Библейские курсы Литература Журнал «Добрые Вести» Статьи Гимны Новости Форум |
КНИГИ БИБЛИИ – МАЛЫЕ ПРОРОКИЗаключительная часть Ветхого Завета содержит двенадцать коротких книг, написанных пророками, которые жили в разное время на протяжении многих веков. Определенное замешательство может вызвать то обстоятельство, что эти книги расположены не в хронологическом порядке, поэтому мы попытаемся установить временную привязку каждой из этих книг по отношению к книгам Царств и Паралиппоменон. В этом случае нам будет гораздо легче понять, как послание этих пророков соотносилось со временем и событиями летописей. ОСИЯ – НЕУДАЧНИК В СУПРУЖЕСТВЕИз первого же стиха нам становится понятно, что Осия жил в одно время с Исайей. В отличие от этого пророка, однако, его служение было предназначено не жителям Иудеи, но десяти северным коленам во время успешного царствования Иеровоама Второго. С самого начала пророку было повелено взять себе в жены женщину легкого поведения. Если такой приказ кажется нам неприятным и неестественным, то стоит лишь вспомнить о том, сколь много эти верные посланники Божии пострадали, чтобы донести до Его народа тот или иной урок. Исайя со своим поясом, Иеремия в сырой яме и Даниил в яме со львами – все они жертвовали и здоровьем, и спокойной бесхлопотной жизнью. Объяснение этому странному повелению было дано тотчас: «И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа» (Ос. 1:2). В течение последующих лет Осия должен был представлять и изображать со своей женой Гомерь чувства Самого Бога, народ которого забывал о данной им клятве и, вместо того чтобы служить Ему, пускался в поклонение идолам. Всё начало было улучшаться в их супружестве после того как у них родился мальчик. Осии было сказано назвать его «Езреель», что означало «Рассеяние», ибо народу Божьему вскоре грозило изгнание и рассеяние. Но прошло немного времени и вскоре Гомерь показала свой истинный нрав. Она вновь зачала, но на этот раз не от мужа. В итоге, родилась девочка именем «Лорухама», что означало «Непомилованная» или «Никакой милости». Третьим родился мальчик, и отцом его опять-таки был не Осия. Его назвали «Ло Амми» – «Не мой народ». Только представьте себе пророка, стоящего на крыльце своего дома и зовущего своих детей на обед: «Рассеяние, Непомилованная, Не Мой Народ!» Поистине прискорбные слова для всякого в округе, кто только мог слышать. А как люди должны были насмехаться над пророком за его «грубый просчет» в том, что он взял себе в жены Гомерь! Но через пророка говорил Сам Бог, оскорбленный и разгневанный. Его народ заслуживал того, чтобы быть изобличенным и отринутым за его «прелюбодеяние» с лжебогами. Бог намеревался отринуть его, ибо он не был больше Его народом и для него не оставалось никакой милости. Всё что ждало его теперь от Бога – это быть рассеянным по всем ветрам. И… тем не менее! Столь велика была любовь Бога к Израилю, который Он искупил из египетского рабства, что Он не мог оставить их на вечное прозябание. Он готов был положить новое начало: «Посему вот, и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее. И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор [путь, по которому Иисус Навин шел из Иерихона в Обетованную Землю] в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской… И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности… И ‘посею’ [еврейское слово «рассеивать» также означает «сеять»] ее для Себя на земле, и помилую ‘Непомилованную’, и скажу ‘не Моему народу’: ‘ты Мой народ’, а он скажет: ‘Ты мой Бог’!» (Ос. 2:14-23). После всего этого несчастному пророку было сказано, чтобы он снабдил свою заблудшую жену деньгами, дабы она могла на протяжении многих дней оставаться в стороне от своих любовников и не зависеть от них. Это должно было символически означать длительное изгнание Израиля из его земли, во время которого у него не будет ни царя, ни идолов. Но «после того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни» (Ос. 3:5). Пророк продолжает свое служение, особо подчеркивая бессмысленность и пустоту поклонения людей, не имеющих ни любви, ни приверженности Богу. Говорит он и о неизбежных судах, которые обязательно должны были последовать за этим. Одиннадцатая глава повествует о той мучительной боли, что терзала Божье сердце, когда Он смотрел с небес на младенческий народ, выведенный Им из Египта, который Он же учил ходить, который питал с нежностью и заботой, и всё это только для того, чтобы потом обнаружить (как то обнаруживают многие родители), что Его дорогой и любимый сынишка, выросши, повернулся к Нему спиной. Но при всём при этом любовь Бога к нему такова, что Он не может заставить Себя отвергнуть Свой народ. Он клянется восставить его и привести в чувство после того как тот вначале будет подвергнут должному и справедливому наказанию. Каждый из нас имеет надежду именно благодаря этой всеобъемлющей любви Бога, который, как узнал о том Моисей на Синае, «долготерпелив и многомилостив». |
|