не садился. Они пошли и нашли животное у ворот на улице. Когда они его отвязывали, им резонно был задан вопрос: “Что делаете? зачем отвязываете осленка?” Похоже на случай с Вартимеем, не так ли? Но ответ: “Он надобен Господу”, удовлетворил вопрошавших. Когда Иисус въезжал в Иерусалим, как Царь (Зах.9:9), Он освободился от ослицы ради “молодого осла” (Мф.21:7). Огромная толпа шла впереди Его, и великое множество шло сзади, – все приветствовали Его и постилали одежды свои на дороге, другие же махали пальмовыми ветвями. Иудеи же говорили с горечью: “Весь мир идет за Ним”. Согласно Евангелию от Луки, Иисус оплакивал ужасное будущее города, который отверг “мужа скорбей”, именно во время торжественного въезда в Иерусалим. На следующий день, когда Иисус возвращался в город, Он подошел к смоковнице, чтоб найти на ней плоды. Была весна, время плодоношения (Песн.2:13; Ис.28:4), но не нашел ни одной. Поэтому Он торжественно проклял то, что символизирует смоковница. Богу нужны плоды, а не листья. Смоковница засохла, будучи сухой в корне, и будет такой до предсказанного дня, когда она снова зацветет (Мф.24:32). Уже в нашем столетии она начала давать свои ростки, с листьями, но, увы, пока без плодов! Войдя в храм, Иисус выгнал оттуда тех, кто извратил поклонение Его Отцу (тех, кто поклонялся через жертвоприношения животных), и не позволял проносить через храм (ту ее часть, которая предназначалась язычникам – двор), какую-либо вещь, провозглашая тем самым святость всего храма. Эта мысль находит свое подтверждение, прежде всего, в пророчестве Исаии, где говорится о том, что храм будет местом поклонения для всех народов, а так же в символике исцелении увечных и слепых. Засохшая смоковница была хорошим уроком ученикам, дабы показать их нужду в вере со страхом пред Божиим могуществом и святость благословения миссии, возложенной на них. Самое труднопреодолимое препятствие будет гора Сион, говорил Он, с храмом и Законом, прочно установившимися на ней, но ваша вера способна ввергнуть и эту гору в море. И это пророчество сбылось в 70г. Н.Э. На другой день были рассказаны три притчи. Одна про двух сынов, один из которых согласился работать (Исх.19:8), и не пошел, а другой, отказался, но потом пошел работать в винограднике отца своего. Вторая притча была о виноградарях, убивших сына и наследника господина своего, которым была предсказана “злая смерть” и передача виноградника в другие руки. И третья притча была о брачном пире, на который были приглашены те, кто с презрением отверг приглашение и посланных рабов, за что их город и был сожжен, а на пир были приглашены все с “распутья”. Вся символика Библии глубока и прелестна. Какой-нибудь символ, взятый отдельно, может показаться слабым, недостаточным и не убедительным, Но все вместе они образуют чудесную и значительную картину (Посмотрите так же Мк.10:42-44 и подумайте с чем бы это могло быть связано). Примеры, подобные этому и того, что было коротко сказано об Ос.9,10, сильно разнятся от общепринятого привычного подхода, а потому должны вас заставить задуматься об основных принципах толкования Библии. Заставить подумать о том, что они не так уж широки и глубоки, как кажется и как нам того бы хотелось, и о том, что они останутся такими до тех пор, пока мы не оденем что-то вроде очков, какие были у богодухновенных писателей. Мы многое познаем и узнаем еще больше, если только доверим Библии толковать саму себя.
|
|