Библейские курсы Литература Журнал «Добрые Вести» Статьи Гимны Новости Форум |
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ И ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ(Дэвид Бергс)Хорошо известно, что Евангелие от Матфея уделяет большое внимание царской природе и генеалогии Господа Иисуса, и учению о Его грядущем Царстве. Оно и начинается с генеалогического описания царской линии Дома Давидова: “Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова… Иессей родил Давида царя… Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос [Мессия]” (Матф. 1:1,6,16). Матфей продолжает свой рассказ о начале жизни Иисуса и упоминает пророчество о целомудренном рождении, которое было дано Исайей царю Ахазу (ст. 23; Ис. 7:14). После этого евангелист говорит о посещении Господа тремя мудрецами с Востока, которые вопрошали о рождении “Царя Иудейского” и которые принесли с собой царские дары. Ближе к концу своего Евангелия Матфей использует притчу о Царе в Его славе (25:31-46), затем рассказывает о суде над Иисусом и о выдвинутом против него обвинении в том, что Он был “Царем Иудейским”. Завершает Матфей описанием того, как при вознесении Иисус заверяет Своих учеников, что Ему дана всякая власть на небе и на земле, во исполнение пророчества Даниила (Матф. 28:18; Дан. 7:14). Проповедование ЦарстваВдобавок к постоянному подчеркиванию царственного положения Иисуса, Матфей также уделяет особое внимание Царству, которое в Учении Иисуса занимает ключевое место. Убедиться в справедливости последнего утверждения можно путем сравнения количества отрывков, в которых это Царство упоминается у каждого из четырех евангелистов: Матфей ......... 56 отрывков В трех остальных евангелиях только Лука приближается к Матфею по количеству употреблений слова “Царство”. Однако при более тщательном исследовании обнаруживаются еще более заметные отличия. Из сорока шести упоминаний этого слова у Луки, в 33 говорится о “Царстве Божьем”. У Матфея же, в отличие от него, о “Царстве Божьем” говорится всего 5 раз, но зато 32 раза говорится о “Царстве Небесном”. И даже начало служения Учителя он описывает следующими словами: “С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (4:17). Марк, описывая те же самые события, повествует в несколько ином ключе: “…пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие” (1:14,15). Таким образом, нам становится понятно, что “Царство Божие” и “Царство Небесное” – это одно и то же взаимозаменяемое понятие, так что Иисус использовал оба эти названия одновременно. Ни в одном из евангелий невозможно найти какого-нибудь объяснения Иисуса о том, чем по существу является Царство Божье. Евангелисты тоже не дают пояснений по этому поводу. Из этого можно сделать вывод, что все слышавшие Господа уже хорошо были знакомы с понятием Царства благодаря Ветхому Завету. Именно у Матфея содержится следующая часто встречающаяся фраза: “…да сбудется реченное Господом через пророка…”. Одной из таких фраз он и начинает повествование о том как Иисус проповедовал Царство. Для этого он использует известную цитату из Исайи: “…земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий… С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (4:14-17). Посему, всякий из Его слушателей немедленно понял бы, что “Царством”, о котором говорил Иисус, должно было стать восстановленное Царство Израиля (срав. Деян. 1:6) и возвращение престола, обещанного Давиду и его потомкам. Сын Человеческий пришел с тем, чтобы обратить народ назад к Богу и чтобы показать людям, что именно он имеет право на престол Давида. После излечения слуги сотника Иисус провозгласил: “Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю…” (8:11,12). Уже в то время было ясно, что народ, к которому прежде всего был послан Господь, отринет своего Царя, а потому Царство, наряду с иудеями, откроется и язычникам. Царство НебесноеПочему же в Евангелии от Матфея столь часто и особым образом используется название “Царство Небесное”? Несомненно, что эта самая фраза привела к появлению многочисленных заблуждений и к возникновению лжеучения о том, что награда христиан будет на небесах! Прежде всего мы должны обратить внимание на главный смысл слов “небеса” и “небесный” в этом евангелии. Мы опять сравним все четыре евангелия и попытаемся определить сколько раз эти слова встречаются в каждом из них: Матфей ....... 82 (включая 32 употребления этого слова во фразе “Царство Небесное”) Таким образом, даже если исключить использование этих слов во фразе “Царство Небесное”, то все равно остается еще 50 отрывков, в которых они употребляются в Евангелии от Матфея. Это значительно больше, чем в любом из остальных евангелий. Примером остальных отрывков может служить описание Бога как “Небесного Отца”; в Матфее эта фраза встречается пять раз в совершенно обособленном и свойственном только для этого евангелия виде (например, в Луке 11:13 – перевод AV, точная греческая конструкция этой фразы может быть переведена следующим образом: “…Отец с небес дает Святого Духа…”). Помимо этого, в Евангелии от Матфея 14 раз встречается и несколько по-иному звучащая фраза “Отец на Небесах”. У Марка она употребляется дважды, а у Луки – один раз. В Нагорной проповеди, записанной у Матфея, мы поучаемся следующими словами Господа: “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (5:16); “Молитесь же так: Отец наш на Небесах… Да будет воля Твоя на земле, как на Небе… Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный” (6:9,10,14, перевод АV). Таким образом, использование фразы “Царство Небесное” у Матфея является обобщенным указанием на Небеса, как на место обитания Бога, и это описание подтверждается на протяжении всего евангелия, имея основанием себе ветхозаветные пояснения о Царстве, включая и те, о которых мы уже говорили выше. Бог НебесныйВ словах благословения, которое произнес на Авраама Мелхиседек, Бог описывается как “Бог Всевышний, Владыка неба и земли” (Быт. 14:19). В обетовании же Бога о многочисленном потомстве, которое Господь также дал Аврааму, говорится: “Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их… столько будет у тебя потомков” (15:5). Таким образом, обетованное семя, представляющее собой Сына Божьего и всех тех, кто спасутся через веру в Него, показывается как имеющее связь с небом. Это семя уподобляется небесным звездам. Обетования, служащие основанием Евангелия и задолго до него данные Аврааму (Гал. 3:8), имеют своей целью благословение всех народов на земле. Однако в Законе есть важное утверждение, которое объединяет небо и землю: “Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими... дабы столько же много было дней ваших и дней детей ваших на той земле, которую Господь клялся дать отцам вашим, сколько дней небо будет на земле” (Втор. 11:18,21, перевод KJV). Таким образом, одно из главных качеств небесного – вечность и вечная жизнь – становятся доступными на земле в Царстве, обетованном Аврааму и его семени. Эта мысль затем подхватывается Псалмопевцем и распространяется им на престол Царства: “Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли, вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен. И продолжу вовек семя его, и престол его – как дни неба… Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду? Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною, вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах” (Пс. 88:28-38). К этим отрывкам может быть добавлено и свидетельство Даниила, согласно которому “…во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится… Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего” (2:44; 7:27). Царство НебесноеТаким образом, становится понятно, что частые упоминания Царства Небесного в Евангелии от Матфея связаны с Божьими обетованиями, с вечной жизнью и с откровением Бога во множестве Его детей на земле в грядущем славном веке. Если название “Царство Божье” подчеркивает источник власти в том веке, то тогда фраза “Царство Небесное” указывает на суть и природу того грядущего века. Когда Бог, открывшийся в Своем прославленном Сыне, придет для того, чтобы править на земле и обитать с людьми (Откр. 21:3), то это время, воистину, будет называться “днями неба на земле”. В остающееся же время каждый из нас должен быть готов достойно пройти предназначенные ему испытания, в продолжение которых нам необходимо сохранить свою веру в Его обетования и стремиться к тому, чтобы надлежащим образом подготовиться к встрече с Господом. Тогда, по милости Его, каждый из нас сможет сказать вместе с Апостолом Павлом: “И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь” (2Тим. 4:18). |
|