Библейские курсы Литература Журнал «Добрые Вести» Статьи Гимны Новости Форум |
МОЛИТВА ГОСПОДА (ЧАСТЬ 3)“Хлеб наш насущный дай нам на сей день”Прежде чем мы сосредоточимся на более полном рассмотрении всего того, что подразумевается в этой фразе, я хотел бы сделать одно-два замечания по поводу самих слов, в ней содержащихся. Эти слова выглядят одновременно простыми и впечатляющими; они принадлежат устам тех, кто пребывает в отчаянной нужде и молит о даянии, необходимом прямо сейчас и прямо здесь, на этом месте. Эти слова никак не относятся к будущему, но они служат выражением неотложной просьбы, порожденной крайней необходимостью. Они, как мы уже сказали, просты, пронзительны и сильны: “Хлеб наш насущный дай нам на сей день”. Таковой является мольба о ежедневном пропитании, отвечающем нуждам настоящего дня с тем, чтобы выжить и выстоять в нем. Эти слова звучали в просьбах солдат, рабов, разных тружеников, и они продолжают звучать и поныне в устах многих бедных людей, которые живут в нашем мире. Для некоторых из нас, читающих эти слова и живущих в богатых или относительно богатых странах, будет очень нелегко понять самую их суть, однако для многих других людей они являются выражением личной нужды, проявляющейся в её крайней степени. По всей земле в наши дни живет колоссальное количество людей, отчаянно нуждающихся в каждодневном пропитании. Помимо них есть еще и многие другие, состояние которых, быть может, и не столь тяжелое, но и они тоже живут без уверенности в том, что завтра у них будет пища. При принятии во внимание всех таких обстоятельств, данная фраза в молитве “Отче наш” звучит весьма по-личному и очень реально. Каждый из нас должен на мгновение остановиться и обратить свое внимание на бедных мира сего с тем, чтобы осознать глубокое значение этих слов: “Хлеб наш насущный дай нам на сей день”. Бедность не всегда является добродетелью, однако бедные люди знают жизнь в тех ее проявлениях, которые чаще всего ускользают от внимания людей, ведущих более обеспеченный образ жизни. Бедные, как и остальные люди, знают, когда они больны и когда они нуждаются в хорошей врачебной помощи, однако чаще всего они оказываются не в состоянии получить таковую; им нередко приходится искать помощи у других людей и тем самым они вынуждены наступать на свою гордость ради удовлетворения своих неотложных нужд. В отличие от них, люди богатые и успешные в жизни могут идти по ней надеясь лишь на свои собственные силы и способности, а потому им куда реже выпадает возможность испытать необходимость собственного смирения и, тем более, унижения своего природного “Я”. Таким образом, поскольку у бедных нет выбора (хоть, возможно, они при этом страстно желают, чтобы всё было иначе), им приходится вновь и вновь обнаруживать себя в таком положении, при котором им остается уповать лишь на милость Бога. Они в нужде, они зависимы, они не удовлетворены своим положением, а потому они с куда большей вероятностью по достоинству оценят дар любви и жизни, безвозмездно предлагаемый Богом. Внимательно прочитайте следующий список преимуществ, которыми чаще всего может обладать только тот, кто изведал лишение:
(Материал для составления этого списка взят из труда “Христианство сегодня” Филиппа Янси, опубликованного в “Христадельфианских вестях” в июле 1996г.). Несмотря на то, что, возможно, эти утверждения могут показаться несколько приукрашивающими ситуацию с бедностью, я всё-таки считаю, что в них присутствует нечто большее нежели просто зерно истины, а потому каждый из нас должен обратить на них свое внимание вне зависимости от того, являемся мы бедными или нет. На мой взгляд существует множество схожестей между состоянием бедности и нуждой в ежедневном пропитании, с одной стороны, и, настроем разума, который осознает свою собственную нищету и отчаянную нужду в спасении, с другой. Давайте зададимся некоторыми вопросами, уместными в свете сделанных выше пояснений: Знаю ли я, что я крайне нуждаюсь в избавлении? На самом ли деле я осознаю свою нужду? В самом ли деле я нахожусь в зависимости от Бога и от других людей? Что служит источником моей уверенности и внутреннего покоя? Способен ли я отличать необходимое от того, что переходит уже в разряд роскоши? В зависимости от наших ответов на эти вопросы мы сможем установить степень своего понимания и ощущения истинной сути сей фразы в “Отче наш”: “Хлеб наш насущный дай нам на сей день”. Вне зависимости от того, понимаем ли мы эту фразу в буквальном смысле (т.е. “Я не имею на своем столе ни куска хлеба, Господи; пожалуйста, дай мне пищу для того, чтобы я мог выжить сегодня”), или мы понимаем ее образно (“Пожалуйста, Господи, научи меня сегодня из Твоего Слова, чтобы, насытившись им, я мог иметь жизнь и не умереть”) - главный принцип всё равно будет действовать: мы нуждаемся в том, чтобы бедные учили нас ценности и значению такого понятия как зависимость. Ибо если мы не научимся полагаться на Бога, то мы не познаем Его милости в своей жизни сейчас, и она не будет оказана нам в будущем. Давайте теперь попытаемся развить эти два подхода - буквальный и духовный. Они позволят нам рассмотреть “хлеб” в его физическом и духовном выражении. “Хлеб” - это слово, которое нередко используют для обозначения пищи в целом, и, весьма возможно, именно в этом значении оно используется в рассматриваемой нами молитве. Так или иначе, но я хочу рассмотреть это слово в его буквальном значении. Чтобы приготовить хлеб, необходимо сперва посеять зерно в подготовленную для него почву. Когда будут соблюдены все необходимые условия, тогда семена прорастут и дадут всходы. Для пророста необходимо наличие трех факторов: влаги, кислорода и благоприятной температуры. Если все эти три условия выполняются, то произойдет прорастание, которое в своё время закончится появлением полноценного колоса, имеющего в себе зерна. После этого наступает время сбора урожая, в ходе которого собранные колосья подвергаются обмолачиванию, а полученное зерно - размалыванию. При этом внешняя оболочка - шелуха - отделяется, так что мука в процессе помола получается чистой. Далее мука смешивается с водой, солью и дрожжами. Полученная смесь замешивается в тесто и оставляется для того, чтобы оно могло подняться. Затем его снова замешивают. Когда тесто подоспеет, из него выпекают хлеб и подают на стол. Если внимательно рассмотреть каждый этап этого процесса, то становится заметно, что всё вместе это напоминает дела Божьи и усилия человечества. Без дождя и солнца с небес урожай никогда не созрел бы; без “роста дрожжей” тесто не поднялось бы, так что мы никогда не вкусили бы его в том его славном и насыщенном виде, который доставляет нам радость и чувство настоящей сытости. Подобным образом, без труда человеческого хлеб и урожай никогда не был бы ни посажен, ни собран, а конечный продукт вообще не появился бы на свет. Тем самым мы имеем перед собой замечательную притчу о природе Господа Иисуса Христа. Он был неповторимым сочетанием человеческих и божественных качеств, ибо он одновременно являлся Сыном Человеческим и Сыном Божьим - славным творением Божьей силы, воздействовавшей на чрево Марии. Посему, он с полным правом мог сказать: “Я есть хлеб жизни”. Он использовал символический смысл, усматриваемый в производстве хлеба, и применял его к себе. Иисус затем расширил эту притчу с тем, чтобы помочь нам глубже понять его служение, с которым он пришел ради нас: “Приходящий ко мне никогда не останется алчущим” (AV). На протяжении всего разговора о хлебе в Евангелии от Иоанна, Иисус сравнивает буквальный хлеб, которым насытились слушавшие его во время недавно исполненного им чуда насыщения пяти тысяч, с хлебом духовным, который он в состоянии дать каждому: “Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий” (Иоан. 6:27). И еще: “Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет” (Иоан. 6:49,50). Мы можем задаться вопросом: что это за духовный хлеб, который Бог дал через Своего Сына? Воистину, то были слова, которые он говорил к людям; в них была жизнь и сила, и они являлись мыслями Бога, озвученными Его Сыном, как говорил о том сам Иисус: “Ибо я говорил не от себя; но пославший меня Отец, Он дал мне заповедь, что сказать и что говорить” (Иоан. 12:49). Наш насущный хлеб, о котором в этой фразе говорит Господь, имеет буквальный смысл, так что эти самые слова используют в своей молитве все те, кто имеют нужду в нем. Они, затем, получают ответ на свою просьбу, ибо Господь слышит ее и принимает. Помимо этого данная просьба включает в себя и прошение о ежедневной духовной пище в виде учения Иисуса, который сам есть “хлеб Божий” и “манна”, посылаемые Богом с небес в ответ на наши молитвы. |
|