Библейские курсы Литература Журнал «Добрые Вести» Статьи Гимны Новости Форум |
КНИГИ БИБЛИИСерия статей, посвященных каждой книге БиблииИЕРЕМИЯ – ПРОРОК ПОГИБЕЛИИеремия пророчествовал после Исайи, где-то в районе 600 г. до н.э. Он жил в последние годы иудейского царства. Во время заключительной осады Иерусалима он находился внутри его стен, и ему выпало быть свидетелем всех происходивших в нем ужасов, закончившихся падением города и угоном в вавилонский плен его жителей. Иеремия в сознании людей обычно связан с мрачными посланиями о грядущей катастрофе, ибо большая часть его книги посвящена различным предупреждениям о судах Божьих, которые вот-вот должны были свершиться над Его нераскаявшимся народом. Подобно Исайе, он жил в Иерусалиме, хотя его семья происходила из села под названием Анафоф, располагавшегося в пяти километрах от столицы царства. Судя по всему, он был одиноким человеком, не имевшим ни жены, ни большого количества друзей. Тем не менее, на протяжении свыше сорока лет сей пророк верно и преданно нес своему народу Слово Божье, получая взамен от него лишь проклятия, побои и заключение в темницу. Иеремия приступил к своему служению, как и Исайя, еще в юные годы. Подобно бывшему перед ним пророку, он тоже видел руку, посланную от Бога, которая коснулась его уст. «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои», - сказал, обращаясь к нему, небесный посланник. «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер. 1:9,10). Обратите внимание на то, что в этом повелении присутствуют как разрушительные, так и созидательные элементы. Бог вначале собирался искоренять и разорять во время осуществления Своих судов, но затем созидать и насаждать с целью восстановления и прощения. Пророк использует восхитительные метафоры и иносказания с тем, чтобы полнее и красноречивее донести послание до своих слушателей. Одно из наиболее запоминающихся таких иносказаний, использующееся в первых пяти главах, уподобляет Иуду жене Бога, клятвенно обрученной Ему при горе Синай во время жизни и служения Моисея. Господь, разгневанный поклонением Своего народа языческим идолам (что в символическом смысле выглядит прелюбодеянием, совершаемым против Него), предупреждает, что Он отвергнет изменников. Но даже на этой последней стадии, когда Его терпение было практически полностью исчерпано, Он всё равно был готов повернуть стрелки часов назад и начать всё заново, если бы только они обратились от своих идолов к Нему. Время для такой возможности, однако, быстро заканчивалось. Пленение вовсю маячило на горизонте. «Так как вы оставили Меня и служили чужим богам в земле своей, - предупреждал Господь, - То будете служить чужим в земле не вашей» (Иер. 5:19). В седьмой главе Иеремия получает повеление встать во вратах храма и обратиться к проходящему через них народу. Израильтяне каждую субботу приходили в храм для поклонения и на этом считали свой долг перед Богом исполненным. Однако у себя дома каждый из них держал своих излюбленных идолов, да и вся их жизнь свидетельствовала о том, что они не имеют права называться Божьим народом. «Исправьте пути свои!», - восклицал он. То же самое происходит и в наши дни. Люди убеждают себя в том, что если они покажутся в церкви три раза в году, или поцелуют несколько икон, приговаривая при этом «Благословенная Матерь Божья!», то Бог станет оказывать им защиту и покровительство. Бог, однако, требует от нас повиновения в каждый день и каждый час нашей жизни, а не только по воскресеньям. В тринадцатой главе пророку повелевается разыграть в действии то послание, которое он должен был донести до народа. Ему необходимо было купить новый дорогой льняной пояс и обернуть его вокруг своих чресл. Затем ему нужно было прошагать сотни километров к реке Евфрат и, выкопав неподалеку от нее яму достаточной глубины, закопать в ней этот пояс. По прошествии многих дней ему было сказано проделать весь этот путь еще раз, но теперь уже с тем, чтобы достать этот пояс. Разумеется, к этому времени пояс испортился и почти сгнил от сырости. Народу лишь оставалось почесать в затылке и спросить: что всё это должно означать? Ответ, который дал им пророк, состоял в том, что сей пояс означал ничто иное как жителей Иуды, некогда бывших столь же близкими Богу, как обернутый вокруг чресл пояс. Теперь же они были испорчены идолопоклонством, так что вскоре их ожидал долгий путь в направлении Евфрата, а затем и далее – в вавилонский плен. Двумя главами позже Иеремия был настолько удручен крайне ненавистным к себе отношением, порожденным его высказываниями, что ему захотелось положить конец своему служению. «Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всею землею! Никому не давал я в рост, и мне никто не давал в рост, а все проклинают меня», - восклицал пророк. Но Бог всё еще сохранял надежду о Своем народе. Там ли, тут ли, но посреди него еще могли оказаться такие, кто прислушаются и ответят на Его призыв. Посему, Иеремии не оставалось ничего другого кроме как продолжить свой тяжкий труд, в то время как Бог со Своей стороны пообещал, что жизнь его будет сохранена ему даже несмотря на всю ненависть, которую питали к нему люди. В послужном списке Иеремии есть еще несколько разыгранных воочию притч. В семнадцатой главе мы читаем, что он отправляется на поле к югу от Иерусалима, где находится мастерская горшечника. В ней он увидел кусок глины, лежащей на вращающемся круге. Именно этот кусок оказался слишком твердым и неподатливым, и горшечник, в конце концов отчаявшись, остановил работу, смял заготовку и, превратив ее в подобие шара, начал лепить заново. Значение этого действа состояло в том, что именно таким образом Бог работает с народами земли. Бог имеет всё необходимое для того, чтобы превратить мягкую глину человеческих существ в творение красоты и пользы. Однако если люди имеют твердое сердце и не поддаются созидательным движениям Его рук, то Он сминает их и начинает заново. Именно это Он, несомненно, сделал веками ранее, когда открыл дверь Евангелия язычникам. Далее Иеремии нужно было отнести глиняный сосуд в долину Сыновей Еннома. В этом месте иерусалимские семьи, выстраиваясь в очередь, посредством огня приносили своих детей в жертву Молоху, божеству моавитскому. Вот насколько низко пал народ Божий. Иеремия получил повеление разбить глиняный сосуд вдребезги в этом месте. «Точно так же, - возгласил он – Бог сокрушит сей народ и сей город». Позднее пророку было повелено возложить на свои плечи деревянное ярмо и носить его каждый день на протяжении трех лет с тем, чтобы показать, как Бог возложит ярмо царя вавилонского на шею Иуды и всех прочих окружающих его народов, и оно будет оставаться на их шеях до времени царствования внука Навуходоносора (см. Иер. 27:2-7). В двадцатой главе первосвященник Пасхор повелел схватить Иеремию за его обличительные речи и, заковав его в кандалы, посадил в людном месте. Пророк, в итоге, подвергся невероятному унижению. Это произошло как раз в то время, когда он захотел перестать говорить во имя Господа, но обнаружил, что физически не может заставить себя так поступить. Некоторые главы книги Иеремии представлены в порядке, который не отвечает строгой хронологии. Тем не менее, Иеремия всегда указывает время своих пророчеств посредством упоминания конкретного года царствования того иудейского царя, который восседал на престоле. Поэтому установить точное время не составляет труда. Главы с двадцать второй по двадцать пятую переносят нас назад во времени к царствованию Иоакима, а глава двадцать четвертая вновь возвращает нас «вперед» - ко времени правления последнего иудейского царя по имени Седекия. В этой главе глазам нашим предстает весьма красноречивый иносказательный образ: пророк получает видение двух корзин со смоквами – одна была наполнена зрелыми и сочными плодами, а другая смоквами никуда не годными. Хорошие смоквы означали пленников, уведенных в Вавилон царем Навуходоносором. Им очень повезло, хотя, разумеется, они свою участь так не воспринимали! Милостивый Бог, в совершенстве знавший, что иудейскому царству приходит конец, отослал этих пленников подальше от места событий с тем, чтобы сохранить их и чтобы в будущем остаток из их числа мог вернуться назад в эту землю. Плохие же смоквы символизировали собой мятежников, последняя участь которых сводилась к тому, чтобы сгинуть в осаде. Двадцать пятая глава представляет особый интерес в этом отношении, потому что пророк открыто объявляет им, что их пленение продлится семьдесят лет: «И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет. И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею» (Иер. 25:11,12). Как мы прочитали о том в исторических книгах Библии, это выдающееся пророчество исполнилось в виде возвращения, которое состоялось при Иисусе, сыне Иоседековом, и Зоровавеле. Но самое удивительное пророчество обнаруживается в главах с тридцатой по тридцать третью. Именно в этом месте своей книги Иеремия недвусмысленно утверждает, что Бог никогда и ни при каких условиях не отринет и не отвергнет Свой народ – евреев по плоти. Он будет наказывать их за их жестокосердие, но в определенное время Он возвратит их в свою исконную землю и укоренит в ней. Это пророчество имело свое первичное исполнение во время возвращения евреев из вавилонского плена, но, как и Исайя, Иеремия поимо этого обращает свой взгляд и в далекое будущее. Откуда мы это знаем? Из тридцать третьей главы, стихи с четырнадцатого по двадцать первый. Здесь Бог утверждает, что царь израилев вновь воссядет на престоле Давида: «Вот, наступят дни, говорит Господь, когда Я выполню то доброе слово, которое изрек о доме Израилевом и о доме Иудином. В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле… Ибо так говорит Господь: не прекратится у Давида муж, сидящий на престоле дома Израилева, и у священников-левитов не будет недостатка в муже пред лицем Моим, во все дни возносящем всесожжение и сожигающем приношения и совершающем жертвы. И было слово Господне к Иеремии: так говорит Господь: если можете разрушить завет Мой о дне и завет Мой о ночи, чтобы день и ночь не приходили в свое время, то может быть разрушен и завет Мой с рабом Моим Давидом, так что не будет у него сына, царствующего на престоле его…». Итак, когда пленники возвратились из Вавилона, никакого царя у них не было. Престол Давидов оставался неизменно пустым на протяжении последующих двух с половиной тысяч лет. Но когда родился Иисус, то именно ему и никому другому было обещано Царство. «И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, – сказал ангел Марии, – И наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его» (Лук. 1:31,32). Таким образом, пророчество Иеремии относится в большей степени к нашему будущему, то есть ко времени, когда Израиль будет воссобран из рассеяния, а Иисус, Ветвь от древа Давидова, принесет радость Божьему народу. Самая страшная история с Иеремией произошла в то время, когда его бросили в яму. Он обратился к людям с увещеванием о том, что если они хотят спасти свои жизни, то должны выйти из Иерусалима и сдаться на милость вавилонянам. В этом случае они избежали бы неминуемой осады. Однако враги Иеремии посчитали такие его речи предательством и схватили его. Они не хотели при этом пролить его кровь – в конце концов, он был Божьим пророком. Тогда они опустили его на веревках в одну из огромных водяных ям, выкопанных под городом. Достигши дна этой ямы, он погрузился в глубокую вязкую жижу. Отверстие этой ямы затем закрыли и оставили его, вынужденного стоять на ногах и в полной темноте ожидать наступления смерти. Бог пообещал ему, что враги не смогут лишить его жизни, однако в этих ужасных условиях, в которых он обнаружил себя, его вера в это обещание Бога должна была подвергнуться суровому испытанию. Он кричал и звал, но никто не отвечал на его призывы. Он молился, но ничего не происходило. Один за другим потянулись долгие и мучительные часы неведения и забвения. И вдруг он услышал шум у себя над головой. В яму проник свет. То был Авдемелех Ефиоплянин – негр, состоявший на службе у царя. Он узнал о беде Иеремии и пришел ему на помощь. Бог, таким образом, сдержал Свое слово. У Иеремии есть и еще два очень необычных пророчества. Одно из них – это утверждение в сорок шестой главе, стих двадцать восьмой: «Не бойся, раб Мой Иаков, говорит Господь: ибо Я с тобою; Я истреблю все народы, к которым Я изгнал тебя, а тебя не истреблю, а только накажу тебя в мере; ненаказанным же не оставлю тебя». «Иаков» - это, разумеется, одно из синонимичных имен Израиля. Евреи, несомненно, на протяжении многих прошедших веков испытали на себе всю тяжесть Божьего наказания. Однако неизменным остается главный факт: они до сих пор живут вместе с нами в сегодняшнем мире. Среди народов, входящих в состав Организации Объединенных Наций, есть и государство Израиль. С другой стороны, где сейчас вавилоняне, или ассирийцы, или римляне, которые, в конечном итоге, изгнали евреев из их земли? Они больше не существуют, но исчезли в текучих песках истории в точном соответствии с тем, что было сказано этим Божьим пророком. Второе пророчество обнаруживается ближе к концу книги. У Иеремии был помощник, который записывал его слова для потомков: «И призвал Иеремия Варуха, сына Нирии», - говорится в 36:4. «И написал Варух в книжный свиток из уст Иеремии все слова Господа, которые Он говорил ему». Мы, таким образом, должны быть благодарны Варуху за его терпеливый труд. У него, однако, был брат по имени Сераия, который сопровождал царя во время его официального визита в Вавилон, предпринятого, возможно, с целью уплаты дани (см. Иер. 51:59). Иеремия написал особое послание, которое Сераия должен был взять с собой. По прибытию в Вавилон ему, согласно указаниям пророка, необходимо было встать на берегу великой реки Евфрата, протекавшей посреди огромного города, и громко прочитать все слова, написанные в свитке. Нам следует помнить о том, что Вавилон в это время был самым большим городом мира и занимал общую площадь порядка пятисот квадратных километров, а окружавшие его стены имели толщину почти тридцать метров. Он выступал в роли центра международной торговли и имел речные пристани, к которым подходили вереницы могучих кораблей, выгружавших свои товары. В городе находились весьма впечатляющие здания и сооружения. Висячие Сады (искусственная гора, поросшая деревьями) стали одним из Семи чудес света. В нем же были массивный зиггурат (башня-храм с ведущими к ее вершине ступенями) и почти километровый путь для процессий, вдоль которого стояли сто двадцать огромных львов, свыше пятисот драконов и быков, покрытых глазурованной черепицей. Варух – крошечный на фоне всех этих сооружений, но храбрый иудей из далекого Иерусалима – встал посреди наполнявших собой Вавилон людей и раскрыл свиток. Громким голосом он произнес, что Вавилон будет уничтожен настолько основательно, что от него ничего не останется. Затем он привязал свиток к камню и бросил его в реку, провозгласив: «Так погрузится Вавилон и не восстанет» (Иер. 51:61-64). Для всех, кто слышал его в тот момент, подобные заявления должны были показаться нелепостью и вздором. Только попробуйте представить себе, скажем, какого-нибудь африканца, вставшего на центральной площади Лондона и предрекающего что-то подобное в отношении его дальнейшей судьбы! Вавилон просто излучал могущество и ощущение вечности. Но факт, разумеется, состоит в том, что Слово Бога свершилось в точности. На сегодняшний день Вавилон – это груда развалин на бескрайней и пустынной равнине, но что касается народа Иеремии, то он жив как никогда и пребывает в своей исконной земле у всех на виду. Дэвид Пирс |
|