РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТОМ,
ПОЧЕМУ В НАШЕМ МИРЕ ПРИСУТСТВУЕТ СТОЛЬКО СТРАДАНИЙ
Геннадий Подгайский
ЧАСТЬ 1: ПОЧЕМУ БОГ ДОПУСКАЕТ СТРАДАНИЯ
Почему существуют страдания? Этот древний вопрос повторяется снова и снова. Катастрофы и войны, слёзы и печали, горе и боль, нужда и нищета, отчаяние и разочарование: вопрос о причине всего этого не умолкает. Он имеет отношение к каждому. Страдания и боль составляют большую часть нашего жизненного опыта. «Но человек рождает на страдание» (Иов 5:7).
Во время страданий человек всегда обращается к небу. И здесь уже нет различия между христианами и атеистами. Отовсюду слышится: «Где же Ты был, когда это случилось?» Все хотят знать ответ на вопрос о причине произошедшего.
Московское кладбище. Могила 3-х летней девочки. Стандартная подпись на могильном камне: «Помним, любим, скорбим». Немного ниже приписано одно небольшое слово: «Почему?» Понятно, к Кому обращен этот вопрос. В нем выражена вся боль родителей: зачем Ты забрал её у нас? Что плохого она тебе сделала?…
Готовых ответов в этом случае просто не существует. Но говорить на эту тему можно, нужно и должно! Мне бы хотелось поведать вам четыре примера из моей жизни, но чуть позже.
Есть известный философский аргумент: Если Бог благ – то Он не Всемогущий! Постараюсь разъяснить это утверждение: Если Бог такой хороший и добрый, но не предотвращает трагедии (например, Бесланской), – значит, Он просто не может сделать этого. И наоборот: Если Бог Всемогущий – то Он не благ! То есть, если Он всё может сделать, но не делает – не предотвращает трагедии, – то Он совсем не благ, как о Нём говорят христиане, Он – совсем не добрый Бог.
Прежде чем обвинять Бога, давайте обратимся немного к теории.
«И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Видите? Всё, что сотворил Бог, было хорошо. То есть, Бог сотворил мир прекрасным. Первоначальное творение Божие было свободно от страданий, горя и слёз. Лишь восстание человека против Бога, его попытка сделать независимым от Творца, разрушила гармонию мира.
Змей знал, на чём можно сыграть – на гордости человеческой и на желании иметь всё и сразу: «…но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги» (Быт. 3:5). Но, чтобы быть «как боги», нужно пройти крестный путь Христа, что никто из нас не согласится сделать в масштабе один к одному. Гораздо легче… вкусить от запретного плода.
Именно попытка сделаться независимыми от Бога и Его заповеди разрушила гармонию мира. Мир страданий и слёз, болезней и смерти, голода и войн – это мир за пределами Едемского сада.
Многие в наши дни отвергают веру в Бога именно потому, что им кажется, что если бы Бог существовал, то не мог бы иметь место такой дикий разгул зла в нашем мире, такое множество неоправданных страданий, такое отсутствие порядка и смысла во всём. И здесь мы подходим к самому главному: люди забывают или вовсе не знают, что Создатель оберегает человеческую свободу выбора, как основной принцип в сотворении богообразных существ. Вмешательство всякий раз, когда воля людей увлекает их на путь злодеяний, было бы равносильным лишить их самоопределения, – возможности выбора между добром и злом.
Итак, Бог создал человека со свободной волей. Он желает сознательного благоговения перед Ним. Ну а что человек? А человек пустился во все тяжкие… Вместо обвинений «как Бог мог допустить такое?…» – в большинстве случаев будет правильным сказать: «Как человек мог допустить это?!»
Только посмотрите на следующие два примера:
- В 1867 году известный учёный-химик Альфред Нобель (узнаёте фамилию? Это его именем названа учреждённая им премия) открыл динамит. Этим взрывчатым веществом он хотел облегчить работу в горах и каменоломнях, там, где рабочие использовали лишь свою силу, чтобы добывать руду и уголь. Какое благословенное открытие! Но что сделал человек с этим открытием? Он изобрел бомбы, уничтожающие тысячи людей!!!
- В 1938 году было сделано открытие процесса расщепления ядра урана. Что сделал человек с этим открытием? Он создал бомбы, уничтожающие миллионы!!!
Однажды ребёнок, потерявший своих родителей на войне, написал в письме Богу: «Сделай так, чтобы на земле сломалось всё оружие!» (Костя, 4-й класс). Бог может это сделать, но на другой же день люди побегут создавать новое!
Альберт Эйнштейн, в котором обитал высокий дух, должен был забрать в могилу множество из своих открытий. При этом он рассуждал здраво: «Открытия в руках безбожников уничтожат нас». Всё то, что человек мог бы с пользой для себя извлечь из научных открытий, он использует в дальнейшем для разрушения.
Итак, в той мере, в какой человек отрекается от Бога, растут ненависть и убийства в мире. Удаление человека от Бога – вот что является катастрофой в этом мире!
Ведь, смотрите, что важно и интересно:
- 1789 год – год начала Великой Французской революции. Я не буду касаться её социально-политических аспектов – понятно, что революции не происходят от хорошей жизни. Интересно другое: по мере её развития, с молчаливой подачи её вождей по всей Франции распространилось так называемое «дехристианское» движение, направленное против религии и церкви, пусть даже и Католической. В городах и сельской местности закрывались церкви и храмы (например, всем известный Собор Парижской богоматери был превращен в «Храм свободы»), в зданиях церквей устраивались празднества «культа Разума». Ну а раз царствует «разум», и Бога нет – можно творить всё, что захочется. И началась кровавая вакханалия: тысячи тысяч казнённых. Палачи просто не справлялись со своей работой, и была изобретена гильотина.
- Наша история. Наша революция 1917 года. Большевики повели яростную борьбу с Богом и верующими. Религия была объявлена опиумом для народа. Только боязнь перед возмездием Божьим могла бы обуздать революционную толпу, а если этого нет, то «грабь награбленное», круши, режь и убивай. «Мы наш, мы новый мир построим» – страшный мир без Бога!
Еще пророк Иеремия, который, между прочим, сам был человеком, перенесшим множество страданий, написал прекрасные слова: «Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф» (Иер. 2:19).
ЧАСТЬ 2: ПРИМЕРЫ
Первый пример, так сказать, классический. Он описан в некоторых православных книгах. Мать декабриста-поэта Кондратия Рылеева страстно молится Богу у постели своего умирающего 3-х летнего сына. Врачи сказали, что ребенок вряд ли доживет до утра. От переживаний и усталости мать впадает в тяжелый сон.
И вот в видении слышит голос: «Я покажу тебе его будущее, – неужели и тогда будешь молиться о его выздоровлении». И перед ней возникает пять комнат…
В первой лежал умирающий ребенок, но он уже не умирал, не было предсмертного хрипа, на щеках уже играл здоровый румянец. В следующей комнате уже сидел крепкий, резвый мальчик, он уже начинал учиться, кругом на столе лежали книги и тетрадки. Далее мать видит его уже юношей, затем взрослым. В предпоследней комнате мать видит много незнакомых людей, о чем-то шумно спорящих, и видит сына что-то возбужденно им доказывающего.
Затем идет последняя комната, закрытая занавесом. Мать слышит голос, говорящий ей, что если она заглянет в эту комнату, то будет уже поздно. Ничего нельзя будет вернуть вспять. Но мать с криком: «Нет. Нет! Хочу, чтобы он жил», – спешит заглянуть и в эту комнату. Занавес медленно поднялся и тут… она увидела виселицу!
Мать в ужасе просыпается, и, наклонившись над кроваткой, к своему удивлению видит спокойно спящего ребенка. Наутро и доктора и знакомые все были изумлены происшедшим чудом: младенец явно шел на поправку.
Время шло, и сон матери исполнялся с буквальной точностью во всех, даже мелких деталях: и юность его, и, наконец, тайные собрания. Когда сын, незадолго до восстания, познакомил мать со своим новым другом, она сразу узнала человека из предпоследней комнаты.
Ну а далее уже всем известная история, которую напомню читателям: 19 ноября 1825 года неожиданно умирает император Александр I. 14 декабря (откуда и пошло название – декабристы) ряд полков выходит на Сенатскую площадь Петербурга и отказывается присягнуть новому императору Николаю. Но в виду несогласованных действий руководства, восстание было жестоко подавлено. Пять его руководителей, среди которых был и Кондратий Рылеев, были отданы под суд и приговорены к четвертованию. Впоследствии, дабы не шокировать Европу, наказание заменили повешением.
* * *
Второй пример из моей собственной жизни. Сам я родился уже после Второй мировой войны, но моя мама на дорогах войны, убегая от фашистов, похоронила двух своих маленьких мальчиков: 1,5 года и три месяца. Конечно, всю свою последующую жизнь она постоянно плакала и переживала, когда вспоминала об этом. Да и невозможно себе представить, чтобы как-то было иначе. Похоронить своих маленьких детей – самое ужасное испытание, которое только может выдаться на долю любой матери.
Но впоследствии Бог показал, что могло бы с ними произойти дальше – показал на примере её родной сестры, у которой также было два сына – мои двоюродные братья. Масштаб здесь один к одному. Такие же два мальчика, которые в послевоенные годы превратились в самых последних алкоголиков. Старший не дожил и до сорока лет, наложил на себя руки; младший не дотянул и до тридцати – отказало сердце.
Разница была в самих сестрах. Одна была верующей, другая – гордой красавицей, которой было в то время не до Бога. Вот ей-то и пришлось сполна испить ту горькую чашу, от которой Бог избавил ее верующую сестру, мою мать.
* * *
Пример третий я взял из одной популярной газеты. Письмо-исповедь матери о своей горькой жизни.
В свое время она также вымолила у Бога своего больного ребенка, для которого не жалела потом ничего, воспитывая его одна. Отец, как и водится, сбежал в свое время к другой женщине. И вот сейчас этот сынуля лупит ее до смерти, отбирая и пропивая ее пенсию. И если бы не соседка, украдкой подкармливающая ее, она давно бы уже, по ее собственным словам, отдала концы. И вот сейчас, уже на закате жизни, она винит во всем только себя саму. Ибо сама она вмешалась в предвидение Божие, и взвалила на себя ношу, от которой Бог хотел избавить ее с самого начала.
* * *
Четвертый пример из англоязычного христадельфианского журнала, в котором однажды рассказывалось о гибели в Африке в автомобильной катастрофе нашей совсем еще молодой сестры из Великобритании, которая принимала участие в проповеднической кампании. И тут казалось бы за что? Как Бог мог допустить такую несправедливость?
В этом случае будет уместно привести цитату из пророка Исаии: «Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. Он отходит к миру» (Ис. 57:1,2).
* * *
Замечаем ли мы теперь то, куда внезапно поворачивается упомянутый нами выше вопрос о благости и всемогуществе Бога? Увы, пока в этом мире существует грех, т. е. сознательное удаление от Бога и Его заповедей, существование страданий, в конечном счете, не должно быть проблемой для верующих. Если бы в греховном мире не было страданий, тогда мы бы могли сделать вывод: всемогущий и благой Бог не может существовать, либо Он совершенно равнодушен к тому, будет ли наказан грех или нет – и в этом случае Он не может быть благим. Но поскольку Бог благ и всемогущ и справедлив, Он допускает страдания для нашей же пользы и назидания. Бог не бывает поругаем (Гал. 6:7).
Продолжение...
<<< Вернуться назад