Христадельфиане - официальный сайт

ПОСЛАНИЕ ФИЛИППИЙЦАМ

Дэвид Прайс

От автора: Эта статья основана на записях моего покойного отца, обнаруженных в его личных бумагах. Из разных отрывков в этих его трудах можно сделать вывод, что, скорее всего, эти записи были сделаны в начале сороковых годов прошлого века.


Одно несомненное преимущество, которым по сравнению с длинными посланиями обладают краткие, наподобие послания филиппийцам, состоит в том, что их можно прочитать в один присест и без напряжения, а иногда, если повезет, то и без помех и прерываний извне.

Замечательной чертой этого послания является то, что автор более доволен духовным состоянием тех, к кому он пишет, нежели духовным ростом получателей других его посланий. Например, в коринфской экклесии имели место раздоры и борьба за первенство. Не вполне понимали коринфяне и такие учения, как учение о воскресении. Между членами этой экклесии то и дело возникали распри, доходившие даже до судебных разбирательств, а их невоздержанность и распущенность заставили апостола написать в их адрес крайне обличительные слова. Такое положение дел и необходимость сурового обличения, несомненно, должны были причинять Павлу немалые душевные страдания. Другие экклесии, такие как галатийская и римская, тоже доставляли беспокойство апостолу тем, что поддались влиянию иудеев - сторонников Закона Моисеева, пытавшихся оживить его действие в молодых христианских экклесиях. Павлу пришлось прибегнуть к использованию сильных слов и аргументов в своих посланиях этим экклесиям. Даже фессалоникийцы имели неверное представление о втором пришествии Иисуса и скорбели о почивших братьях и сестрах, не доживших, по их пониманию, до возвращения Господа.

В послании же филиппийцам не заметно сколько-нибудь серьезной нужды противодействовать лжеучениям; здесь не упоминается ни о ересях, ни о каких-либо неверных взглядах, требующих исправления, ни о превратном поведении, которое следует обличать везде, где оно существует. «Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас», - говорит апостол. Радость Павла, выраженная этими словами, без труда ощущается на протяжении всего его послания. Это, воистину, прекрасное состояние духа и веры! Конечно же, всё это не означает, что у филиппийцев не было ровным счетом никаких трудностей или проблем в экклесии. Павел, их возлюбленный отец в вере, превратился в узника, ожидавшего суда, причем суда такого, который, скорее всего, положил бы конец и его служению, и самой его жизни. Братья в Филиппах, наверняка, страдали от того, что были не в состоянии помочь ему и сделать для него всё, что им хотелось в этой ситуации. Посланный на помощь Павлу брат Епафродит, снаряженный всем необходимым, заболел и стал сам нуждаться в помощи. Исходя из того, что братья и сестры филиппийской экклесии проявили немалую заботу о Павле, а также что они нигде не были замечены в превратном поведении или в лжеучениях, мы можем сделать вывод, что экклесия здесь была здорова духом, верою и делами.

Следующая мысль может показаться несколько несуразной, но мы можем почувствовать самую настоящую радость апостола о том, что они приносили плод духа, когда он с озабоченностью пишет, что они страдали об обстоятельствах, постигших его самого и брата Епафродита. Мы можем сравнить всё это с печалью коринфян, которая в конце обратилась в печаль «ради Бога» и привела их к покаянию.

Обстоятельства, приведшие к возникновению филиппийской экклесии, а затем и к написанию этого послания ее членам, выглядят довольно схожими. В Филиппах Павел находился в заключении. Во время второго миссионерского путешествия он вместе с сопровождавшими его братьями получил видение, согласно которому ему необходимо было прийти из Малой Азии в Македонию. Первыми обращенными в Филиппах были Лидия и ее благочестивые друзья. Когда апостол ходил по городу и проповедовал Евангелие, ему и находившимся с ним досаждала девушка из рабынь, занимавшаяся предсказанием судьбы и ясновидением. Она ходила за ними и беспрерывно кричала о служении этих людей, провозглашая, что они от Бога: «Сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Павел, обратившись к ней, вернул ей здравый ум и рассудок посредством действия Святого Духа. После этого она уже не могла больше предсказывать судьбу, а ее хозяева в результате всего происшедшего с ней утратили источник своего дохода. В итоге Павла и Силу обвинили в возмущении спокойствия в городе, избили их и бросили в темницу. В происшедшем с ними без труда можно видеть вопиющую несправедливость и полную необоснованность выдвинутого против них обвинения, однако всё случившееся в итоге послужило «к большему успеху благовествования». Апостолы были чудесным образом освобождены из заточения, а их темничный страж, крестившись со всей своей семьей, присоединился к верующим в Филиппах.

Чудесное освобождение из тюрьмы никак нельзя было назвать обычным и рядовым событием в жизни тех, кто претерпевал узы за Истину. Многие из таковых имели иную участь и перешли в самую надежную из всех темниц, называемую смертью! Однако для каждого из них оставалась и остается надежда освобождения, ибо если они были «в узах ради Евангелия», то тогда, как и Павел, они были «пленниками надежды».

Теперь же Павел был в плену у Рима. В этот раз с ним не произошло никакого чудесного освобождения, но ему предстоял длительный судебный процесс и разбирательство, прежде чем он мог бы быть отпущен на свободу. Однако в продолжение всего этого времени ему удалось обратить немалое число слуг и рабов своего судьи. Теперь у него было немало «сынов» в вере, таких как Онисим, «рожденных» апостолом в его «узах». Мы читаем, что он шлет приветствия филиппийцам от имени «всех святых… из кесарева дома». Между этими двумя группами верующих в Филиппах и в Риме существовала особая связь. Слова, написанные Павлом филиппийцам, были полностью применимы и к римлянам, «потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати».

Именно это общее переживание и понимание того, как Бог способен кажущееся зло обратить в нечто доброе и полезное, позволило Павлу сказать: «Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа». Он со всем спокойствием и уверенностью сказал им: «Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне». Подобная судьба ждет всякого, кто стремится во всем следовать за Христом. Есть место непрекращающейся борьбе, «подвизанию за веру», как есть место внутренней борьбе, идущей между действием греха в наших членах и заповедями Христа. Павел писал об этой внутренней борьбе весьма чувственными словами в Послании Римлянам:

«Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?»

Отголоски этой борьбы обнаруживаются и в его послании филиппийцам:

«Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас».

Это, как может показаться, предполагает, что Павел имел некоторый выбор относительно своего будущего. Возможно, он мог бы получить искомый им смертный приговор от судей кесаря, который освободил бы его от всех его трудов и борьбы в том случае, если бы он не стал усиленно защищать себя от их обвинений, а позволил бы им действовать так, как они хотели. Но у него была обязанность заботиться о своих обращенных братьях. Он должен был приложить все силы для того, чтобы добиться оправдания и получить свободу, которая позволила бы ему продолжить его труды. По схожей причине многими годами ранее он настоял на том, чтобы правители в Филиппах пришли сами к нему в тюрьму и вывели его на свободу. Павел хотел быть принесенным в жертву, и при этом его почти не интересовала собственная судьба и положение. Однако Евангелие, вверенное ему, должно было проповедоваться свободно и беспрепятственно. А это условие почти невозможно было бы соблюсти в том случае, если бы он полностью отдался на суд своих врагов и, оставаясь вне схватки, позволил бы им делать с собой всё, что им хотелось.

Многострадальный апостол не отказывался от всех своих прав, которыми он обладал в человеческом обществе, когда их использование могло помочь ему в его служении. Он прибегал ко всем возможным законным способам во время своей защиты в римском суде и стремился получить оправдание, чтобы затем выйти на свободу и продолжать свой труд. Он писал своим верующим братьям:

«Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся».

Эти слова в точности передают его собственное отношение к своему заключению и к тем помехам, которые оно создавало в плане проповедования Истины. В то время как его служение подверглось значительному ограничению из-за тех обстоятельств, в которых он находился, другие братья получили возможность ободриться и продолжить распространение Евангелия с еще большей храбростью. Несмотря на то, что братья отныне были лишены его личной поддержки и увещевания, неизменно связывавшиеся с его присутствием, они теперь имели все возможности для самостоятельного роста и возмужания в вере, для того чтобы самостоятельно «встать на ноги». Призыв Павла «совершать своё спасение» был прежде всего направлен филиппийцам:

«Как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего…».

Лишившись личной поддержки Павла, они теперь призывались к тому, чтобы с еще большим упорством продолжать свой путь в Истине и возрастать в драгоценной вере. Желание Павла о них было неизменным и заключалось в том, чтобы они могли достичь «полного роста во Христе Иисусе». Рано или поздно им всё равно надлежало стать более самостоятельными и менее зависимыми, им необходимо было научиться обходиться без него. И если бы Павел мог иметь всякую уверенность в том, что его возлюбленные молодые в вере братья достигли духовной зрелости еще при его жизни, то тогда он был бы по-настоящему спокоен за них и доволен.

Павел хорошо понимал, что поскольку он являлся «избранным сосудом», то жизнь его полностью находилась в руках Божьих, а те обстоятельства, в которых он оказался, неизбежно должны были привести к еще более успешному распространению Евангелия спасения. Независимо от того, жил ли он или вот-вот готов был умереть, Христос так или иначе прославился бы в нем, а единственной его заботой было то, чтобы обращенные им ко Христу братья и сестры утвердились в вере и достойно прошли предназначенный им путь.

Братья и сестры в Филиппах получили особые предостережения об участии в нечестивых делах и о тех, кто нарушал Божьи заповеди. Когда апостол писал, что «ничего не должно делать по любопрению или по тщеславию», и призывал при этом к смирению, то ни у кого не возникало и мысли о том, что в Филиппах могли быть некоторые, кто стремился к высокому положению и был горд, подобно тому, как это происходило в ряде других экклесий. Павел, однако, хорошо понимал, что человеческое сердце весьма обманчиво и крайне испорчено, и в нем всегда присутствуют микробы раздоров и распрей. Филиппийцы, как и все святые во все времена, разумеется, тоже были людьми, а, значит, и они нуждались в подобных предостережениях.

Один лишь тот факт, что у апостола в их отношении не было ни малейших причин для укора или обличения, возможно, позволил им испытать чувство некой самоправедности. Павел, имея великую любовь по своим «рожденным в вере детям», хотел всячески предотвратить их от таких ошибок как самонадеянность, и поэтому он приводит им в пример Иисуса, кроткого и смиренного, отверженного и презираемого людьми.

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу (перевод, известный под названием Моффат, дает этот отрывок в следующем виде – «не притязал на равенство с Богом»); но уничижил Себя Самого, приняв образ раба… быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени».

«Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, – сказал Иисус. – А унижающий себя возвысится».

Так было и с Самим Господом. Он «уничижил Себя самого» и чрез то получил «имя выше всякого имени». Он претерпел проклятие, чтобы затем получить благословение и стать служителем этого благословения на пользу всего человечества. Предостережения Павла о гордости и его призыв к смирению были даны им потому, что он желал своим возлюбленным братьям и сестрам достичь венца жизни, который предназначен отнюдь не гордым или находчивым.

Читая о личных взаимоотношениях между Павлом и экклесией в Филиппах, мы узнаем, что братья послали ему некоторую помощь, выражавшуюся, скорее всего, в пропитании и утешении. Из Деяний 28:30 мы узнаем, что Павел на протяжении двух лет проживал в арендованном им доме, дожидаясь суда. Это наводит на мысль о том, что, согласно установившемуся обычаю, узники, дожидавшиеся суда, должны были сами заботиться о своем проживании и пропитании. Хоть и нельзя быть точно уверенным, что запись в Деяниях относится к заключению Павла в Филиппах, но в любом случае всякая получаемая им от экклесии поддержка была для него крайне важной. Павел всегда очень ценил любую помощь и никогда не упускал возможности благодарить за нее. Он также был весьма рад тому обстоятельству, что благодаря щедрости филиппийцев экклесии начали выказывать истинный дух Христов и что окружающий мир получил дальнейшее свидетельство о единстве верующих в Господе. Он говорил по этому поводу так:

«Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу».

В этой связи необходимо пояснить, что когда апостол писал о «недостатке их услуг», оказываемых ему, то он при этом и не думал жаловаться или ругать их. Позднее он объясняет:

«Вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились («всегда думали обо мне» - перевод Веймуса), но вам не благоприятствовали обстоятельства».

Когда мы думаем о Епафродите – брате, посланном филиппийцами к Павлу, – то в его отношении существует несколько моментов, о которых нам хотелось бы знать больше. Был ли он достаточно богатым для того, чтобы иметь возможность путешествовать на такие далекие расстояния, или его путешествие было оплачено из казны экклесии? Нам известно, что на пути к Павлу он заболел в Риме, да так, что, как пишет апостол, «он был болен при смерти». Мнение Павла о том, что на всё это Епафродит пошел «за дело Христово… подвергая опасности жизнь», рисует для нас образ чрезвычайно преданного брата, готового рисковать своей жизнью ради оказания помощи любимому другу.

«Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении». Эти слова могли бы показаться лишними, однако, как и всегда апостол был очень внимателен в своей «заботе обо всех церквях».

Заточение Павла уже давно закончилось. Епафрадит тоже давным-давно завершил свое путешествие, а филиппийцы уже не посылают своих даров. Все они спят во прахе земном, ожидая воскресения. Странствование их на земле окончено, в то время как нам еще лишь надлежит завершить свое. Как и они, мы тоже имеем свои трудности и испытания, часть из которых является общей для всех святых, а часть имеет отношение лишь к тому времени, в которое нам выпало жить. Пусть каждый из нас примет в свое сердце пример, увещевание и призыв Павла:

«Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».

Если мы столкнемся с проблемами и трудностями и при их разрешении сможем поступать так, как поступал он, то тогда и мы сможем иметь радостное заверение, которое возлюбленный апостол дал братьям и сестрам в Филиппах: «Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом».

<<< Вернуться назад