Христадельфиане - официальный сайт

ТРУДНЫЕ МЕСТА В ПОСЛАНИИ ИУДЫ

(Часть 1)

Введение
Библия: Послание Иуды

Послание Иуды считается трудным для понимания по целому ряду соображений, ибо в нем Апостол доносит до нас свои слова и учения с великой силою, используя при этом множество цитат и делая всевозможные ссылки на разные части Святого Писания. Не все эти ссылки и цитаты можно найти и установить с легкостью. Некоторые упоминаемые им случаи выглядят весьма знакомыми, так что на их фоне остальные кажутся еще более загадочными. Среди знакомых историй можно выделить события Исхода, случаи, имевшие место при переходе через пустыню, а также разрушение Содома и Гоморры. Упоминание Иудой пути Каина, преступления Валаама, греха Корея, а также его слова о Енохе как о седьмом от Адама тоже не вызывают у нас особых проблем.

С другой стороны, как можно объяснить строки, касающиеся “ангелов, не сохранивших своего достоинства”, и отрывок о Михаиле Архангеле, в котором тот “говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле”?

Вдобавок ко всему этому, у Иуды обнаруживается “подозрительная” цитата из Книги Еноха, которая в наши дни существует лишь в форме апокрифического документа.

Ни одна из этих трудностей, тем не менее, не заслоняет собой суть послания Иуды и не приуменьшает его ценности для нас. Даже если мы никогда так и не достигнем удовлетворительного понимания некоторых из них, всё равно для нас найдется немало полезных уроков в этом коротком письме. Однако ни один исследователь Библии не любит оставлять за своей спиной цитаты или ссылки, которые представляют для него загадку и которые трудно связать с их оригинальным контекстом, который, как правило, позволяет получить более глубокое понимание загадочных текстов.

В нашей статье мы рассмотрим два возможных решения всем этим трудностям.

  • Одно заключается в том, что Иуда ссылался на небиблейские источники, которые хорошо были известны тем, кому непосредственно было адресовано его послание, но которые недоступны нам.
  • Второе возможное решение состоит в том, чтобы попытаться обнаружить ветхозаветные события, послужившие основой для некоторых отрывков в послании Иуды.

Первое объяснение, возможно, вызовет у нас определенное удивление, но, как мы увидим, существуют и другие примеры в Библии, когда автором подобных труднопонимаемых изречений был, в частности, Сам Господь Иисуса. Второе решение проблемы выглядит более предпочтительным, однако необходимо признать, что оно не лишено своих недостатков. Вполне обоснованно можно задаться следующим вопросом: если Иуда хотел подкрепить свои слова примерами из Ветхого Завета, то почему он делает это столь загадочным образом?

Вначале мы рассмотрим первый подход, предполагающий обращение к небиблейским источникам, а потом обратимся к рассмотрению альтернативного объяснения.

Первое объяснение: обращение к тогдашней иудейской мифологии и литературе
Иуда пишет послание

Не исключено, что возможное решение проблем, вызванных цитатами Иуды, скрывается в факте использования им существовавшей в то время иудейской мифологии и литературы. Иудеи того времени, несомненно, были очень хорошо знакомы со всеми этими преданиями. Они были почти одержимы историями об ангелах, и возможно, Иуда обращается именно к ним с тем, чтобы точнее и убедительнее передать суть своих слов. Совсем необязательно думать, будто Иуда сам верил во все эти предания. Ведь и Господь Иисус не верил в учение о жизни после смерти, коего придерживались иудеи Его времени, когда рассказывал притчу о богаче и Лазаре, в которой Он в немалой степени использовал их заблуждения для того, чтобы преподать им совершенно иной замысленный Им урок (Лук. 16:19-31).

В самом деле, весьма примечательно то, как часто Господь Иисус встречался со Своими противниками, что называется, “на их территории”! Саддукеи не верили в воскресение. В ответ на это Господь мог процитировать несколько отрывков из Ветхого Завета, такие, например, как воскрешение Илией сына Сарептской вдовы (3Цар. 17:20), или воскрешение Елисеем сына женщины-сунамитянки (4Цар. 4:32). Однако Он так не сделал, ибо это не произвело бы на саддукеев должного впечатления. Дело в том, что они не принимали эти рассказы как вдохновенные Писания. Вдохновенными Писаниями от Бога они считали лишь первые пять книг Моисея - Тору, т. е. Закон. Поэтому Господь избрал цитату из Исхода 3:6 и показал им, что Живой Бог не стал бы связывать Себя с людьми, которые, по верованиям саддукеев, умерли навсегда, но Бог избрал называть Себя их Богом, потому что однажды в будущем Он собирался вновь воскресить их к жизни.

Апостол Павел тоже использовал в своей речи на Марсовом холме в Афинах определенный материал тех времен, если можно так выразиться: он цитировал сицилийского поэта Аратуса, который был его современником (Деян. 17:28). Также в своем послании Титу он цитировал критянина Епименидия, когда говорил о ставшей притчей во языцех склонности критян ко лжи (Тит. 1:12).

Итак, если Господь Иисус и Апостол Павел встречались со своими противниками “на их территории” и побеждали их с использованием их же оружия, то почему этого не мог сделать Иуда, брат Господень?

Если такой подход является верным, то мы можем истолковать упоминание “ангелов, которые согрешили” (ст. 6) как учение раввинов о Быт. 6:2, где говорится о сынах Божьих, увлеченных красотой человеческих дочерей и бравших их себе в жены. Согласно точке зрения этих раввинов, сынами Божьими были ангелы, которые обвинили Бога в неразумном создании человека, столь быстро и основательно подверженного греху. Его ответом на это стали слова о том, что если бы они находились на земле, то они согрешили бы точно так же, как это было с самим человеком. Эти ангелы затем, по словам раввинов, получили разрешение спуститься на землю, а согрешив с дочерьми человеческими, лишились пути назад на небеса!

Про отрывок о споре между Михаилом и дьяволом, разразившемся в отношении тела Моисеева в ст. 9, известно, что он был взят из апокрифической книги “Восхождение Моисея”, которой ныне не существует.

Согласно этой истории, после смерти Моисея Архангел Михаил был послан, чтобы похоронить его тело. Однако дьявол преградил ему путь, заявив, что это тело принадлежало никому иному как только ему, и по двум причинам: во-первых, Моисей во время своей жизни стал убийцей, когда разделался с египтянином, а во-вторых, поскольку его тело было материальным, а не духовным, то оно являлось собственностью дьявола.

И, наконец, слова Еноха (ст. 14,15). Говорят, что они взяты из апокрифической Книги Еноха. Несмотря на то, что до наших дней “дожила” лишь треть этой книги, написанной на греческом, этот отрывок в Иуде очень схож с родственным ему отрывком в Книге Еноха, за исключением разве что одного слова - “нечестивых”, которое Иуда добавил от себя. И в этом случае предположение о том, что Апостолом использовался текст одного из современных произведений, выглядит вполне убедительным и справедливым.

Второе объяснение: установление ветхозаветных цитат

Намерение Иуды выражалось следующими словами: “Я хочу напомнить вам, уже знающим это…” (ст. 5). Скорее всего, он хотел не просто напомнить им о фактах, которые они могли подзабыть, но о значении тех вещей, которые уже были известны им.

Иуда начинает свое пояснение, приводя в пример три случая из истории Израиля с момента выхода его из Египта и на протяжении всего перехода через пустыню. Израильтяне, которые прежде были рабами в Египте, вскоре позабыли все свои невзгоды и страдания. Впечатление от всех виденных ими чудесах Божьих, особенно от того, как Бог поразил египетских первенцев, вскоре сильно ослабло. Возвышенное ощущение только что обретенной свободы быстро улетучилось неведомо куда и, в итоге, все их воспоминания о пребывании в Египте стали сводиться к пище, которую они имели в своем распоряжении в этой чуждой для них земле (Чис. 11:5).

Когда лазутчики возвратились с восхитительным описанием земли, полностью совпадавшим с обетованием Бога (Чис. 14:2 и далее; 29), то они позабыли Божью власть и силу, проявленную Им при поражении преследовавших их египтян. Обреченные скитаться по пустыне на протяжении целых сорока лет, те, кто однажды были искуплены, теперь подверглись уничтожению. Первенцы и не первенцы умирали одинаково, а трупы их усеивали пустыню во всех направлениях их скитаний.

Союз “и” в начале шестого стиха увязывает следующие за ним примеры с Исходом и скитанием по пустыне. Это не обычный греческий союз “kai”, но реже встречающийся “te”, который обычно используется при объединении логически связанных предметов, таких, например, как вилка и нож. Благодаря этому обстоятельству, мы можем предположить, что вне зависимости от запутанности текста, следующие его строки посвящены историческому событию, также имевшему место во время перехода через пустыню. Наиболее вероятное объяснение здесь может предполагать восстание Корея, Дафана и Авирама (Чис. 16:1-35). Существуют весьма сильные связи и параллели между этим отрывками в Числах 16 и в Послании Иуды. Тщательное исследование этого текста подтверждает обоснованность такого предположения, как мы и увидим то во второй части нашей статьи.

Джон Хеллавел

Продолжение в следующем номере...

<<< Вернуться назад