Христадельфиане - официальный сайт

ВОПРОС-ОТВЕТ

УЧАСТЬ УМЕРШИХ ЛЮДЕЙ, АД, ГЕННА И ПРОЧЕЕ В БИБЛИИ

ВОПРОС: Здравствуйте! Я получил ваши журналы и там есть статья о смерти, в которой говорится что человек, умирая, испускает дух (Божью силу, дыхание, а не душу как все привыкли, которая бессмертна) и тело просто остается в земле ждать второго пришествия, чтоб воскреснуть. Но мне кажется вам противоречит книга Иова, где есть моменты говорящие про преисподнюю и про обитание там, но и не только. Вот, например, Библейский словарь Эрика Нюстрема:

Преисподняя и царство мёртвых

Ад. В большинстве мест, где это слово встречается в Библии, в основном тексте ему соответствует еврейское слово «шеол» или греч. «гадес», которое обыкновенно переводится словом «преисподняя» или «царство мертвых». Шеол обозначает «прикрытая пропасть» (Бернштейн) или «пустота внутри», сравни нем. Holle; гадес – «невидимое».

Царство мертвых, куда соберутся все люди после их смерти (Иов. 30:23), изображается расположенным внутри земли (Чис. 16:30 и дал.; Иез. 32:18), это страна тьмы и тени смертной (Иов. 10:21) с жилищами (Прит. 7:27) и воротами (Ис. 38:10; Мат. 16:18), земля молчания и забвения (Пс. 93:17; 87:13), где мертвые соединяются по коленам и племенам (Быт. 37:35; Иез. 32:21 и дал.), где они отчасти сохраняют ту одежду и тот вид, который имели на земле (1Цар. 28:14; Иез. 32:27), но где не существует деятельности, размышления, знания и мудрости, а царит безразличный покой (Иов. 3:13; Еккл. 9:10) и где уже не вспоминают о Боге и не призывают Его имени (Пс. 6:6; 29:10; 87:11 и дал.; Ис. 38:18 и дал.), хотя Всемогущий и там присутствует (Пс. 138:8), так что души умерших (рефаимы) трепещут перед Ним (Иов. 26:5). Относительно возмездия в преисподней живущие неясно себе представляли: угнетатель и угнетенный живут там вместе (Иов. 3:13 и дал.). Саул и сыновья его встречаются там с Самуилом (1 Цар. 28:19). Из этого царства мертвых никто никогда не возвращается обратно (Иов. 16:22), оно называется вечным домом человека (Еккл. 12:5) и смерть называется вечным сном (Иер. 51:39,57; сравни Ис. 26:14).

С другой стороны в этот мрак преисподней проникают лучи, которые предвозвещают начало дня. Такими лучами были свидетельства о взятии Богом Еноха и Илии, предчувствия некоторых отдельных верующих о жизни после смерти, например, Пс. 72:23 и далее, торжественные слова Иова об Искупителе (Иов. 19:25 и дал.) и некоторые ясные пророчества об уничтожении смерти и о воскресении умерших (Ис. 25:8; 26:19; Дан. 12:2 и другие). Так как в последнем случае (Дан. 12:2) воскресение мертвых должно совершиться в два приема, то преисподняя, по представлению нового еврейства, имела две различные части, отделенные друг от друга непроходимой пропастью; одно из них предполагалось для верующих, другое для безбожников. В первой, которую назвали «раем» или «садом Едема», находятся набожные патриархи; там Авраам принимает на свое лоно всех истинных своих детей, чтобы утешить их. В другом же отделении безбожники мучаются в пламени осуждения (Лук 16:23 и далее).

Кроме упомянутых слов, шеол и гадес, в Новом Завете есть другое слово, а именно: геенна — греческая форма еврейского слова гехенна или гехинном. Слово это употреблено, чтобы отметить последнее место собрания осужденных. Это слово встречается в Новом Завете в 12 местах, а именно: 11 раз в 3 первых Евангелиях (Мат. 5:22,29,30; 18:9; 10:28; 23:15,33; Map. 9:43, 45,47; Лук. 12:5) и один раз у Иак. 3:6. В некоторых из этих мест находим название «геенна огненная», т.е. «горящая геенна»; оно обозначает то же, что и «печь огненная» (Мат. 13:42,50) – вечный огонь или «мука вечная» (Мат. 25:41,46), «тьма внешняя» (Мат. 22:13; 25:30). «Врата адовы» в Мат. 16-18, т.е. власть и совет ада.




ОТВЕТ: Добрый день! Характер тех вопросов, которые вы поставили, требует вначале подвести под всю эту тему определенный фон, который можно назвать библейско-историческим фоном. Вначале мы сосредоточимся именно на нем, а к рассмотрению конкретных понятий перейдем чуть позже.

За многие прошедшие века, как не раз уже о том говорилось в других темах на форуме (и этот момент всегда нужно стараться держать в перспективе), учение Библии подверглось весьма и весьма значительным искажениям, которые распространились и укоренились в сознании очень многих людей и которые передаются из поколения в поколение. Если внимательно читать Библию, то можно видеть, что она предрекает такое плачевное искажение самой Истины и истинных учений Библии за всё то время, которое пройдет с момента вознесения Иисуса и отшествия апостолов, и до момента его возвращения. Непонимания и искажения накопятся в таком объеме, что один из библейских пророков, глядя на всю эту ситуацию, говорит так:

“Господи, сила моя и крепость моя и прибежище мое в день скорби! К Тебе придут народы от краев земли и скажут: только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем никакой нет пользы” (Иер. 16:19).

Фраза “придут народы от краев земли” указывает в этом пророчестве на его применимость к последним дням, т.е. ко времени возвращения Иисуса, который обличит невежество людей и провозгласит, что есть Истина, а что было человеческими заблуждениями. Именно к Иисусу народы будут периодически приходить в Иерусалим во вновь построенный храм (описанный в последних главах Иезекииля и никогда прежде еще не существовавший на земле) для поклонения Богу – см. Мих. 4:1-3; Зах. 8:20-23 и т.п. Также обязательно нужно обратить особое внимание на то, что в этом стихе говорится не о каких-то маргинальных группах малоизвестных и малораспространенных деноминаций, прежде всего, но О НАРОДАХ, о целых народах, живущих по всей земле. Каковы же представления народов о Библии, о Боге, о Христе, о дьяволе и сатане, о будущей награде и т.д. и т.п., всё это нам хорошо известно уже сейчас.

Искажения Истины и увод в сторону, превратное толкование учений Библии началось еще при жизни имевших Духа Божьего апостолов (что, спрашивается, говорить о последовавших далее долгих и долгих веках и временах, в которые люди были предоставлены сами себе и не имели обличителей и наставников, каковыми являлись водимые Духом апостолы?), и на этот счет в Новом Завете есть много предупреждений и предостережений, равно как и пророчеств о том, что так будет. Вот, например, как об этом говорит апостол Петр: “…невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания” (2Пет. 3:16). И отмечать эту печальную тенденцию он был вынужден уже при своей жизни!

Идолы народов

Один из ответов на весь этот вопрос с искажениями истинного Учения Библии состоит в том, что когда в результате деятельности апостолов в первом веке н.э. Евангелие получило мощнейший толчок и стало распространяться быстрыми темпами по всему миру, то по мере его прихода в языческие народы и принятие его ими, последние привнесли в христианство много чего из своих былых верований и ложных убеждений, тем самым загрязнив его и извратив в значительной мере. Местами этому способствовали сами вожди и предводители языческих народов, заинтересованные в том, чтобы их народ как можно быстрее и с меньшим противодействием принял эту новую религию (христианство), поскольку для них это открывало определенные возможности в политике и торговле с уже принявшими христианство странами мира. В частности, наша Русь-матушка была тоже крещена в подобных обстоятельствах – закореневших в язычестве русских вдруг за кратчайший промежуток времени «крестили» и «перевели» в новую религию, до того не известную ни им, ни их предкам. И вот народ «дружно» переходил в новую религию по повелению своих властей и правителей, и тащил при этом за собой и своих идолов, и свои обряды, и многие верования. И так далее и тому подобное.

В огромной мере на всё это возникшее и развившееся заблуждение повлияли греки с их культурой и легендарной мифологией – выдумками человека о том, как устроен мир и что в нем происходит, кто им правит и т.д. Эти учения греков распространились вместе с их завоевательными походами и влиянием, которое их культура в целом оказывала на захваченные ими народы и территории, и очень многими нынешними суевериями и лжеучениями люди, увы, обязаны именно им. А еще, в какой-то мере, и египтянам, и шумерам, и римлянам – всем тем народам, которые оставили в истории свой заметный след и которые так или иначе на протяжении значительного исторического времени влияли на трансформацию мировоззрения человеческой расы. Человеку вообще свойственно модифицировать и изменять всё то, что попадает в его руки (тем более, в его ум), и он делает это по разным причинам и мотивам, с разной глубиной и широтой, но ничего незыблемого в восприятии человеком чего бы то ни было не существует. Ибо, как известно, сам человек непостоянен. Так было всегда, так всегда и будет.

Говоря далее, невозможно не сказать об еще одном важнейшем механизме и факторе искажения Библии и её учений в человеческой истории с момента смерти последнего апостола – о Римско-католической церкви. Вот что совсем недавно было написано на форуме в очередной раз по вопросу этого явления в «христианском» мире:

«Шансы на то, чтобы обрести спасение, значительно выше в среде христадельфиан – это абсолютно однозначно и это наша твердая позиция. Так происходит по той причине, что мы полностью уверены, что понимание Библии, Учения, Божьей воли, Царства, условий Спасения и прочих соответствующих вопросов, равно как и убеждения, происходящие из такого понимания, по основополагающим пунктам Учения и в своем подавляющем большинстве в гораздо большей степени приближены к Истине у христадельфиан, нежели где-то еще. Крайне трудно – если вообще возможно – найти другое такое сообщество верующих во Христа людей, помимо христадельфиан, понимание которыми фундаментальных вопросов Библии настолько разительно отличалось бы от интерпретаций этих самых учений огромным большинством существующих церквей и деноминаций «христианской» направленности. Перенятые практически всеми ими от Римско-католической церкви основные искажения Истины, выразившиеся в лжеучениях о Троице, о рае на небесах и аде в глубине земли, о бессмертной душе, о дьяволе и сатане как о реально существующей и противодействующей Богу личности, о предсуществовании Христа, об обстоятельствах прихода Антихриста и его делах, и т.д., и т.п., имеют свое место в той или иной степени практически во всех существующих деноминациях. Такая ситуация является исполнением одного из многих пророчеств и предупреждений, данных Иоанну в Откровении о характере, деятельности и последствиях возникновения в мире такого явления как Римско-католическая церковь:

“…Я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле… и я увидел жену… И жена… держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее… мать блудницам… Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена… воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки… Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями” (Откр. 17).

В этом отрывке, как нетрудно догадаться (особенно если заняться глубоким изучением этих образов и их «проявления» в нашей реальной истории мира), символически описывается ничто иное как римский католицизм. На эту тему существует огромная масса работ, восходящих еще к Исааку Ньютону и проч., но они даже и необязательны, разумеется, поскольку и без них понятно и видно практически всё, и для своего личного понимания каждому человеку в этом вопросе необходимо лишь две вещи: Библия и история. Изучение того и другого. Сравнение и анализ. Исследование, одним словом.

Одно из значений такого символа как вино в Библии - это учение. Чистое вино – чистое учение. Вино блудодеяния – искаженные учения и заповеди Бога. Блудодейство в Библии в духовном смысле – это уход от Бога посредством искажения Его воли, выраженной в Его заповедях и учениях. Древний Израиль описывается как блудница, блудящая от Бога всякий раз, когда Израиль оставлял Бога и искажал Его волю / учения. Римско-католическая церковь называется в Откровении матерью (примечательно в этом контексте, что католики сами называют свою церковь «церковью-матерью всех прочих церквей») всем остальным земным блудницам. Тождественность и родство этих блудниц с материнской церковью определяется едиными лжеучениями, которые они переняли от католицизма и которых придерживаются до сих пор.

Ни одно из учений, которые составляют основу римско-католической интерпретации Библии и христианства в целом, невозможно обнаружить, однако, у христадельфиан.

Иными словами, все люди, придерживающиеся искаженных трактовок основополагающих учений Библии, очень сильно рискуют априори, и будет лишь только логично предположить, что тем самым они резко уменьшают свои шансы на спасение. Так, к примеру, благодаря одному лишь ложному учению об Антихристе, выдуманному древними «отцами» церкви и затем, наряду с другими извращениями, распространившемуся по всей вселенной и проникшему в огромное количество церквей, возникает совершенно реальный шанс и риск, что последователи этих церквей по приходу Христа не смогут распознать в нем вернувшегося Спасителя, но будучи научены своими духовными вождями, восстанут против него как против пришедшего Антихриста, и будут сопротивляться ему со всей силой своего религиозного рвения, что вполне реально будет грозить им возмездием и отвержением. И масса других подобных моментов, это лишь один пример, о реалистичности сценария которого мало кто знает и еще меньше кто задумывается. В самые последние дни заблуждения, накопленные человечеством и «христианским» миром, всегда возвышавшим и продолжающим возвышать себя над некогда павшими евреями, не сумевшими в свое время признать своего долгожданного Мессию в пришедшем Христе, обусловят, в наказание, введение их Богом в точно такую же ловушку, и предпосылками к этому печальному положению дел послужат эти самые вековые заблуждения и извращения истинного Учения. Так что в итоге и с христианским миром получится то, что “Ты не узнал времени посещения твоего”. Именно они, эти заблуждения, во многом и «враз» вдруг перейдя из категории чисто теоретических вопросов, каковыми они оставались на протяжении многих минувших веков, обретут силу, характер и влияние совершенно практических последствий, и станут причиной и поводом для тех законных возмездий, которые навлечет на головы целых народов Сам Бог».

Итак, в продолжение нашей основной темы прежде всего необходимо четко уяснить для себя следующий важный момент: одной из заметных особенностей Библии – собственно, неотъемлемых для нее – является используемый ею поэтический язык, который не является языком фактического описания тех или иных явлений, событий, последовательностей действий, и так далее. Этот язык, как и предполагается по самой его сути, использует различные литературные приемы, такие как метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, аллегория, перифраз, диалог и многие другие, о которых подробнее можно узнать в соответствующих справочниках и пособиях.

Применение некоторых из этих приемов ограничено весьма изолированными конструкциями, т.е. коротким описанием или даже единичными фразами, употребляющимися очень редко (вплоть до фактов одноразового употребления во всей Библии). В этом случае человек, как правило, не испытывает никаких затруднений в понимании образности и иносказательности фразы или описания, и не зацикливается на этом отрывке, «проглатывая» его вместе со всем основным его смыслом и значением довольно естественным образом, и двигаясь дальше в своем чтении Библии. На его общее понимание библейских учений такие ничтожные / незначительные иносказательные конструкции не влияют.

Вот всего пара примеров таким незначительным иносказательным конструкциям, не ставящим человека в тупик своей образностью:

“А вас взял Господь и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела, как это ныне видно” (Втор. 4:20).

Как нетрудно видеть, данное сравнение (метафора) не вызывает преткновения и заблуждений относительно его понимания. Человеку по самому ходу повествования автоматически становится понятно, что ни в какой железной печи, на самом деле, израильтяне не сидели в Египте. Никто их в печах не жарил, никто не кидал в печной огонь, и т.д. Эту фразу воспринимают иносказательно, что правильно, ибо она призвана отражать тяжкое положение израильтян в Египте, только и всего… Здесь необходимо обратить внимание на следующее очень важное обстоятельство, которое будет проявлять себя в последующем при рассмотрении всех таких приемов и вопроса об их правильном понимании и усвоении читателем Библии: правильное понимание данного выражения как иносказательного, а не описывающего фактическую ситуацию, в значительной степени обусловлено еще и тем, что до момента употребления этой фразы у нас в нашем распоряжении был / оказался точный, фактический материал касательно того, что и как именно происходило с израильтянами в Египте! Иными словами, к моменту употребления этой фразы мы уже, т.е. заранее, ознакомились в большой степени с фактическим описанием ситуации. Если бы его не было, этого описания, то проблема с пониманием фразы о железной печи вполне могла бы быть уже на другом уровне. И тут мы переходим к следующему примеру:

“И сказал Господь Каину… что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли” (Быт. 4:9,10).

Этот пример, как мы с вами понимаем, тоже носит иносказательное значение несмотря на столь необычную передачу мысли. Этот пример, на самом деле, уже является чуть более сложным и привлекает к себе внимание в большей степени, нежели вариант «с железной печью». Были даже некоторые дискуссии относительно того, как и что именно подразумевается в этом отрывке. Однако и в этом случае мы понимаем, что кровь не кричит, не говорит, и вообще не имеет голоса. Что она есть существительное неодушевленное, и этим образным выражением подразумевается лишь то, что гибель Авеля от руки его брата требовала отмщения и наказания виновного. И вновь необходимо заметить для себя, что правильному пониманию этой метафоры способствует опять-таки имеющееся заранее в нашем распоряжении фактическое описание событий, реально имевших место между Авелем и Каином. Если бы этого описания не было, если бы мы не имели всего контекста, в котором были употреблены эти слова, то вопросов относительно этой фразы было бы уже больше. Окончательно нас убеждает в этом еще один пример, более широкий, более развернутый и, соответственно, более сложный, чем оба предыдущих. Вот следующий отрывок из Библии, о котором мы поговорим:

“Но в тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал, и Он услышал из чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его. Потряслась, всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания небес, ибо разгневался на них Господь. Поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горящие угли сыпались от Него. Наклонил Он небеса и сошел; и мрак под ногами Его; и воссел на Херувимов, и полетел, и понесся на крыльях ветра; и мраком покрыл Себя, как сению, сгустив воды облаков небесных; от блистания пред Ним разгорались угли огненные. Возгремел с небес Господь, и Всевышний дал глас Свой; пустил стрелы и рассеял их; блеснул молниею и истребил их. И открылись источники моря, обнажились основания вселенной от грозного гласа Господа, от дуновения духа гнева Его” (2Цар. 22:7-16).

Абсолютно ясно и понятно, что если рассматривать подобные описания в полном отрыве от контекста, то представить себе можно всё что угодно. Благодаря контексту и, опять-таки, имеющемуся параллельному фактическому описанию (вдобавок к этому поэтическому!) реальных событий из жизни Давида, мы со всей однозначностью понимаем, что всё, о чем говорится в 2Цар. 22:7-16, никогда не имело место и не происходило никак – ни во всей своей полноте, ни в частности. Иными словами, не было ни горящих углей, ни пущенных стрел, ни разверзшихся морей и оснований вселенной, и т.д. Всё было, условно говоря, гораздо проще и прозаичней, приземленней. А весь данный отрывок является ничем иным как иносказательным поэтическим описанием – песнью Давида (2Цар. 22:1), воспетой им Господу в честь избавления этого великого царя Богом от всех его врагов, в первую очередь от Саула. О том, как именно преследовал Давида Саул, и как именно Бог спасал его всякий раз, можно прочитать со всей достоверностью в параллельных фактических хрониках жизни царя Давида (книги Царств и Паралипоменон).

Приняв во внимание все эти совершенно реальные и неотъемлемые факты и соображения, теперь следует обратиться к вопросу о том, чему на самом деле учит Библия касательно участи умирающих людей. Как именно построено в ней освещение всей этой темы и почему у людей возникают такие серьезные проблемы в её понимании.

Жизнь после смерти

Самая главная, но при этом мало осознаваемая особенность темы о смерти и о дальнейшей участи умершего человека состоит в том, что у человечества полностью отсутствует какой бы то ни было практический опыт касательно всего, происходящего «по ту сторону» смерти. Это весьма важный и даже ключевой постулат, и его всегда следует держать в голове при обсуждении данной темы. В этом отношении Библия выступает для нас единственным источником истинного положения дел в рамках рассматриваемого нами вопроса. Однако к настоящему моменту нам уже известно, что освещение тех или иных тем, явлений, событий и проч. в Библии нередко может сопровождаться как поэтическим, так и фактическим языком. Вопрос о смерти и о судьбе умерших в этом смысле не является исключением, но при более-менее внимательном прочтении Писания мы обнаруживаем, что его освещение тоже совершается с одновременным использованием и задействованием этих двух параллельных подходов.

Из этих двух видов описаний поэтический всегда имеет гораздо большее воздействие на разум и воображение человека, что обусловлено использованием простых, но в то же время ярких и весьма выразительных образов и приемов подачи информации. В конечном счете, при отсутствии у человека накопленных в достаточном количестве знаний фактической стороны вопроса, поэтический подход оказывает ключевое влияние на формирование у него общего представления в отношении исследуемого вопроса. Вопрос о смерти является одной из наиболее обширных и очень эмоциональных тем в Библии, поскольку смерть сопровождает человечество на всех этапах его развития и существования, и остается актуальной абсолютно для каждого человеческого существа независимо от каких-либо иных (индивидуальных, обстоятельственных, временных и проч.) факторов или аспектов его жизни и судьбы. Упоминание в Библии всего, что связано со смертностью и смертью человека, и периодическое возвращение к этой теме в разных форматах и приемах делает эту тему гораздо более сложной для понимания по сравнению с приведенными ранее весьма краткими и изолированными примерами принципа использования поэтического языка («железная печь» и «вопиющая кровь»).

Всё сказанное выше сказано с тем, собственно, чтобы обратить ваше внимание на следующее обстоятельство: когда люди либо вообще не читают Библию, а используют для своего понимания накопленные окружающим миром мнения о ней или о ее учениях (которые в большинстве случаев оказываются ошибочными в той или иной мере), либо читают ее поверхностно, а не исследуют так, как это необходимо делать, то в результате они концентрируются на языке потрясающих воображение символов и красноречии поэтического описания, начисто (!) выпуская из виду фактическое описание, которое единственное способно установить «истину по факту» в отношении той или иной рассматриваемой темы. Сюда же нужно добавить сказанное нами ранее: крайне яркие и живые образы греческой мифологии и религиозных (ложных) верований, как самих греков, так и других языческих народов – древних египтян, шумеров, вавилонян, греков и проч., – распространившиеся по всему миру вместе с их завоевательными походами и деятельностью как таковой, в огромной мере сформировали некое «усредненное» понимание этого вопроса всеми последующими поколениями вплоть до наших дней. В памяти, иными словами, у людей, в конечном итоге, остаются лишь яркие и живые образы, задействованные в поэтическом описании, а фактическая сторона вопроса практически полностью ускользает от них, проходит мимо их сознания, не задерживаясь и, тем более, не фиксируясь в нем на должном уровне и в должном объеме. Они, эти образы, в итоге, и определяют «понимание» людьми тех или иных обширных и оттого достаточно сложных библейских вопросов и учений.

Если вы теперь вернетесь к своему первому посту, ставшему основанием для нашей дискуссии, то, перечитав его, возможно, вы уже на этом этапе сможете самостоятельно обнаружить весьма значительное количество содержащихся в нем указаний на использованный в цитируемых местах и отрывках Библии поэтический описательный стиль. Основной задачей в попытке показать истинное положение дел во всем этом вопросе является необходимость в должной мере познакомиться с фактическим описанием в Библии темы смерти и участи умерших, поскольку именно это описание, как я уже сказал выше, проходит мимо глаз подавляющего большинства людей при её исследовании (и, к слову говоря, не её одной!).

Сперва рассмотрим значение нескольких ключевых слов, имеющих отношение к этой теме и естественным образом фигурирующих и в поставленных вами вопросах тоже.

Слово «ад», столь часто фигурирующее в контексте смерти и встречающееся в русском переводе Библии, это слово «sheol» на иврите (Ветхий Завет) и его эквивалент на греческом «hades» (Септуагинта и Новый Завет). Как нетрудно увидеть и понять, русский эквивалент этого слова – «ад» – происходит как раз от греческого термина. Основное значение этих терминов – «могила», то есть место подземного захоронения умерших людей. В поэтическом значении это слово нередко обозначает общую могилу человечества, подчеркивая тем самым участь всех живущих – смерть и могилу, исчезновение в могиле.

При внимательном чтении Библии очень быстро становится понятно, что ад (могила) – это место общее, как для неправедных, так и для праведных. Это участь абсолютно любого умирающего человека. И действительно, мы прекрасно знаем даже не основе накопленного нами лично земного опыта, что после смерти и даже самого праведного, и самого негодного человека в этом мире ждет одна участь: обоих закапывают в землю – в могилу. Их участь совершенно одинакова и во всей полноте соответствует тому, что об этом говорит Библия. Всё это, как легко можно видеть, резко отличается от ошибочных верований и заблуждений большинства людей и религий / деноминаций, согласно которым ад – это место только для нечестивых (а праведные, мол, отправляются в другое место). Вот лишь несколько примеров из Библии, с которыми такие ошибочные убеждения людей находятся в резком противоречии:

Праведный Иаков, скорбя по своему сыну, говорит о том, что он после смерти попадет в ад (теперь мы, однако, знаем, что он имел в виду могилу!):

“И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему В ПРЕИСПОДНЮЮ” (Быт. 37:35).

Как любые разумные люди, способные мыслить и делать самостоятельные выводы, а не доверять слепо мнениям сторонних людей, которые столь часть ошибаются сами, мы видим в этом отрывке следующие факты: термин «преисподняя» в Русском Синодальном переводе Библии – это всё то же самое древнееврейское слово «sheol», означающее «ад» в смысле «могила». Примечательно, что русскоязычные переводчики, занимавшиеся подготовкой синодального перевода много лет назад, по своему собственному чисто человеческому усмотрению (!) в разных отрывках одно и то же слово «sheol» переводят по-разному: где-то переводят его как «ад», где-то как «преисподняя», внося тем самым дополнительную путаницу. Так или иначе, но мы в любом случае должны задаться вопросом: как может праведный Иаков говорить о том, что его участь после смерти – сойти в ад?! И как он же со всей убежденностью говорит о том, что его праведный сын Иосиф, на тот момент мертвый по его пониманию, уже находится там?! Учитывая все эти важные детали, можно сделать только один разумный и библейски-обоснованный вывод: Иаков говорит о могиле, как о конце пути любого живущего человека. В том числе и праведного, которому по смерти дорога только в одно место – могилу. То есть, в ад.

Разумеется, это не единственный пример. Другие праведники тоже видели конец своей жизни нигде иначе как в аду, т.е. в могиле – Иов, Давид, и др., и даже сам Господь Иисус Христос – он тоже изведал смерть и побывал в могиле, но она не имела над ним власти и сил, и не смогла удержать его по причине его безгрешности, но по прошествии трех дней, проведенных в ней – в аду – Бог извлек его оттуда и восставил к жизни. Об этом пророчески и говорится в псалмах: “Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление” (Пс. 15:10). Об этом потом повторяет вслух всего народа и Пётр в книге Деяний 2:25-32 – прочитайте внимательно этот отрывок.

Горящая свалка мусора

Еще одно слово – Геенна. С этим словом всё еще проще, на самом деле. Это название реального места – долины близ Иерусалима, и оно означает «долина [сыновей] Еннома», только произносится по-гречески: ге-ен-на (gheh'-en-nah). Эта долина пользовалась дурной славой в связи с тем, что во времена отступничества Израиля от Бога в ней, сжигая, приносили детей в жертву разным языческим идолам (см. Иер. 7:31, 19:5). Эта долина была затем проклята и осквернена тем, что ее превратили в свалку и место сжигания мусора, трупов павшего скота и даже трупов умерших людей – казненных преступников и др. В этой долине ВСЕГДА горел огонь, он никогда не затухал полностью и его горение поддерживали специально, так что в итоге он казался неугасимым. Представьте себе взгляд человека на эту долину сверху: вместо воды, которая могла наполнять ее, эта долина была заполнена огнем и по временам выглядела как целое огненное озеро. Когда жители Иерусалима хотели избавиться от чего бы то ни было, то они сбрасывали это в долину – Геенну: мусор, отходы, трупы животных и преступников, и тех людей, которым по разным причинам было отказано в «нормальном» захоронении, распространенном в те времена. Израильтяне нередко использовали тогда гробницы – своеобразные склепы – для захоронения тех умерших людей, которые, по их мнению, были достойны будущего воскресения. Такой подход не обоснован Библией, но просто окружающие тем самым показывали, что данный конкретный человек был человеком достойным. А, соответственно, предать чей-либо труп неугасимому и казавшемуся вечным огню долины – Геенны – было противоположной оценкой заслуг умершего человека и означало его неприятие жителями Иерусалима. Когда огонь Геенны, бывало, не уничтожал сразу тело мертвеца, то его поедали черви на глазах у всех тамошних обитателей. В общем и целом, это было место, где огонь никогда не угасал, и где не переводились черви. В этой долине ВСЕГДА было и то, и другое (см. Ис. 66:24).

Становится совершенно понятно, что все эти факты и образы были чрезвычайно хорошо знакомы всем, кто слушал в те времена слова и речи Иисуса, и Господь употреблял их для эффективного донесения главной сути своих проповедей жителям Иерусалима и всего Израиля, он использовал эту свалку – Геенну – в качестве примера и иллюстрации того, что всё, что не согласуется с волей его Отца, будет точно так же уничтожено самым решительным, постыдным и необратимым для всех согрешающих образом.

Когда Иисус говорил о людях, которых ждет огонь Геенны, он имел в виду тех, кто окажется недостойным воскресения к вечной жизни. В греческой версии перевода Ветхого Завета (Септуагинте) содержится всего 12 упоминаний о Геенне. В манускриптах, в которых слова «sheol», «hades» и «gheh-en-nah» переведены как «ад» и «преисподняя», мы видим, что в этих отрывках истинно библейский «ад» приобретает совершенно иные характеристики, нежели приписываемые ему согласно распространенному (и, как мы теперь уже знаем) ошибочному пониманию этого вопроса.

Остается, возможно, еще лишь сказать, что для поддержания огня в Геенне нередко использовалась / добавлялась сера, которая хорошо и долго горит, обеспечивая увеличение температуры огня до 3-5 тыс. градусов, что достаточно для быстрого и эффективного уничтожения практически чего угодно. Позднее этот образ вечно горящей огнем Геенны был представлен в качестве “озера, горящего огнем и серой”, см. Отк. 21:8.

(продолжение следует)

<<< Вернуться назад