Христадельфиане - официальный сайт

КНИГИ БИБЛИИ

ИОИЛЬ – ПРОРОК ДНЯ ГОСПОДНЯ

Иоиль – пророк Дня Господня

Иоиль не дает нам никаких пояснений касательно времени его жизни и служения. Он предупреждает о великом завоевании всего иудейского царства, имея в виду, скорее всего, нашествие ассирийцев. В этом случае он должен был жить в одно время с Исайей.

Первая глава открывает нашему взору картину лавинообразного заполонения всей земли несметными отрядами саранчи, объедающими все зеленые растения до самого ствола и стебля, так что ни для людей, ни для скота не остается никакого пропитания. Саранча представляла собой самой нестоящее бедствие во времена Ветхого Завета, так как типичная стая этих насекомых могла насчитывать порядка шестидесяти миллионов особей на один квадратный километр, и при этом каждая особь в день поедала зелень в таком объеме, который был сопоставим с её собственной массой. Иоиль, однако, использует это нашествие саранчи для образного сравнения с завоевателями, которые, придя, будут сокрушать и сжигать всё на своем пути. И когда этот сценарий начнет осуществляться, не будет никакого смысла бежать в храм и в нем молиться об избавлении тому самому Богу, которым народ пренебрегал и служить которому не хотел. День суда, «День Господень», неумолимо приближался (Иоил. 1:15).

Эта тема вновь предстает нашим глазам во второй главе, где пророк обещает, что если народ искренне покается в своих нечестивых путях («Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши», - говорит он), то в этом случае для Бога еще останется время отвратить войско приступающего завоевателя и вернуть людям их утраченный урожай. Пророк надеется, что именно так оно и выйдет, и заканчивает свои слова весьма необычным пророчеством:

«И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я - Господь Бог ваш, и нет другого… И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь» (Иоил. 2:27-32).

Пророк Иоиль

Данный отрывок – это тот самый случай, когда нам нужны наши «очки» для исследования вопроса об исполнении пророчеств. При первом исполнении этого пророчества, как мы знаем, народ во дни царя Езекии обратился к Богу с воплем о помощи в День Господень, когда уже казалось, что всё потеряно, и тогда Иерусалим был чудесным образом спасен от вторгнувшегося в Иудею войска Сеннахирима. Однако никакого излития Святого Духа в тот раз не было. Для того чтобы увидеть как была исполнена эта часть пророчества, нам нужно «надеть очки» для рассмотрения событий, имевших место в первом веке н.э. В праздник Пятидесятницы, когда верующие в Иерусалиме при весьма драматичных обстоятельствах получили Святой Дух, апостол Пётр в своем обращении к взволнованной массе людей сказал, что слова Иоиля только что исполнились у них на виду. А всем тем, кто были готовы уверовать и принять крещение, Бог посылал избавление, причем не сиюминутное избавление от врагов-захватчиков, но избавление от власти греха и смерти (см. Деян. 2:1-21). Это произошло «до» второго Дня Господня, которому суждено было наступить только через сорок лет, когда Иерусалим был разрушен римскими войсками, а истинные верующие в Иисуса, внимательно слушавшие его слова, смогли убежать и спасти свою жизнь. Апостол Павел обращается к этому же пророчеству Иоиля и отмечает, что оно говорит о спасении абсолютно каждого человека, который призывает имя Господа Иисуса. Это означает, говорит он, что язычники (т.е. все те, кто не являются евреями по национальности) тоже включены в это обетование спасения. Как говорил сам апостол Павел, он был послан «призывать» людей к тому, чтобы они познали Благую весть. Однако мы не можем исключать и третьего исполнения этого пророчества в «последние дни», когда смиренный Израиль, захваченный врагом и сломленный духом, воззовет к Иисусу-Мессии и обретет спасение до того как заключительный День Господень постигнет всех живущих на земле.

Именно об этом рассказывает нам третья глава сей удивительной книги. При наступлении третьего «Дня Господня» (ст. 14), пророк видит как Божий народ подвергается опустошению и уводится в плен. Но затем Господь собирает все воинства – на этот раз не ассирийские, а составленные из всех народов земли – на великий Суд близ Иерусалима, на жатву, во время которой Он совершит отмщение огнем и землетрясением за все бедствия, причиненные Израилю. С того момента из Иерусалима потекут воды, которые преобразят пустыню в точном соответствии с тем как мы читали об этом в последних главах Иезекииля, и Сам Бог будет обитать в Иерусалиме, Своем святом граде, во веки.

Дэвид Пирс

<<< Вернуться назад