Христадельфиане - официальный сайт

ТРУДНЫЕ МЕСТА В ПОСЛАНИИ ИУДЫ

(Часть 2)

“И ангелов, не сохранивших своего достоинства…”
Библия: Послание Иуды

Буквальный перевод стиха шестого в Послании Иуды должен выглядеть следующим образом:

“И посланников (1), не сохранивших своего служения (2), но оставивших своё жилище (3), Он содержит в вечных узах под мраком на суд великого дня”

Ключевые слова, отмеченные цифрами в скобках, подробно рассматриваются ниже.

1. Греческое слово angelos буквально переводится как “посланный”, “посланник” или “представитель”. Оно чаще всего используется для обозначения небесных Ангелов, но в Новом Завете существует несколько примеров, когда это слово употребляется в отношении людей (напр. семь писем книги Откровения – Откр. 2:1 и т.д.). Каждая екклесия имела своего “ангела”, который чем-то напоминал наших сегодняшних “служащих братьев”. Это же слово используется при описании соглядатаев, которых приняла Раав (Иак. 2:25 – вместо слова “соглядатаев” в русском переводе Библии, в английском переводе KJV употребляется слово “посланников” – греч. angelos). Данный пример особенно подходит для нас, поскольку этих лазутчиков едва ли можно было назвать “посланниками” в полном смысле этого слова, но, скорее, они были “посланы” с разведывательными целями во вражескую землю и являлись “представителями” двенадцати колен.

Это слово используется и в отношении учеников Иоанна Крестителя (Лук. 7:24), но в данном случае они и в самом деле действуют как посланники или представители.

За следующим примером можно обратиться к Апостолу Павлу, который использует это слово в весьма интересном контексте в 1Тим. 3:16, где упоминание о том, что Иисус “показал Себя Ангелам” выглядит довольно странным, если предполагать, что в виду имелись небесные посланники. Однако, если здесь имеются в виду Апостолы, то тогда вся фраза вписывается в контекст как нельзя лучше, поскольку именно Апостолы были свидетелями воскресения Господа. Еще один пример можно найти в 1Кор. 11:10, где говорится о головном покрытии для сестер. Тут трудно понять, какое отношение это церковное устроение имеет к Ангелам, но всё встает на свои места, если имеются в виду старейшины екклесии.

2. archen – “правление”, т.е. “порученное, доверенное служение”, “власть” (как у местного судьи).

3. oiketerion – “место обитания”, “жилище”.

Эти слова весьма неплохо подходят к истории с Кореем, Дафаном и Авироном. Сии люди выступали зачинщиками в собрании недовольных, состоявшем из 250 князей Израилевых (Чис. 16:1,2). Они жаловались на то, что Моисей с Аароном присвоили себе весь почет в обществе. Своё недовольство они оправдывали словами о том, что “всё общество, все святы” (Чис. 16:3), а раз так, то Моисей и Аарон, мол, не имели никакого права возвышать себя над другими. Корей принадлежал к сынам Каафовым и его задачей было носить внутреннее убранство скинии после того как Аарон с сыновьями подготавливали его для переноса в другое место (Чис. 4:15). Сынам Каафовым при этом строго-настрого запрещалось смотреть на принадлежности скинии или прикасаться к ним. Но что касается их честолюбия, то оно, судя по всему, простиралось куда дальше этих порученных им обязанностей. Другими словами, они не были довольны тем “служением”, которое было доверено им. Возможно мы даже вправе сказать, что они хотели вознестись выше того положения, которое они занимали в жизни.

В Чис. 14:4 запечатлены следующие слова народа: “И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет”. В Неемие же 9:17 мы находим, что они и впрямь выполнили первую часть своего плана: “И, по упорству своему, поставили над собою вождя, чтобы возвратиться в рабство свое”. Скорее всего этим поставленным вождем был Корей. Несомненно, что Иуда считает его главным зачинщиком, когда говорит об “упорстве” Корея (ст. 11).

Наказание, постигшее Корея, Дафана и Авирона, заключалось в том, что земля разверзлась у них под ногами и поглотила их. Остальные же бунтари были погублены огнем, исшедшим от Господа.

Таким образом, тщательный анализ текста поддерживает мнение о том, что упоминающиеся Иудой в этом отрывке его послания разные события, как и в других рассмотренных нами примерах, могли быть хорошо знакомы его читателям, так что, в соответствии со стихом 5, им достаточно было лишь напомнить о них. Дополнительное подтверждение этому можно найти в стихе 8, где Иуда вновь возвращается к сути своих трех примеров, хотя делает он это уже в обратном порядке. Он использует сравнительное словосочетание “так точно” для того, чтобы подчеркнуть, что его современники находятся точно в таком же положении, как и персонажи Ветхого Завета. Его фраза о “сих мечтателях” показывает, что их желания и устремления были неосуществимы, то есть они жили в мире грёз и не хотели мириться с окружавшей их реальностью. Помимо этого, они:

3. “оскверняют плоть” – как то было в Содоме и Гоморре;

2. “отвергают начальства” (букв. презирают власть) – выступление Корея против Моисея и Аарона;

1. “злословят высокие власти” (букв. злословят славу) – так же поступили и израильтяне, когда отвергли рассказ лазутчиков, посланных в Землю, “и роптали на Моисея и Аарона” (Чис. 14:2).

Спор о Моисеевом теле
Изучение Послания Иуды

В девятом стихе Послания мы сталкиваемся с еще одним загадочным отрывком, в котором Иуда описывает спор Михаила Архангела с дьяволом о “Моисеевом теле”. Здесь весьма уместным выглядит вопрос о том, зачем дьяволу вообще понадобилось тело предводителя Израиля: дьявол, согласно распространенным заблуждениям, в первую очередь должен был желать завладеть его “бессмертной” душой! Даже при поверхностном рассмотрении традиционные верования в дьявола и в его методы влекут за собой массу вопросов.

Архангел Михаил называется по имени в Дан. 10:13,21; 12:1 и далее, и в Откр. 12:7. Во всех этих отрывках так или иначе рассказывается о противодействии, которое человек оказывает Богу.

Важно отметить, что используемые Иудой примеры, такие как те, что имеют отношение к Исходу (ст. 5), к уничтожению Содома и Гоморры (ст. 7), к Каину, Валааму и Корею (ст. 11) – все их можно отнести к событиям из Ветхого Завета. Случай в ст. 9, как и пример в ст. 6, изложен загадочным, как бы зашифрованным образом (в переводе), но в качестве рабочей гипотезы разумно будет предположить, что он тоже имеет отношение к Ветхому Завету.

Две используемые здесь у Иуды фразы – “да запретит тебе Господь” (ст. 9) и “исторгая из огня” (ст. 23), очевидно, имеют определенную связь с Зах. 3:2. Помимо этого есть основания полагать, что Послание Иуды основано на Втором Послании Петра. Например, семнадцатый и восемнадцатый стихи у Иуды соотносятся с 2Пет. 3:3. Давайте, поэтому, сравним Иуд. 8,9 с похожими стихами в 2Пет. 2:10-12.

Этот отрывок явно говорит о человеческом поведении и об его отличиях от поведения Ангелов. Люди, о которых здесь идет речь – это нечестивые, которые клевещут об остальных, будучи сами преисполнены чванливым невежеством. Они обречены на погибель. Отсюда следует, что схожий отрывок у Иуды тоже посвящен врагам из числа людей, обладающих схожими чертами с теми, что описаны у Петра.

Схожий отрывок у Захарии, скорее всего, относится ко времени возвращения из пленения, когда священники были отстранены от своего служения из-за того, что вся их жизнь и поведение не соответствовали высоким требованиям Закона Божьего (Езд. 2:61-63).

Вполне возможно, что эти священники возражали против Первосвященника Иисуса и говорили, что он тоже должен быть отстранен от служения, поскольку не имеет священнических одежд, утраченных во время Вавилонского плена. Бог ответил на их возражения устами пророка Захарии (3:1-5).

В этом же отрывке в лице Первосвященника Иисуса, сына Иоседекова, мы имеем прообраз Господа Иисуса Христа. Он тоже был отвержен и презираем Израильскими вождями, однако Он, вне всякого сомнения, всё равно был Божьим избранным Первосвященником (Евр. 3:1,2; 4:14-16). Служение Иисуса Христа привело к тому, что фарисеи были отвергнуты Богом по причине их отвержения Его Помазанника. Господь Иисус не стал Сам осуждать иудейских предводителей, но доверил всё сие дело Богу (1Пет. 2:23).

Иуда описывает схожую ситуацию, в которой те, кто покушался на веру и пытался извратить ее, уподоблялись в своем поведении нечестивым людям дней пророка Захарии, а потому их участью было ожидать грядущего суда Божьего.

И еще остается загадочное употребление фразы “Моисеево тело”. Существует предположение, что “Моисеево тело” – это ветхозаветный прообраз Тела Христова (Еф. 1:23; 1Кор. 12:27), который представляет собой народ Израилев, крестившийся в Моисея в водах Чермного моря (1Кор. 10:1,2). Такое объяснение не поддерживается нигде в Писаниях и плохо сочетается с контекстом третьей главы Книги Пророка Захарии.

Греческое слово, обозначающее тело – soma – далеко не всегда употребляется в значении “труп”. Существуют примеры его употребления при описании раба или слуги, которые во времена Нового Завета не считались за людей, а, скорее, за обычные вещи – тела, которыми владели и которые использовали для разных работ. Слово soma используется в таком значении в Откр. 18:13, например.

Подобное объяснение хорошо вписывается в контекст. Самый первый Иисус (Навин) был в буквальном смысле слугой Моисея (Исх. 24:13), а Иисус из Зах. 3 был преданным служителем Моисея согласно определению Закона.

Енох

После этого Иуда обращается еще к одному примеру из Бытия, а именно – к Еноху (ст. 14,15). Вполне возможным выглядит увязка этой цитаты с контекстом ветхозаветного отрывка в Иове 22:15-17. Это, несомненно, обращение в сторону людей, которые жили до Потопа и которые навлекли на себя гнев Божий из-за своего дерзкого непослушания Ему. Иуда замечает, что Енох был “седьмой от Адама”, так что некоторые толкователи, опираясь на эти слова, сделали вывод, что это цитата из книги Еноха, хотя, конечно же, совсем нетрудно установить этот факт из Быт. 5:1-18 и 1Пар. 1:1-3. Так же как Енох был седьмым от Адама по линии Сифа, Ламех был седьмым по линии Каина. Ламех прославился своим хвастовством в Быт. 4:23,24, которое вылилось в довольно-таки наглую и жесткую речь (ст. 15). Именно на нее указывает Иуда. Ламех хвалился своей независимостью от Бога и, что еще хуже, своей недосягаемостью для Божьего гнева. Он мог обойтись без Бога и Его покровительства, поскольку его сын владел целым “оружейным заводом”, так что он вполне мог позаботиться о своей безопасности сам (Быт. 4:22).

Неудивительно, поэтому, что когда у него родился сын, благочестивый Енох пророчески назвал его Мафусалом, что в переводе означает “когда он умрет, то [потоп] будет послан”. Исследование хронологических записей Бытия показывает, что всё так и произошло.

Также отсюда следует, что Енох обличал своих современников в пророчестве о будущем Суде, который должен был произойти над безбожным веком. Обратите внимание на четырехкратное использование Иудой слова asebia – “нечестие” – в пятнадцатом стихе. Слова в Евр. 11:5 о том, что Енох был “переселен”, подразумевают вмешательство Бога, защитившего его от рук этих нечестивых людей.

Мы можем сделать вывод о том, что несмотря на предположение большинства толкователей об обращении Иуды к иным источникам помимо Библии, существуют весомые основания для убежденности в том, что каждое из “трудных мест”, содержащихся в его послании, имеет отношение к ветхозаветным примерам, записанным для нашего научения и для нашей пользы.

Джон Хеллавел

<<< Вернуться назад