Христадельфиане - официальный сайт

КНИГИ БИБЛИИ

Серия статей, посвященных каждой книге Библии

ПРОРОК ИСАЙЯ
Пророк Исайя

Исайе выпало жить во времена Озии, Ахаза и Езекии, которые были царями иудейскими. Иными словами, его служение пришлось на время с 740 по 680 гг. до н.э. Это был исторический период, во время которого мощь и влияние ассирийской империи росли и укреплялись, и Иудее вот-вот предстояло быть захваченной царем Сеннахиримом. Исайя был вхож в царское общество (он являлся большим другом и важным советником царя Езекии), а в Иерусалиме у него была семья – жена и дети.

В первой главе своей книги Исайя, подобно доктору, проводит осмотр иудейской нации (южного царства) и обнаруживает большие проблемы в их духовном здоровье. «Вся голова в язвах, – восклицает пророк, – всё сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны…» (Ис. 1:5,6). Причиной их духовной болезни было неправильное отношение к Богу. Они считали, что если они подносят Ему множество дорогих жертв, то в этом случае им можно продолжать увеличивать свое богатство путем грабежа и обмана, и что Бог закроет на это глаза. Данное заблуждение, вообще, свойственно всем людям. Бога не интересуют дорогие жертвы и подношения. Всё, что Он хочет от нас – это наши сердца, наше полное и совершенное принятие Его воли. Да, Он готов прощать нас, но только в том случае, если наше покаяние проявится в реальных изменениях, находящих свое отражение в повседневной жизни человека. Только в этом случае Он смоет с нас наши грехи и мы убелимся подобно чистому, только что выпавшему снегу.

Вторая глава раскрывается славным видением Иерусалима и представляет сей великий город таким, каким он будет «в последние дни». Все народы земли потекут в новый Храм Бога для научения Его путям, а справедливость, распространяемая по всему миру, будет осуществляться настолько действенным образом, что войны прекратятся. Но предшествовать всему этому будет устранение человеческой гордости и Судный день, в который «Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день» (Ис. 2:11).

Теперь мы уже получили представление о том, как говорили пророки. Они обращались к своим современникам с могучим и важным посланием, но именно этим своим посланием они обращают наш взгляд в будущее, ко временам Царства Божьего, когда идеалы, о которых говорит Библия, вначале будут преподаны людям, а затем от людей потребуют их неукоснительного и точного соблюдения, в результате чего Божья воля будет исполняться по всей земле. Понимание именно этого замысла наделяет нас надеждой. Даже если сегодня мы видим торжествующее вокруг нас зло и страдаем от его проявлений, мы всё равно знаем, что у Бога есть замысел, согласно которому данное положение вещей будет исправлено. Как Он сказал Моисею, «вся земля наполнится славой Господа». И ему вторит Исайя:

«Итак славьте Господа на востоке, на островах морских - имя Господа, Бога Израилева. От края земли мы слышим песнь: “Слава Праведному!”» (Ис. 24:15,16).

Шестая глава содержит удивительное описание того как пророк назначается на служение Богу. На дворе последний год царствования Озии. Исайя получает видение, в котором Господь восседает на Своем престоле в окружении пламенных серафимов, а сам престол – это золотое «седалище милости» в Святом Святых храма Божьего. Уста пророка символически очищаются прикосновением раскаленного угля, взятого с медного жертвенника, и после этого пророк отправляется проповедовать Божье Слово. Однако еще до начала служения он получает гнетущее откровение о том, что он так и не сможет убедить народ. «И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите» (Ис. 6:9). Известно ли вам, что этот классический стих раз за разом встречается и в Новом Завете тоже? Иисус и апостолы столкнулись с тем же самым явлением. Подобно Исайе, они со всем усердием изрекали Слово Божье, но люди отвечали на это так, как будто они враз стали и слепыми, и глухими. Лишь незначительное количество из услышавших имело достаточно смирения с тем, чтобы остановиться и постараться узнать больше, и чтобы возыметь веру к прощению и спасению.

Следующая часть писаний пророка Исайи известна под названием «Пророчество Еммануила», потому что его тема выражается словами «Бог с нами». Это пророчество явилось на свет во время царствования Ахаза – слабого молодого царя, царство которого подверглось нападению неприятельского союза, заключенного между Сирией и северным царством Израиля. Пророк встретил царя вне стен Иерусалима и предупредил его не полагаться на ассирийского царя, спешащего ему на помощь. Он убеждал Ахаза, настаивая, что Бог был на их стороне – «Бог с нами!» И Он даже даст нам знамение, чтобы укрепить нашу уверенность в Нем: дева родит сына и назовет его «Еммануил» («Бог с нами»). «Ассирийский царь не спасет тебя», – предупреждает пророк. Напротив, он завладеет всем твоим царством, распространившись по нему как речные воды, вышедшие из берегов во время потопа. Господь же выступает подобно могучей скале на широком пути, и Он либо вызывает претыкание людей на этом пути с тем, чтобы унизить их гордость, либо, в случае если они выбирают для себя верить и служить Ему, дает им убежище.

Неожиданно Исайя воспевает песнь радости и ликования. На поникшем во мраке севере Израиля, которому надлежало первым испытать на себе силу захватчика, воссияет свет, и Бог пошлет избавителя Своему народу:

«…Галилея языческая. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий… Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это» (Ис. 9:1-7).

Как можно понять эти загадочные слова? Прежде всего здесь необходимо сказать, что Бог спас-таки Иуду от ассирийцев во время служения Исайи. Благочестивый царь Езекия убедил свой народ в том, чтобы тот всеми силами веровал в Бога (в отличие от своего отца царя Ахаза), и ангел Божий буквально изничтожил ассирийское войско, как мы читали о том в книгах Царств и Паралиппоменон. Однако этим значение пророчества не исчерпывается. Библейские пророчества, образно выражаясь, необходимо читать с применением двух разных пар очков. Когда мы надеваем первую пару очков (назовем их «очки для близорукости»), то видим назначение того или иного пророчества для времени, в которое жил и служил сам изрекший его пророк. Затем, мы словно надеваем вторую пару очков (назовем их «очки для дальнозоркости») и опять перечитываем слова всё того же пророчества. И в случае с пророчеством Еммануила мы увидим, что оно также указывает на время Иисуса Христа! Он чудесным образом родился от девы – Марии. Он был Еммануилом, т.е. «Бог с нами», здесь на земле, ибо в нем, как говорит о том апостол Иоанн в Новом Завете, слава Божья открылась и пребывала с людьми на протяжении трех с половиной лет. Но Иисусу, рожденному для царствования на престоле Давида, на который он и воссядет и будет править с него во веки, прежде надлежало, как говорит о том в своей песне Исайя, пройти через сражение. Ему необходимо было сразиться не с языческими полчищами, но с Грехом – самым тяжким угнетателем, который всех нас без исключения держит в своих тисках. И только представьте себе! Добрая весть (Евангелие) о спасении, которую принес Иисус людям, прежде всего была явлена жителям Галилеи, как и предсказывал о том пророк! Буквально каждая деталь имеет свое значение, ибо Исайя был вдохновлен Богом.

Пророк Исайя

Главы с пятнадцатой по двадцать третью содержат серию «предсказаний» о народах, окружавших Иуду, которым тоже надлежало своей собственной спиной испытать всю тяжесть ассирийского жезла. В этих пророчествах опять-таки присутствуют указания на «последние дни». Иногда даже может показаться, что вместо двух пар пророческих очков нам необходимо вооружиться тремя: одна пара для времени царствования Езекии, вторая для времени служения Иисуса в первом веке н.э., а третья – для времени конца.

Мы переносимся к новому разделу, охватывающему собой главы с двадцать четвертой по тридцать пятую. В них Исайя обличает неудачные попытки некоторых политических деятелей, живших в Иудейском царстве, защитить себя от всё возраставшей угрозы со стороны Ассирии посредством заключения союза с Египтом – древней сверхдержавой, располагавшейся на юге. Этот замысел, согласно предостережениям пророка, данным им своим современникам, должен был закончиться полным провалом. Но теперь «наденем» вторую пару очков. На этот раз нашим глазам открывается еще одна величайшая тема в деятельности Божьих пророков, имеющая отношение к событиям прямо перед наступлением Судного дня, когда Израиль, воссобранный из рассеяния среди всех народов земли, вновь окажется перед угрозой вторжения, и на этот раз не со стороны Ассирии, но со стороны целой коалиции, пришедшей на него с далекого севера. Это вторжение, которому суждено произойти в последние дни, сокрушит гордый израильский народ, который из постигшей его трагедии будет вызволен только лишь явлением их Царя.

Эта часть Книги Пророка Исайи завершается гимном радости:

«Скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки» (Ис. 35:4-6).

Те из вас кто хорошо знакомы с Новым Заветом, сразу же разглядят в этих словах указание на служение Иисуса и, в частности, на то как он исцелял больных. Однако это новозаветное исполнение предсказаний Исайи послужило всего лишь слабым предвестником тех великих дел, которые Иисус совершит, когда вновь вернется на землю уже в качестве Царя. Он откроет глаза Израиля, остающегося слепым по отношению к Слову Божьему на протяжении всех этих веков. И он возвратит назад к жизни всех тех, кто умер с верою в него, наделив таких людей новыми телами, над которыми никогда больше не смогут властвовать ни боль, ни печаль.

Затем глазам нашим предстает отрывок Книги Исайи совершенно иного характера. Это часть его «официальной» летописи, относящейся к царствованию Езекии. Она занимает главы с тридцать шестой по тридцать девятую, и, являясь неким параллельным повествованием по отношению к Книгам Царств и Паралиппоменон, позволяет еще раз проникнуть взглядом в эпическое противостояние с Сеннахиримом.

Далее мы переходим к самой славной, поэтической части всей книги Пророка Исайи – к главам, посвященным «Слуге Божьему» (гл. 40-54). На этом этапе Исайя, будучи пророком, имел способность и возможность заглянуть в далекое будущее. Он предвидел время, когда Иуда будет покорен и уведен в вавилонский плен (об этом событии он уже говорил ранее в четырнадцатой главе). Он видел такое духовное состояние народа, которое опустилось до самого дна. Даже уверенность немногих остававшихся преданными Богу людей в иудейском царстве пережила тяжкое потрясение в тот момент, когда храм Божий был сожжен огнем, а последний царь именем Седекия был ослеплен и угнан в Вавилон, оставив после себя пустующий престол Давидов. Разве не клялся Бог Давиду о том, что его династия будет существовать вечно? Неужели – пропади она пропадом такая мысль! – вавилонские идолы оказались сильнее Бога Израилева? Исайя с изощренным сарказмом отвергает беспомощных «богов», сделанных человеческими руками из железа и дерева. Как и кого они могут спасти? Бог Израиля вечен и всемогущ. Подождите положенное время, настаивает пророк, и ваша вера в Него будет вознаграждена. Израиль возвратится из Вавилона и жизнь вновь возьмет свое, а однажды наступит и день, когда Бог пошлет Царя-спасителя.

В этих главах можно видеть всё время повторяющуюся тему, указывающую на Иисуса как Слугу Божьего, который исполнит всю Его волю и каждую Его заповедь, и который, в итоге, будет вознагражден вечной жизнью и победой. В своем служении, отмеченном беспримерным послушанием Богу, этот Слуга полностью подчинит свою волю воле Отца, вплоть до распятия и до принятия незаслуженной смерти. По горькой иронии, сей Слуга, отверженный людьми, ради спасения которых ему надлежало прийти, умрет за них и понесет на своих плечах их грех. Исайя 53 представляет собой одно из самых совершенных и изысканных пророчеств Ветхого Завета, исполнившихся до мельчайших деталей. Оно предсказывает молчание Иисуса во время допроса, наказание плетьми, нанесение ударов воинами, то, как он был пронзен копьем, и то, как его похоронили в могиле богатого человека. Возможно вы даже вспомните, что именно этот отрывок был использован апостолом Филиппом для проповедования ефиопскому евнуху об Иисусе в Деян. 8:27-35. Дорогой читатель, возьмите в руки Библию и начните читать. Всё это ничто иное, как слова Самого Бога.

Великий пророк Божий заканчивает свою книгу отповедью погрязшему в беззакониях Иуде (несмотря на то, что она находится в конце книги, с точки зрения хронологии она относится к периоду, предшествующему времени написания глав, посвященных Слуге Божьему). В этой заключительной части народ предупреждается о грядущем суде от огорченного им Бога. Однако тут и там на протяжении всего этого печального послания, как и во всех других подобных случаях проблескивает надежда и видение будущего Восстановления последних дней, когда грехи Израиля будут прощены, а Иисус придет с тем, чтобы искупить народ Божий.

«И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия», - говорит Господь. «И вот завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего», - говорит Господь, - «Отныне и до века» (Ис. 59:20,21).

Продолжение...

<<< Вернуться назад