Христадельфиане - официальный сайт

ПОСЛАНИЕ ФИЛИМОНУ

Алан Бэйтман

Это короткое письмо было написано одним человеком другому, от брата – брату. Оно не содержит каких-либо учений в отличие от других посланий Апостола Павла. Это письмо написано по простой причине личного характера и имеет своей главной темой вопрос об «общении».


Филимон был богатым человеком и имел в своем распоряжении слуг и служанок. Он, очевидно, имел просторный дом, позволявший ему собирать у себя всю екклесию (ст. 2). Возможно, он жил в Колоссах или где-то поблизости от этого города. Обратите внимание на то, что послание Филимону и послание Колоссянам были написаны приблизительно в одно и то же время. Интересно также отметить, что сноски в заключительной части обоих посланий упоминают имена Онисима, который и передал оба этих письма, а также имена одних и тех же братьев, которым посылаются приветствия: Епафраса, Марка, Аристарха, Луки и Димаса. Но в какое время Павел посещал Колоссы или когда он повстречал Онисима? В книге Деяний Апостолов на этот счет нет никаких указаний, хотя Павел и находился поблизости от этого города во время своих путешествий. Так, Лаодикия, к примеру, находилась совсем близко к нему и даже упоминается в Кол. 4:16. Неподалеку располагался и другой город – Эфес, в котором Апостол бывал совершенно определенно. Не исключено, что Филимон узнал об Истине именно в это время и вскоре после этого в Колоссах возникла небольшая екклесия. Скорее всего, именно она и была «домашней церковью твоей», о которой Апостол упоминает в своем письме к нему. Когда Павел во втором стихе говорит о возлюбленной Апфии, то у нас возникает вопрос: играла ли она какую-либо значительную роль, будучи женой Филимона, в делах местной экклесии?

Во время своего посещения Филимона Павел, несомненно, имел возможность встретиться и познакомиться со слугами в его доме, среди которых был и Онисим. Приезды Павла всегда были большим событием для всех живших в доме Филимона, а что касается Онисима, то, похоже, он старался со всяким вниманием запоминать то, о чем учил и что говорил Апостол. Во время написания послания, Павел, в то время узник в Риме, «принимал всех, приходивших к нему» (Деян. 28:30) и Онисим, возможно, прослышал об этом, живя в доме своего хозяина. Однажды он убежал от Филимона, тем самым совершив преступление, каравшееся тогда весьма сурово. Он направился в Рим, где надеялся скрыться без особого труда. В Риме он стал искать престарелого Павла и нашел его. При этом у Онисима не было никакого сомнения в том, что этот добрый человек был способен оказать ему помощь. Так оно и вышло, ибо та помощь, которую он получил, была самой важной и ценной помощью, на которую только можно было надеяться – благодаря Павлу он принял Истину и крестился. «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих» (ст. 10). Подобные слова были сказаны о Тимофее.

Однако на этом этапе неизбежно возникает определенная трудность. Дело в том, что Онисим был братом. Но, в то же самое время, однако, он являлся и беглецом, так что это нужно было как-то исправлять. Онисим должен был вернуться назад к Филимону с письмом от Павла и испросить у своего хозяина прощение. Изъясняя свою просьбу за Онисима в этой личной части послания, Павел использует такой подход и такую дипломатию, которой позавидовал бы любой профессиональный адвокат!

После вступительных слов в стихах 4-7, Павел хвалит добрые дела Филимона, совершенные им на благо экклесии: «Слыша о твоей любви и вере» (ст. 5), «Тобою, брат, успокоены сердца святых» (ст. 7). Однако в то же самое время он просит, чтобы «общение веры твоей оказалось деятельным» (ст. 6). Ключевое слово здесь – это слово «общение». В оригинальном греческом языке оно передает именно такой смысл. Подобным образом переведено оно и в отрывках в 1Кор. 10:16 и Деян. 2:42. Таким образом, именно общение является ключевой темой послания – некогда естественное и привычное общение между хозяином и слугой завершилось, а на его месте возникло общение совершенно иного характера – общение брата с братом. Именно по причине возникновения этого нового по духу общения, прежние обиды и разлады теперь должны быть полностью устранены и исправлены.

Прежде всего, Павел умело обыгрывает значение имени Онисим, ибо в переводе оно означает «годный, полезный, прибыльный». Онисим «был некогда негоден для тебя». Если бы он не убежал от своего хозяина, то, возможно, он как-то обманывал бы его? «А теперь, – продолжает Павел – годен тебе и мне». Онисим был очень полезен Павлу, ибо он оказывал ему действенную поддержку в то время, когда Апостол находился в заключении. Но был ли он настолько же полезен Филимону? Пока что нет. Его пользе и помощи еще лишь надлежало проявиться. Однако Павел был совершенно уверен в том, что Онисим будет прощен. «Я возвращаю его, – говорит он, – Ты же прими его, как мое сердце» (ст. 12). Можно почувствовать здесь самое настоящее единство между Павлом и Онисимом, истинное их общение между собой. Павел хотел, чтобы точно такое же единство, какое было у него с Онисимом, возникло бы и в отношениях последнего с Филимоном. Он говорит, что хотел бы удержать его при себе (ст. 13), ибо он оказывал ему большую помощь, но при этом Апостол не желал поступать так, ибо знал, что Онисим принадлежит Филимону. «Помощь, которую я имел от него, – говорит Апостол – На самом деле принадлежит тебе». Как и всегда, Павел в первую очередь думает не о себе, но о других людях.

Далее он показывает, что из худого, соделанного Онисимом, может произойти и доброе (ст. 15): «Он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда». Онисим возвратился к совершенно новому типу взаимоотношений со своим бывшим хозяином. Теперь Филимону надлежало принять его «не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного» (ст. 16). По своему положению он всё еще оставался бы рабом и слугой, однако теперь в их взаимоотношениях имела бы место и новая связь, а именно – братские узы, призывавшие обе стороны к признанию заповеди: «Всё делайте во славу Божию». Получив Онисима в качестве нового брата, Филимон должен был возлюбить его как самого Павла. «Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня» (ст. 17).

Обманывал ли Онисим Филимона? «Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне», – пишет Павел (ст. 18). Проступок Онисима, каковым бы он ни был, Апостол готов был исправить за свой счет. Обязательство тому Павел подписал своей собственной рукой: «Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу» (ст. 19). Мы даже можем представить себе, как Павел взял перо из рук писавшего (Тихика?) и добавил свою подпись. Однако он напоминает Филимону: «Не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен!» Несомненно, это было упоминание о том, что к евангельской Истине Филимона привел Павел, и он же явил ему богатство будущей вечной жизни!

Павел был полностью уверен в Филимоне. «Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю» (ст. 21). Его последней просьбой была просьба о том, чтобы для него приготовили комнату или какое-нибудь другое помещение, ибо он надеялся вскоре получить освобождение и посетить Филимона (ст. 22). Удалось ли ему осуществить это свое желание? О том нам ничего не говорится в Библии. Однако есть еще один интересный момент. В последнем приветствии упоминаются пять имен. Одно из них – Димас – позволяет нам точнее определить время написания послания. В последнем письме Павла, написанном им перед самой смертью Тимофею (2Тим. 4:10), он пишет следующее: «Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век». Судя по всему, Димас отошел от Христа. Однако несомненно, что во время написания послания Филимону и послания Колоссянам он всё еще являлся верным братом. Это показывает, что данное письмо было послано Апостолом во время его первого заключения. В целом мы имеем очень немного сведений о его путешествиях и передвижениях в период времени от заключительных событий двадцать восьмой главы книги Деяний до написания 2-го Послания Тимофею, когда он претерпел второе и последнее заключение. Вполне возможно, однако, что в промежутке между этими двумя заключениями ему удалось посетить Колоссы.

Очевидно, наше исследование было бы не совсем полным, если бы мы не уделили некоторого внимания Посланию Колоссянам, написанному в то же самое время. Если Павел понимал необходимость убедить Филимона в том, чтобы он принял обратно своего сбежавшего раба, то, несомненно, такая же необходимость существовала и в отношении других членов экклесии, многие из которых сами вполне могли быть такими же хозяевами или слугами. В конце концов, в их взаимоотношениях мог иметь место тот или иной проступок друг перед другом, так что всё это затем необходимо было бы как-то исправлять. Поэтому он пишет слугам (Кол. 3:22): «Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти… делайте [это] от души, как для Господа». А затем он обращается и к тем, кто по своему положению являлись хозяевами: «Оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах» (4:1). Эта мудрость весьма уместна и в наши дни, когда кто-то из нас является наёмным рабочим, а кто-то нанимателем.

В заключение, давайте подведем итог всему вышесказанному. Павел пишет: «Итак облекитесь… в милосердие… снисходя друг другу и прощая взаимно…» (Кол. 3:12,13). Тот, кто прежде был негоден, ныне стал полезным. Каждый из нас, по существу, является «рабом ничего не стоящим», как говорит о том Лука (17:10). Все мы получили прощение благодаря милости Божьей во Христе Иисусе.

<<< Вернуться назад