![]() |
Библейские курсы Литература Журнал «Добрые Вести» Статьи Гимны Новости Форум |
ХЛЕБОПРЕЛОМЛЕНИЕ(Продолжение)(d) Хлеб ЖизниВкушение хлеба и вина, как символов плоти и крови, напоминает верующим слова Господа, сказанные Им в начале Его служения, те слова, которые многим из Его последователей показались трудными и ставящими в тупик. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоанна 6:53-54). Иудеи должны были понимать, что сказанное имеет не буквальное значение, а отражает причину разделения между ними. «Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?» Но Господь повторил и развил свою мысль: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Этот язык все-таки труден, хотя по мере развития событий его значение станет понятнее. Здесь символизируется принесенная в жертву жизнь, которая является даром Божьим. Без этого человек погибнет. Если же это принимается с верой, то это будет, как наш Господь сказал женщине у колодца, «источником воды, текущей в жизнь вечную». Эти духовные истины сосредоточены в хлебе и вине, которые принимаются во время Трапезы Господней. Эти символы говорят более, нежели просто о смерти праведного человека. Они свидетельствуют о Том, кто пришел с властью от Бога и животворящей силой и кто способен дать жизнь смертному человеку – «Я есмь хлеб жизни» (Иоанна 6:48). Путь к вечной жизни лежит через веру в нашего Господа, и эта вера должна быть настолько сильна, что мы должны всецело довериться Ему, абсолютно подчинить себя Его воле. Только когда наш разум, обдумывая Его слова, будет сосредоточен на Нем, нам можно будет сказать: «ешьте Его плоть и пейте Его кровь». Сфера действия благословения – весь мир. «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира», но каждый сам должен сделать этот дар действенным, ибо только «ядущий и пиющий» будет иметь жизнь вечную. Таким образом, когда верующие собираются, чтобы разделить между собой эту трапезу воспоминания, они признают, что в лице Иисуса искупитель пришел в мир и что люди могут найти спасение через отданную Им за них жизнь. Это искупление должно включать в себя и личное убеждение человека в том, что разум и дух веры должны быть питаемы Господом, их хлебом с небес, дающим возможность питающемуся жить вечно. (е) Общение верующихДля иудеев Пасха была средоточием иудейского братства, и значимость Вечери Господней частично объясняется тем фактом, что это собрание было трапезой общения. После воскресения Христа и того, как апостолы вверили им проповедь спасения в день Пятидесятницы, первые ученики совершали хлебопреломление как акт взаимного общения. В Деяниях 2:41-42 говорится о непосредственном следствии веры: «Итак охотно принявшие слово его (Петра) крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». Трудно было найти более эффективный способ объединения верующих, чем совместное принятие хлеба и вина. Он «подал им и сказал: пейте из нее все». Марк пишет: «и пили из нее все». В этом простом акте – убедительное напоминание о том, что кровь Господа была пролита за каждого из тех, кто вкушал вино в воспоминание о Нем. В страшные годы гонений и страданий, когда вера не была достоянием теоретиков и равнодушных людей, верующие встречались (зачастую тайно), чтобы укрепить отношения, найти утешение и силу перед лицом враждебного мира. Эти символы напоминали им, что, хотя они были презираемыми и притесняемыми беженцами, в истине они были более, чем просто победителями, с помощью Того, Кто любил их и отдал Себя за них. Практика Римско-католической церкви отказывать людям в принятии чаши с вином – это прямое отступление от простой традиции, которое ослабляет дух общения всей церкви. Это отделяет священников, которые служат, от людей, которые слушают, но не участвуют в службе – разделение, глубоко чуждое апостольской церкви. Это изменение признается поборниками католицизма в недавно изданной книге «Что такое евхаристия?» из серии «Вера и Факт». На тему «Католическая истина и век науки» автор пишет: «Для многих евхаристическое общение на основе обоих символов кажется гораздо более впечатляющим способом обеспечения полного участия веующих в литургии. Такова была традиция на Востоке, и таковой она стала и на Западе в Средние века. Если католическая церковь, употребляющая латинский обряд (то есть латынь во время литургической службы), отказалась от него, это – исключительно из практических соображений. Поскольку причина введения нынешней традиции Латинской церкви – не теологическая, а практическая, в определенных случаях допускается возвращение к более примитивному обряду или имитирование греческого обряда. Однако только Церковь способна рассудить, что подходит для таинства, и любые желания, связанные с этим и происходящие снизу, могут быть высказаны весьма робко» (“What is Eucharist?”, Marie-Joseph Nocolas, O.P.). К счастью, истинное руководство по этому и связанному с ним вопросам не должно исходить снизу или от Католической церкви, поскольку оно уже дано нам свыше. «Я от Самого Господа принял то, что и вам передал» – объявил апостол Павел коринфянам, когда показал, как первоначально принималась трапеза Господня и как ее следует проводить. Если Римско-католическая или какая-либо другая церковь полагают, что это им не подходит, они прямо признают, таким образом, что ушли от «веры, однажды преданной святым» (Иуда 1:3-4). В первом веке, как и сейчас, собрание верующих состояло из людей, занимавших разное общественное положение. Там были богатые и бедные, свободные и рабы, образованные и простые люди, старые и молодые. Преодолевая все различия по расовым признакам, цвету кожи, национальной принадлежности, языкам и культуре, они, будучи учениками, вспоминали Господа Жизни. В молитве их Учителя говорилось: «Пусть же они станут единым целым, дабы мир узнал, что Ты послал Меня, и возлюбил их так же, как Меня» (Иоанна 17:23, совр. перевод). В общении верующих содержится предвкушение того единства, которое однажды восторжествует на земле и которое здесь и сейчас среди верующих находит свое выражение в практической жизни. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28). (f) Испитие нового вина в ЦарствеСовершая хлебопреломление, мы не только вспоминаем прошлое, но и размышляем о будущем. В этом контексте слова Иисуса очень выразительны: «Сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Луки 22:16-18). Это обетование, хоть и малопонятное для учеников в ту последнюю трапезу в верхней горнице, после воскресения стало приобретать всё большее значение для будущих Его последователей. Кроме того, мы сейчас ясно видим, что Иисус смотрел вперед, в то время, когда наступит кульминационный момент в истории человечества – наступление Царства Божьего. Он, несомненно, учил этому в притчах. Главным моментом всегда является пришествие царя в свое царство; возвращение господина к своим слугам после долгого отсутствия; добрые зерна и тернии, растущие вместе до сбора урожая, когда Сын Человеческий пошлет Своих ангелов убрать из Своего царства всё негодное; мудрые и неразумные девы, ожидаюшие прихода Жениха. В этих притчах кульминацией является не чей-то личный, субъективный и мистический опыт, а историческое событие, в которое вовлечены дела мира: «Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников». «И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» (Луки 21:24,27). Эти символы, хлеб и вино, поэтому могут напоминать нам о том, что миссия нашего Господа еще не завершена на этой земле. В Новом Завете нет более положительного учения, ни какого-либо исторического факта, более точного, чем тот, которому верили и на который надеялись ранние христиане – возвращение нашего Господа. Эта надежда давала силы, чтобы противостоять опасностям и переносить трудности, при мысли о которых мы бы сегодня содрогнулись. Поэтому пока хлебопреломление будет совершаться верующими, невозможно будет забыть о том, что Господь возвратится, чтобы завершить Свою миссию на земле, и что человеческому господству на земле установлен предел. Вечеря воспоминания является также одним из обетований, ибо она будет существовать в своей нынешней форме только «пока Он не придет». (g) Истинное присутствиеСуществует ли то, что можно назвать «истинным присутствием»? Это небиблейский термин, и поэтому ответ на этот вопрос должен зависеть от значения этого выражения. Для многих это означает действительное присутствие Христа в священных символах, и, хотя Англиканская церковь отрицает католическую теорию пресуществления, существуют большие расхождения в вере и практике внутри церкви. Некоторые богословы утверждают, что при освящении происходит реальное вещественное изменение. Мы отвергаем эту доктрину, ибо верим, что она не только противоречит здравому смыслу и опыту, но и очевидному значению библейского текста. Для любого, кто подходит к тексту без предвзятости, слова «это мое тело» означают «это символизирует мое тело», и невозможно представить, что они могли бы означать что-то еще. Неужели в тот момент было два Христа, что хлеб и вино, которые Он сам разделял, превратились в Его же плоть и кровь? Не говорил ли Он о «плоде виноградном», после того как благословил его и дал ученикам? Безусловно, истина состоит в том, что, хотя с хлебом и вином не произошло никаких изменений, с этого момента они приобрели новый смысл, став символами плоти, покрывшими грехи человека, и крови «нового завета», пролитой за многих во искупление грехов. Не сказал ли наш Господь: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоанна 6:63)? Итак, если понятие «истинное присутствие» означает то, что сам Христос действительно присутствует в причастии, а хлеб и вино, благословенные священником, становятся плотью и кровью Господа, тогда оно не имеет никакого библейского основания, и, следовательно, должно быть отвергнуто. Этот термин является сомнительным, и даже сама Англиканская церковь признает: «существующее учение отдельных теологов иногда противоречиво и часто двусмысленно или, возможно, намеренно неопределенно» («Доктрина Англиканской церкви»). Однако, было бы печально, если, отрицая ошибочную доктрину, мы не поймем ту истину, что Господь может присутствовать на встрече Своих верных последователей. Он не только обещал быть там, где собираются двое или трое во имя Его, но и сказал: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» («…и Мы придем к нему и станем пребывать с ним» - совр. перевод; Иоанна 14:23). Хотя это обетование относится не только к хлебопреломлению, однако сложно найти более подходящее мероприятие, которое было бы так благословлено. Достоверны часто цитируемые слова Хукера (Hooker – англиканский священник и богослов XVI века) о том, что «истинное присутствие благословенной плоти и крови Христа нужно искать не в Причастии, а в тех, кто заслуживает получить Причастие». Такое присутствие не имеет никакого отношения к изменению хлеба и вина и не зависит от вмешательства посвященных священников, оно доступно всем верующим. В ранних общинах собрания были простыми, иногда группы собирались в частных домах. Не было никаких священников в современном понимании этого слова. Любой брат мог руководить и направлять своих товарищей и отмечать смерть их Господа с помощью назначенных Им символов – хлеба и вина. (h) «Да испытывает же себя человек»Участие в Вечере Господней – это не только акт общения с теми, кто разделяет такую же веру, но и личное служение и обязанность. Смысл наставления Павла коринфянам состоит в том, что каждый участник ответственен за свои действия. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:28-29). Нам необходимо размышлять об этих истинах, и, особенно, о самом Господе, чтобы мы могли познать Его через хлебопреломление. Вскоре после воскресения Господь шел с двумя учениками в Еммаус, они не узнали Его, ибо Он принял образ чужестранца, однако когда Он сел и преломил с ними хлеб, они сразу узнали Его. В этом акте воспоминания, который так сильно сближает Учителя с учеником, важно то, чтобы ученик знал, кому он служит. Он должен вспоминать жизнь и учение Господа, Его труд и слова, силу Его праведности и нежность Его милосердия. Ему следует думать о ненависти Господа к нечестию, но и сочувствию к слабым, о Его покорности воле Отца и полном самопожертвовании за Своих друзей. В этом мы можем узнать нашего Господа и, по мере узнавания Его, наши сердца могут открыться Ему, как предвидел Симеон, когда Иисус родился, сказав: «Да откроются помышления многих сердец». Смотря на Него, понимаешь, что Он смотрит на нас, и, сравнивая себя со стандартом Его совершенства, обнаруживаешь свои собственные недостатки и пороки. Таким образом, знать Его означает знать самого себя, испытывать и анализировать себя. Именно в этом состоит важность просвещения, ведущая к очищению и обновлению веры. Таким образом, Вечеря Господня является началом духовного обновления, изменяя каждого в отдельности, а потом и всю группу в целом, будь она малой или большой. Нужно непременно помнить о том, что на христианский призыв к общению верующий должен ответить силой своего ума и искренностью своей веры. Его внутренняя жизнь должна поддерживаться духом и жизнью Его Господа. Так верный ученик и получает, и отдает: подготавливая свой разум к общению с Господом, он становится способным вносить свой вклад в жизнь церкви и приобретать благословения, которые обогащают его собственную жизнь. Р.Т.В. Смолли |
|