Христадельфиане - официальный сайт
Времена отрады
XXIV. БЕСПОЛЕЗНЫЕ СПОРЫ

Работа Павла в Ефесе. – Ее результат. – Творимые им чудеса и влияние их на язычников. – Создание большой экклесии. – Тимофей. – Отъезд Павла и его последующее Послание Тимофею. – Содержание Послания. – Множество вредных вопросов. – Природа образования. – Препятствия ему. – Современная необходимость в Апостольском предостережении. – Споры и мнения. – Во времена Павла. – Изменения сути споров со временем. – Возможные темы для обсуждения, которые всё-таки не стоит затрагивать. – Истина проста и славна, как солнце. – Действие закона и благовестие в жизни. – «Здравое учение». – Познание его. – Отвращение от «мертвых дел» отвлеченных споров. – Бойкие незаконные дети. – Результат деятельности Тимофея в Ефесе. – Последующая похвала экклесии от Господа. – Предупреждение лицемерам. – «Первая любовь» и «прежние дела». – Слова синонимы в духовном словаре. – Опасности, подстерегающие нас, и как от них избавиться.


1-е Послание Тимофею, гл 1. Павел пишет Тимофею, и в этом письме мы находим нечто полезное и для себя. Послание пишется в Ефес, где Павел оставил Тимофея после успешной работы, проведенной в этом городе десятью годами раньше. Стоит отметить, что эта работа настолько сильно повлияла на жителей города, что пришла в упадок до селе процветавшая торговля серебряными святынями, что, естественно, повлекло большое возмущение не только торговцев, но и также и простого народа, во время которого пострадали несколько братьев.

Влияние апостольской деятельности не ограничилось Ефесом, ибо нам известно, «что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины». Также мы читаем о том, что «с такою силою возрастало и возмогало слово Господне, что многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми». Верующих было не только много, некоторые из них были знатными. Некоторые Асийские начальники были друзьями Павла (Деян 19,31). Свидетельство об истине затрагивало и знатные круги общества, влияя на образованные и просвещенные умы евреев и язычников, что несравнимо с нашим временем, когда слово действенно лишь на периферии общества. Подобные обстоятельства принесли и свой результат. Чтобы проповедовать иудеям, Павел посещал, открытые в то время для всех, синагоги. Внимание же язычников Павел привлекал тем, что верующим девятнадцатого столетия ныне не доступно. «Бог же творил немало чудес руками Павла» (Деян 19,11). В результате в Ефесе возникла большая экклесия, состоящая, главным образом из тех, кто поначалу причинил ему немало хлопот. Павел был с ними два года, после чего навсегда оставил их. Кроме старейшин, с которыми ему представился случай встретиться, послав за ними из Милита. Вместо себя он оставил Тимофея. Причина, по которой он это сделал, указана в главе, которую мы сегодня читаем. А именно, «увещевать некоторых, чтобы они не учили иному», что говорит о существовании отступников среди братьев в экклесии Ефеса, чьего пагубного влияния опасался Павел, еще будучи с ними, приметив, что они «производят больше споры, нежели Божие назидание в вере». И здесь нам дан намек на то, как нам вести себя во дни, когда Павел уже не живет с нами, чтобы давать нам отцовское наставление. Существуют вредные «споры», которые уже сами по себе сомнительны и не важны по своему исходу, ибо их возникновение препятствует духовному «назиданию в вере». Достижение и сохранение «назидания в вере» является важнейшей частью истины, а также побуждением поведения любого брата.

Что представляет собой «назидание в вере»? Это созидание в набожности – укрепление духа в Боге. Как? В надежде, данной Им нам. В повиновение многим заповедям, оставленным Им нам. В вере, которая дает нам упокоение в Нем. В любви, требуемой Им от нас по отношению к Себе и «ближнему». И, конечно, в желаемом Им с нами общении через молитву. Всё это, естественно, требует знания того, Кто Он есть, знание его обетований и заповедей, которые Он дал Своим рабам пророкам, апостолам и Сыну, Иисусу Христу. Знание всего этого позволяет достичь хороших результатов в назидание в вере. И здесь всё хорошо, что дает такое знание и укрепление набожности, что во всех чувствах и делах помогает «назиданию в вере». Того же, что отвлекает от этого, что ослабевает набожность следует избегать и почитать за бесполезное, а значит, вредное пустословие. И об этом нужно помнить всегда, ибо всегда существует опасность использования «спора» в истине, которые вредны, прежде всего, самой истине, хотя и затеваются, возможно, не из-за злых целей, а из-за особенностей характера человека, побуждающего его поговорить о предметах, которых бы лучше было не касаться либо из-за неразрешимости самого вопроса, либо из-за возникновения побочных лукавых мыслей. Нужно быть начеку против таких побуждений. Если Павел поставил Тимофея, чтобы тот оберегал церковь от влияний «некоторых» нарушителей спокойствия, то и нам не стоит удивляться, если в девятнадцатом столетие возникнет подобная необходимость (впрочем, к сожалению, это будет не так легко сделать, как тогда). Необязательно такие люди обладают теми же особенностями, ибо на это влияют различие обстоятельств.

Во времена Павла существовали Талмудические и языческие легенды, из-за реальности которых и возникали всякие споры, среди которых выделялись споры о родословиях, которые в то время казались важной частью закона. Вокруг подобных вопросов возникали жаркие «теологические» дискуссии, когда говорилось много самим непонятных слов, не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают, уводя в сторону от любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, что, по словам Павла, было главной целью всего. В наши дни, хотя и другими путями, подобные люди достигают тех же самых жалких и испепеляющих их души результатов, разрушая здравость и трезвость, которые рождаются от чистоты и целости благословенной надежды, которая учит нас отвращаться от безбожия и мирской похоти, но жить трезво, праведно, и благочестиво в нынешнем веке, ожидая пришествия нашего Господа с небес, Который преобразит наши уничиженные тела и установит Царство Божие. Вопросы о том, когда Господь был прославлен; о том, какой была кровь, когда Моисей восшел к Богу, живой или мертвой; о точном значении некоторых образов закона к живущим в тысячелетие; о качестве вина, да и самого хлеба, употребляемых при хлебопреломлении; точная оценка, с Божественной точки зрения, жертвоприношения; о Божественном предвидении и свободой выбора и т.д. и т.п. и т.д. и т.п. Всё это вполне может являться предметом разговоров и глубоких размышлений, и в то же время неуместными для серьезных споров, когда дело касается веры и повиновению Господу Иисусу. И они подпадают под категорию совершенно бесполезных, если приобретаю окраску навязчивого фанатизма. Увенчанная славой истина сверкает яркостью полуденного солнца, однако она странно затемняется, когда человек начинает щуриться на ее свет, предпочитая полнощный мрак сомнительных споров. Это сильно смахивает на то, что такой человек более возлюбил тьму, нежели свет.

Тимофею было поручено сконцентрировать внимание верующих на практической цели закона, о чем некоторые были склонны спорить в абстрактной и теоретической манере. Ему нужно было научить их, «что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, ПО СЛАВНОМУ БЛАГОВЕСТИЮ». И отсюда видно, что, по мнению Павла, представляет собой «здравое учение», а именно, правильное понимание морального долга, поведения в жизни, что одинаково необходимо, как и элементарные знания о Царстве Божием. Всё это должно быть на первом месте. «Славное благовестие» включает в себя призвание к обращению от мертвых дел. Павел ставит это среди первоочередных задач (Евр 6,1), на место, которое оно по праву занимает, ибо в чем заключается ценность отношений Бога к людям, если не в их праведности и благотворительности, как их основе? Если человек не познал природу «мертвых дел» и повеление отвратиться от них, то он не знает по-настоящему «славного благовестия», даже если он при этом знает о естестве человеческом и естестве и воле Божией. Первым уроком, усвояемым вместе с крещением, должно быть то, что человек умирает вместе с Христом, становится мертвым для греха, и воскресает к обновленной жизни. Всегда необходимо быть готовым к тому, что во время абстрактных рассуждений, к которым человеческий мозг совсем не подготовлен, о практической стороне надежды и очищении верующего «от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием», не стоит упускать из вида и практическую сторону дела. Существует много бесспорных ситуаций, которых следует опасаться. Неочищенный зелот пересекает море и землю, дабы обратить хотя одного. Чистый теоретик, поднаторевший в духовных оборотах речи, но не подчиняющийся закону Христа – незаконный ребенок, а не сын. И совсем не удивительно, что в наши дни, совсем недавно выбравшись из всепроницающего мрака, существует много таких. Пусть каждый испытывает себя. День великого испытания близок, когда сущность человеческая, ныне еле-еле проглядываемая сквозь омраченное смертью тусклое стекло, засверкает с изумительной яркостью Духовного образца. Внешне фарисеи казались людям праведными, такими, как они и думали о себе, ибо благодарили Бога за то, что они не такие, как все остальные. Однако, обратите внимание на приговор Господа, который, без сомнения, уместен во многих случаях и ныне. Привычка делать напоказ до сих пор не изжита.

Если судить по посланию, предназначенному Ефесской экклесии Иисусом Христом спустя 35 лет, которое Он передал на острове Патмос через Иоанна, Тимофей успешно справился с порученным ему делом в Ефесе: «знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных (тех «некоторых», о которых писал Павел), и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал». Жизнь экклесии в течение этого времени была вполне удовлетворительной, если учесть во внимание, что «некоторые», пытавшиеся вовлечь верующих в неуместные и бесполезные споры о законе и прочих баснях, оставили свои попытки, став настоящими рабами Христовыми. И это пример для нас. Ибо и мы окружены лицемерами, претендующими на апостольский авторитет. Кстати говоря, мы нашли их лжецами и, естественно, вышли из среды их. Нам также следует удаляться от тех, которые производят «пустые споры между людьми поврежденного ума», «гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью». Ну, а если это было заповедано верующим Ефеса, то это заповедано и верующим всех последующих веков, ибо к сей заповеди не было прибавлено: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам». А это значит, что и мы в аналогичных обстоятельствах можем найти для себя утешение.

Однако, в случае с Ефесом, необходимо отметить и еще одну особенность, которая служит предупреждением нам. «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою». Это сказано о том, что нечто хорошее, что было вначале в экклесии, со временем исчезло. Конечно, это не та чувственная любовь, которая со временем и среди испытаний, что естественно, остывает. Эта любовь – те «плоды», которые порождаются от веры, и которые перестали приноситься от труда, о чем предупреждал Павел, благодеяний («Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем»). Именно это подразумевается под этим упреком. «Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела». Они перестали делать то, что они делали вначале, они оставили «первую любовь» свою. «Любовь» и «дела» – слова синонимы в Духовном словаре. Чувственная любовь без повиновения не приемлется. «Ибо это есть любовь к Богу, - говорит Иоанн, - чтобы мы соблюдаем заповеди Его» (1Ин 5,3). Что равносильно сказанному Христом: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин 15,14). Верующие Ефеса ослабели в повиновении, а значит, оставили первую любовь свою. И это предупреждение нам. Если уж экклесия под апостольским надзором не смогла следовать апостольским уставам закона Христова, то что говорить о нас, живущих во время, когда Апостол уже не может напомнить о нашей обязанности? Против такой опасности существует лишь одно средство – ежедневное общение со Святым Духом посредством чтения того, «что Дух говорит», через определенные для нашего времени пути – через чтение того, что было написано издревле святыми Божиими человеками, которые были движимы Духом Святым. Поэтому, как написал Петр (2Пет 1,15; 3,1,2) мы можем «всегда приводить это на память». Таким образом мы прилагаем особое внимание к слышанному, чтобы не отпасть (Евр 2,1). Непрестанно молясь, мы назидаем себя в нашей святой вере, утверждаясь и преуспевая в деле Господнем, которое избавит нас в пришествие Его от заслуженного экклесией Ефеса упрека, а также всех беззаконных и злых людей.





Назад Вернуться к содержанию   Следующая глава… Следующая глава