РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТОМ, ПОЧЕМУ В НАШЕМ МИРЕ ПРИСУТСТВУЕТ СТОЛЬКО СТРАДАНИЙ(Начало статьи читайте в ДВ №71)
ЧАСТЬ 3: О ПОЛЬЗЕ СТРАДАНИЙ
- Прежде всего, через страдания и бедствия жизни часто даёт знать о себе правосудие Божие: «…и возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я оставлю их и сокрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: “не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Бога моего среди меня?”» (Втор.31:17), и далее стих 29: «…ибо я знаю, что по смерти моей вы развратитесь и уклонитесь от пути, который я завещал вам, и в последствие времени постигнут вас бедствия за то, что вы будете делать зло пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих» (Втор.31:29). Обратите внимание на фразу «нет Бога среди меня» в стихе 17.
- Скорби и несчастья в жизни предохраняют нас от греха. Когда жизнь «прекрасна», человек ищет всё больших наслаждений. При обилии земных благ человеческое сердце плодит в себе все виды грехов и страстей, и тем самым подвергает человека духовной смерти. А когда человек страдает – ему уже не до наслаждений (с больным зубом не пойдешь на дискотеку!)
Вспомните Петра: «Ибо страдающий плотию перестает грешить» (1Пет.4:1). Замечательное явление в природе: когда посадишь растение в большой и широкий горшок, оно сильно идёт в корень и худо растёт вверх, даёт небольшие листья и цветы. А когда посажено в самый узкий горшок, тогда корень бывает малый, а растение быстро возрастает, даёт хорошие листья и цветы. Не так ли бывает и с человеком? Когда он живёт в просторе, изобилии и довольстве, тогда он растёт в своё чрево, не возрастая духом вверх, не приносит духовных плодов, не совершает добрых дел. А когда живёт в тесноте, бедности, болезнях, напастях, скорбях – словом, когда животная сторона его подавляется, тогда он духовно возрастает, зреет и приносит богатые духовные плоды. В этой связи уместно привести в пример одну еврейскую пословицу: «Быть больным – плохо, но быть богатым – еще хуже».
- Другой раз скорби посылаются нам с целью испытания нашей веры и преданности Богу и укрепления нас в этой вере и преданности. Многие, когда живут счастливо, думают, что они всей душой любят Господа. Апостол Пётр утверждал, что он никогда не отвернётся от своего Господа; прочие ученики Его хотели идти с Ним и на смерть (Иоанна 11:16). Но пришел час испытания – и Пётр отрёкся, а другие ученики просто разбежались.
Без проверки и железо кажется сталью, и медь – золотом, и обыкновенная стекляшка – алмазом, но испытание показывает их настоящее достоинство. По виду многие кажутся кроткими и смиренными, милостивыми и добрыми, а испытание показывает нередко, что они злы и горды, и жестокосердны, и завистливы и т.д.
Вот вам пример из жизни: чудесный летний день, воскресенье. Был какой-то религиозный праздник. На конечной остановке троллейбуса идёт посадка. Заходят чистенькие, опрятные старушки с благоговейным выражением на лицах – не хватает только нимба над головами. И тут они не поделили место – что тут началось… ругань и оскорбления, ненависть и злоба, перекошенные сатанинские лица!!! И все эти бабушки только что вышли из церкви! Ординарное испытание показало их липовое благочестие и, отсюда, полное отсутствие веры.
- Страдания заставляют человека одуматься, осмотреться, сообразить, так ли мы живем, как следует жить, или, может быть, далеко уклонились от той жизни, образ которой дал нам Господь в Евангелии.
Наша жизнь напоминает плавание на корабле по бурному морю. Мы снарядили себе корабль, переезжаем с ним с одного места на другое, делаем торговые обороты, увеличиваем свой капитал. Дела наши идут успешно и чем далее, тем более мы увлекаемся ими. Наконец, мы ничего не хотим знать, кроме своих торговых оборотов, своей выгоды и наживы. Нас нужно пробудить от этого греховного сна. И вот нам послана какая-либо неприятность. Мы поневоле сосредотачиваемся на себе самих, прекращаем свои обычные занятия. И как часто эта минута бывает началом жизненного подвига покаяния.
О том же рассказывает Притча о блудном сыне. Только промотав всё своё имение и оказавшись в стеснённых обстоятельствах, этот молодой человек вспомнил об отце и о доме, и принял решение возвратиться к отцу.
- И последнее, чтобы ни случилось с нами в этой жизни, мы всегда должны помнить, что, как бы ни велико наше страдание, оно не посылается сверх наших сил: «…верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13). Когда мастер по золоту плавит материал до определенного момента, пока не увидит, что оно сделалось чистейшим, так и Бог попускает людям страдать дотоле, пока не сделаются они от этого чистыми и не приобретут великой пользы. И если художник знает, сколько времени нужно держать золото в печи и когда вынимать его оттуда, и не допускает ему оставаться в огне до того, чтобы оно испортилось и перегорело, тем более знает это Бог, и когда Он видит, что мы сделались более чистыми, то избавляет от искушений, чтобы от избытка бедствий мы не преткнулись и не пали.
Подведем итоги:
Христиане не живут под девизом: у нас должно быть всегда хорошо. На долю христиан выпадает порой то, чего избегают другие. Библия не обещает того, что, придя к Иисусу, всё у нас станет хорошо. Хотя есть в Библии много прекрасных мест, свидетельствующих, казалось бы, как раз в пользу этого. Один 90-й псалом чего стоит! Но что интересно, именно этот Псалом цитирует в одном месте сатана во время искушения Иисуса: «…и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Матфей 4:6 ср. Псалом 90:11,12). Конечно, бывает и так, но это скорее исключение из правил.
Давайте вспомним Павла, который проводил жизнь в голоде, поношении, наготе, не раз подвергая свою жизнь смертельной опасности: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся…» (1Коринф.4:11). А ведь Павел был «избранным сосудом» Божьим (Деян.9:15). И в заключение, я бы хотел привести прекрасные слова Иисуса, которые Он оставил нам, прежде чем уйти к Своему Отцу на небеса:
«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Иоан.16:33).
И еще: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр.3:21).
Геннадий Подгайский
<<< Вернуться назад
|