Библейские курсы Литература Журнал «Добрые Вести» Статьи Гимны Новости Форум |
МОЛИТВА ГОСПОДА(Часть 1)Наше намерение заключается в том, чтобы рассмотреть и понять значение каждой фразы молитвы Господа, обращаясь при этом к остальным библейским книгам в попытке узнать происхождение всех этих изречений, и одновременно размышляя над фразеологией, имеющей отношение к ежедневному служению ученика Господа. Молитва и обстоятельства ее появленияМолитва Господа встречается в евангельских записях дважды, в первый раз привлекая к себе наше внимание в Матф. 6:9-15. Тут она является частью одной большой проповеди Иисуса, известной как Нагорная. Во второй раз мы обнаруживаем ее в Лук. 11:2-4. Здесь нам сообщается, что Господь произнес ее в ответ на просьбу учеников: “Господи! Научи нас молиться”. Давайте рассмотрим каждую фразу этой молитвы. “Отче наш…”Эта молитва предназначена не только для вас или для меня лично – она, иначе говоря, не подразумевает использование единственного числа. Мы не должны быть эгоистичны и думать, что Он есть “Мой Бог”, а не настолько же Бог моих братьев и сестер. Мы не можем отделять себя от остальных на основании какого бы то ни было предположения о том, что мы чем-то лучше или, наоборот, хуже других. Он является Богом и Отцом Своей семьи. Он Отец тех, кто произносит слова этой молитвы. Но кому она предназначается и кто может использовать ее? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны немного вернуться назад. Иисус был первородным Сыном Божьим. Он был Его единственным ребенком в буквальном смысле этого слова. Адам, в отличие от него, был создан из праха земного и только потом, оживленный силой Божьей, стал “душою живою”. Несмотря на то, что Адам называется “сыном Божьим” в генеалогических записях у Луки, слово “сын” было добавлено здесь для того, чтобы придать большего смысла всему приводимому перечню имен. Оно не подразумевает наличия биологической связи между Богом и Адамом. Иисус был и есть единственный Сын Божий в генеалогическом смысле этого слова. Ангел сказал Марии: “Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим” (Лук. 1:35). Иисус стал первым членом новой семьи – семьи детей Божьих. Когда мужчина или женщина принимают крещение через полное погружение в воду и имеют при этом достаточное понимание Евангелия, то принятое ими крещение меняет их положение в глазах Бога, так что у них возникают новые, особые взаимоотношения с Ним. До крещения они были потомками Адама, а после стали либо сыном Божьим, либо Его дочерью. Иисус очень ясно говорил об этом Никодиму: “Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Иоан. 3:3,5). Это повторное рождение человека совершенно необходимо для того, чтобы он, став верующим, мог сочетаться со смертью и воскресением Иисуса Христа и занять новое место в замысле Божьем о земле. Благодаря этому новому рождению через крещение, верующий обретает нового Отца на небесах и новую семью за земле. Именно поэтому в его отношении теперь используется слово “брат” или “сестра”, со всей наглядностью показывающее его принадлежность к семье Божьей. В Евангелии это выражается следующими ясными словами Апостола Иоанна: “А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились” (Иоан. 1:12,13). Таким образом, строго говоря, молитва Господа предназначена для тех, кто стали детьми Божьими через крещение. Она не является молитвой за всех и о всех. Тем не менее, я уверен, что все, кто ищет усыновления через Христа, кто стремится к праведности, будь то дети братьев и сестер во Христе, заинтересованные в Библии друзья, и кто бы то ни было еще - ко всем таковым также подходят многие строки из этой молитвы и, несомненно, Бог слышит их и помогает им достичь более полного понимания. Молитва является вполне определенным выражением веры и просьбой верующих о прощении. “Отче наш, сущий на небесах”Эти слова, произносимые нами, означают, что Бог живет не в рукотворных храмах, не в строениях и даже не на земле, но престол Его на небесах. Неважно при этом, где именно эти “небеса” находятся в физическом смысле! В целом в Библии можно обнаружить, по крайней мере, четыре определения этому слову:
Когда Иисус произносил фразу “Отче наш, сущий на небесах”, то, я уверен, он имел в виду второе из данных нами четырех определений небес, т.е. он говорил о Боге, престол которого находится на небесах. Как замечает псалмопевец: “Господь во святом храме Своем, Господь, - престол Его на небесах” (Пс. 10:4). И Исайя вторит ему: “Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей” (Ис. 63:15), как будто бы Бог находится далеко за пределами нашего мира и по другую сторону наших ощущений, нашего опыта. Так и Соломон, когда построил и освящал свой храм, при освящении его произнес интересную фразу: “Небо и небо небес не вмещают Тебя” (3Цар. 8:27). Возможно, что Соломон дает нам здесь указание на то, что Бог обитает не просто в бесконечности пространства, но в каком-то определенном месте, называемом “небо небес”. Когда Иисус вознесся к престолу Божьему, то он не просто исчез, но приблизился к Богу и предстал пред лицо Его; он перешел в такое место, к которому не может приблизиться человек, то есть в место людям неведомое и недоступное их пониманию. Следующая ступень на пути к пониманию учения о месте обитания Бога находится в Послании Евреям, где нам говорится, что подробности о жертвоприношениях, о строительстве и убранстве скинии, о священстве и о персонажах Ветхого Завета – всё это предвещало Христа и предсказывало о нем. Также мы узнаем, что скиния и, в особенности, Святое Святых, куда раз в год в день очищения входил Первосвященник, представляло собой притчу о вознесении Христа. “Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие” (Евр. 9:24). Другими словами, скиния, ее убранство и служение, с ней связанное, должно было наглядно учить людей об “истинных небесах”, на которые вознесся Иисус и где он продолжает пребывать ныне и выполнять роль Ходатая на благо верующих. Таким образом, описание Иисусом Бога как обитающего на небесах выглядит как нельзя более уместным и многозначительным в произнесенной Им молитве. Однако существует и еще одна грань для нашего понимания Его обитания, которую нам также необходимо рассмотреть более подробно. Бог, помимо всего прочего, есть дух, сила и энергия, которая существует повсеместно и благодаря которой всё обитающее на земле продолжает жить. Два классических отрывка на эту тему подтверждают наши выводы: “Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Иоан. 4:24). “Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем…” (Деян. 17:27,28). Вечное и непрерывное присутствие Бога посредством Его Духа самым основательным образом влияет на наше понимание Его естества, ибо Бог не только находится в каком-то отдаленном месте, но Он одновременно близок к каждому из нас посредством присутствия Своего Духа, который есть Его сила и энергия. Согласно словам молитвы, рассматриваемой нами, мы обращаемся не просто к Богу, далекому и сокрытому от нас, но мы говорим со своим Отцом, который находится рядом с нами и в самой непосредственной близости к нам, буквально у нашего плеча! Бог есть Личность и Сила, Он – Бог, который одновременно далеко и близко, и все эти истины о Боге находят свое отражение во фразе “Отче наш, сущий на небесах”. В этом начальном предложении мы увидели лишь несколько учений, передаваемых рассматриваемой нами молитвой Господа. Эта молитва, которая, с одной стороны, весьма проста и самоочевидна, с другой стороны представляется учением всеобъемлющим и весьма глубоким. Колин Эдвардс |
|