Христадельфиане - официальный сайт

ОБЩЕНИЕ

КАК СРЕДСТВО РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Общение жизненно необходимо для разрешения проблем. Люди должны понимать друг друга. Люди должны понимать суть этих проблем, а научиться понимать это мы можем через разумный, открытый и честный диалог. Людям необходимо воздерживаться от глупых, сверхкритичных и предвзятых разговоров. Нам необходимо научиться эффективно общаться друг с другом и уметь не соглашаться в каких-то моментах, не делая хмурое лицо.

Меня сильно притягивает общение в интернет-сообществах. Мне кажется крайне увлекательным делиться и обсуждать разные библейские идеи. В виртуальном пространстве есть множество проницательных знатоков Библии, которые могут добавить много чего интересного на самые разные библейские темы. Можно многому научиться, обсуждая эти темы с братьями и сестрами по всему миру. Но, несмотря на всю привлекательность этой идеи и множественные попытки поучаствовать в подобных виртуальных обсуждениях, по прошествии недели-другой я неизбежно прекращаю общение на таких форумах. Братья грубят, ложно обвиняют, насмехаются и изводят друг друга. Мне кажется, что подобные обсуждения на публике крайне нехороши, а когда так общаются между собой братья во Христе, то это я вообще нахожу недопустимым. Я довольно-таки «толстокожий» индивидуум, но моя совесть не позволяет мне участвовать в подобных обсуждениях, когда они выходят из-под контроля.

Пока неучастие в подобных виртуальных беседах является неудобством, с которым можно смириться, основная проблема общения между братьями и сестрами становится серьезной, так как возникает она регулярно. Мы плохо подготовлены к тому, чтобы решать проблемы как всемирное сообщество, потому что мы еще не научились обсуждать различные вопросы благоразумно и мирно. Диалоги становятся монологами; мирные беседы превращаются в напыщенные разглагольствования. Разумная беседа превращается в смесь колкостей и обычной чепухи.

Мы отчаянно нуждаемся в умении обсуждать насущные вопросы. Например, за последние годы появилось мнение, что у сестер должны быть точно такие же обязанности, как и у братьев, включая публичные молитвы и выступления с лекциями. В некоторых местах даже успели осуществить эту идею, и сестры исполняют точно такие же обязанности, как у братьев. Но эта идея крайне противоречива и вполне может привести к всеобщему расколу, если не подойти к этому вопросу должным образом. Это не потому, что данная тема более противоречива, чем остальные темы, с которыми мы сталкивались ранее, а потому, что она появилась как раз в то время, когда мы потеряли способность разговаривать и обсуждать что-либо в духе Христа. Мы должны учиться обсуждать ту или иную тему, как благоразумные человеческие существа, чьим путеводителем в общении и поведении являются Святые Писания. Как говорит Исайя – «Тогда придите - и рассудим, говорит Господь» (Ис. 1:18).

У нас есть миллион отговорок, оправдывающих наше неподобающее поведение в общении. Мы «защищаем истину» и, подобно сумасшедшему человеку, показываем путь истины другим. У нас есть право «на свободу слова», однако мы забываем, что «исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека» (Матф. 15:18). Мы не желаем с уважением слушать и пытаться понять точку зрения нашего собеседника, игнорируя повеление «ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил. 2:3). У нас уже готово определенное мнение, которое мы отстаиваем, в вопросах, в которых ничего не мыслим или имеем неправильное представление, опять же забывая о библейском наставлении: «Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему» (Прит. 18:14). Мы доказываем, что должны говорить только то, «что сообразно с здравым учением» (Тит. 2:1), однако сами не имеем достаточных знаний, чтобы дать определение здравому учению, и не умеем общаться в смиренном духе Христа.

Что же касается выступления сестер с лекциями – я должен признать, что я изучал эту тему, однако не являюсь в ней экспертом. Мне еще есть, чему поучиться. Я дважды прочитал труд «Все едины во Христе Иисусе». Я прослушал многие лекции, на которых объяснялась эта новая точка зрения. Но, несмотря на это, меня всё равно не может убедить аргумент, предполагающий, что обязанности и роли не разделяются по половому признаку. Однако я продолжаю быть открытым и готов выслушать и узнать что-то новое. Я отвергаю высмеивание, поношение или нападение на сторонников такой точки зрения, даже если я сам не согласен с ней. Когда эти аргументы (или любые другие) разумно представлены и преподнесены в духе Христа, я готов их выслушать. Я могу не согласиться с ними в конце, но обсуждение будет проходить с любовью, уважением и честностью. Я полностью убежден в том, что способность обсуждать подобные темы благоразумно и в духе Христа является решением данной проблемы. Можем ли мы в конце просто сойтись на том, что у нас разные взгляды? Может быть, да, а, может, и нет. Возможно, в конце мы разбежимся, и каждый пойдет своей дорогой, потому что наши точки зрения – взаимоисключающие. Я не знаю. Однако я знаю то, что диалог, в котором присутствуют злость, обвинения, манипулирование и неосведомленность, никому не поможет.

Итак, далее привожу 10 простых правил, которых нужно придерживаться в общении с братьями и сестрами:

  1. Выслушай и постарайся понять прежде, чем начнешь говорить. Перескажи идею твоего собеседника своими словами, чтобы показать то, что ты слушал, и удостовериться в том, что ты правильно ее понимаешь.
  2. Если тебя расстроили слова собеседника, успокойся прежде, чем ответить. Помолись об этом. Всё общение, даже упрек или выговор, должно проходить в любви, особенно между братьями и сестрами.
  3. Никогда не обвиняй ложно.
  4. Никогда не запугивай.
  5. Никогда не осуждай чье-либо сердце или мотивы.
  6. Старайся быть точным и умеренным в том, что говоришь. Преувеличение является одной из форм лжи.
  7. Старайся воспринимать сказанное самым наилучшим образом.
  8. Старайся не вмешивать свой личный «багаж» в разговор. Вряд ли каждый знает твою историю жизни и чувствительные для тебя моменты.
  9. Старайся применять золотое правило: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
  10. Осторожно выбирай темы для разговора. Сначала подумай, будет ли данная беседа полезна твоим собеседникам. Существуют определенные вещи, о которых мы не должны говорить, и беседы, в которых мы не должны принимать участия.

А теперь давайте рассмотрим альтернативы открытого, разумного диалога:

1. Мы можем закрыть дверь перед всеми новыми мыслями и интерпретациями Библии. Мы можем закрыть уши и быть уверенным в том, что мы знаем всё, что только можно было бы знать. Мы можем прекратить совместные размышления и подчиниться центральному органу управления. Но такие действия кажутся не особо мудрыми, принимая во внимание совет Иисуса: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Матф. 7:7). Невозможно в одно и то же время искать и не искать.

2. Мы можем принять любую точку зрения, независимо от ее содержания. Больший вес в наших глазах будет иметь тот, кто громче говорит, более напорист или является более успешным политиком. Но, опять же, это не назовешь хорошей идеей, так как Писания говорят нам: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Иоан. 4:1).

3. Мы можем оставаться в неведении. Можно закрыться от всех и всячески избегать разговоров о духовных вещах. А это может привести к затуханию нашего духа, как о том говорится в Притчах: «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего» («Железо оттачивается железом, а человек - другими людьми» - более точный перевод; Пр. 27:17).

4. Мы можем развить в себе стадное чувство и нападать на тех, чье мнение отличается от нашего. Мы будем продвигать непопулярные решения (как это делают сейчас рекламные агенты, которые выставляют действия политиков в радужном свете) и пресекать любой возникший разговор, имеющий значение. Такой подход также кажется ужасной идеей, так как сказано, что «поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:21).

Из этого мы видим, что у нас особо нет жизнеспособных альтернатив открытому, честному и благоразумному общению на духовные темы – по крайней мере, тех, которые не приводят к ужасающим последствиям. Скажем так: открытый и честный диалог никогда не приведет к гибели Истины, чего нельзя сказать о других способах общения (упомянутых выше).

Позвольте мне уточнить, что именно я имею в виду. Я не говорю о том, что вы не можете быть пылкими в общении. Те вещи, о которых мы говорим, касаются самого важного и ценного в нашей жизни – нашего служения Господу Богу и Иисусу Христу. Я не предлагаю быть дипломатом в каждом разговоре. Совершенно нормально быть откровенным и искренним, если, конечно, мы не прячем грешные, злые мотивы под маской честности. Я не говорю, что обличению на публике совсем нет места (Тит. 2:15). Однако публичное обличение может иметь место только после тщательного исследования; обличение должно совершаться в духе Христа пастырями стада и не должно быть частым. Во всем этом Иисус был пылким и искренним, в Его словах встречалось и обличение людей. А Иисус, как всегда, является образцом для подражания на арене нашей жизни.

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Ефесянам 4:29).

<<< Вернуться назад