Библейские курсы Литература Журнал «Добрые Вести» Статьи Гимны Новости Форум |
ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИДжеф ХенстокТе совершества и идеалы, которые должны быть присущи общению между братьями и сестрами, зачастую не находят отражение на практике. Данная статья призвана рассмотреть и изучить реакцию верующих на те возникающие ситуации, которые могут оказаться разрушительными для истинного общения. Учение Библии по вопросу общения является возвышенным, величественным и совершенным. Тем не менее, реальность крайне часто не дотягивает до установленного Библией идеала. Многим из нас хорошо известно, что наш собственный опыт, приобретенный в общении с братьями и сестрами, подчас может перемежаться с болью и огорчением. Мы не всегда получаем от других или выказываем сами любовь, сочувствие, взаимоуважение и готовность жертвовать собственным «я» - то есть все те качества, которые служат наиболее заметными и важными условиями библейского общения. Мы должны испытывать чувство огорчения от этого факта, с одной стороны, и стараться изменить эту ситуацию, с другой. Чего нам не нужно, так это отчаиваться при возникновении подобных проблем, поскольку сама Библия учит нас, что верующие во все времена сталкивались с трудностями такого характера. Писание способно предоставить нам достаточно примеров, используя которые мы можем попытаться решить наши собственные проблемы, а попутно еще и извлечь из них немало полезных наставлений. Урегулирование разногласийВ тринадцатой главе Книги Бытия мы имеем один такой пример. В Быт. 12 Аврам вместе со своей семьей, включая Лота, вышел из Харана и отправился жить в Ханаан. В следующей главе мы читаем о том, что между домами Аврама и Лота возникли разногласия и, в итоге, было принято решение о том, чтобы разделиться. Обратите самое пристальное внимание на язык, который отражен в библейских записях: «И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» (ст. 7-9). В восьмом стихе Аврам говорит, что между ними не должно быть раздора, ибо они братья друг другу. Однако, для того чтобы избежать разногласий в будущем, они решили разделиться. Подобное происходит время от времени как в отдельных семьях, так и в большой семье всей екклесии. Иногда мы обнаруживаем, что, по самым разным причинам, нам трудно иметь дело с тем или иным человеком, и в таком случае более мудрым решением будет отделиться друг от друга, нежели позволить трениям и разногласиям увеличиваться и разрастаться. Несомненно, что Аврам занимает особое место в Божьем замысле, однако Писание чуть позже описывает Лота, переселившегося жить в Содом, как праведного человека (2Пет. 2:7), а потому мы не должны думать о нем как об удалившемся от веры только из-за того, что он отделился от Аврама и стал жить в другом месте. Мы имеем всякую уверенность в том, что Аврам не стал его презирать и считать неверным, ибо уже в следующей главе мы читаем, что когда Лот попал в плен к Кедорлаомеру, то Аврам немедленно бросился ему на выручку. А затем в восемнадцатой главе мы видим, что Аврам ходатайствует перед Богом за Лота. Даже после того как они разошлись в разные стороны, Аврам продолжал всемерно заботиться и переживать за своего племянника, и такое его отношение к нему является наиболее наглядным качеством истинного библейского общения. Отделение, таким образом, может быть весьма эффективной мерой, предпринимаемой с целью устранения недопустимых трений внутри екклесии в том случае, если иные способы их разрешения не дали желаемого результата. Но даже если мы приняли решение об отделении, то всё равно необходимо будет поддерживать и иметь любовь и заботу друг о друге до тех пор, пока и та, и другая сторона стоят на одних позициях касательно убеждений и учений апостолов. Именно это объединяет нас в нашем общении независимо от того где мы находимся и где встречаемся. Меры по предотвращению раздоровРазумеется, предпочтительнее всего было бы устранять причины разногласий до того как они достигнут уровня, при котором возникает необходимость отделения. В Первом Послании Коринфянам Павел дает совет на эту тему. Дело в том, что екклесия в Коринфе была примером совершенно нежизнеспособной общины. Павел недвусмысленно говорит об этом, когда обличает дух распрей и раздоров, царивший в Коринфе. Он, однако, предваряет свои наставления напоминанием об общении, в котором они состояли: «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (ст. 9). Общение, в котором мы состоим, есть общение в Господе Иисусе Христе. Мы были призваны в это общение Всемогущим Богом. Поэтому, мы вновь должны напомнить себе о его божественном происхождении. Именно в этом контексте Павел порицает коринфян за их склонность к разделениям: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: я Павлов; я Аполлосов; я Кифин; а я Христов. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?» Единые в вереВ десятом стихе Павел подчеркивает важность согласия, которое в значительной мере должно присутствовать в екклесии. Нельзя надеяться на гармонию там, где присутствует разноголосица. Слово, которое в Библии переведено как «разделение», это изначально греческое слово «skismah», которое означает «расселина» или «разрыв». Разделение и разрыв, таким образом, представляют собой явления прямо противоположные всему, что подразумевается словом «общение». Размышляя над этим стихом, брат Альфред Норрис отмечал, что «Общение – это общность, коммунальность, общее владение некими вещами». В их случае, несомненно, общей для всех была приверженность апостольскому учению. Брат Норрис перефразирует десятый стих в послании Павла следующим образом: «Именно в этом вопросе [общение] я испытываю определенное беспокойство за вас, ибо чрезвычайно важно для вас оставаться едиными в вере, дабы вы не откалывались друг от друга, но возрастали в духовной зрелости как неделимая община, члены которой имеют единый разум и единые принципы». Но вместо того чтобы соответствовать этому идеалу, в Коринфе стали возникать различные группы, объединявшиеся вокруг наиболее заметных членов екклесии. Сами эти люди не предпринимали усилий к тому, чтобы приобрести себе последователей, мы можем быть уверены в этом, по крайней мере, в отношении Павла и Христа, и, вероятно, всех остальных. Слова Павла, однако, звучат ясным предупреждением о том, насколько легко мы можем отклониться в сторону от апостольского учения и дела, и пойти вслед за другими учителями. Когда брат Ислип Коллиер писал биографию Роберта Робертса, то при освещении чисто плотского по духу разделения, происшедшего в Братстве в 1870-х годах, он отметил следующее: «Разделение 1873 года стало результатом столкновения отдельных персоналий в куда большей степени, нежели результатом различий в убеждениях». В своей книге он приводит доказательства своему утверждению. Озвученный им вывод находится в согласии с теми замечаниями, которые Павел высказывает в Первом Послании Коринфянам, глава 1. |
|