Христадельфиане - официальный сайт

СЧАСТЛИВЫЕ И БЛАГОЧЕСТИВЫЕ ДЕТИ

Кайл Такер

Мой небесный Отец благословил меня двумя дочерьми. В прошедшее воскресенье младшая дочь присоединилась к своей старшей сестре в том, что посвятила жизнь Христу, пройдя через воды крещения. Несмотря на то, что апостол Павел закладывал несколько иное значение в следующие сказанные им слова, они всё-таки весьма актуальны и для любого верующего человека, имеющего детей: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3Иоан. 1:4). Для меня было настолько же радостно вернуть своих дочерей Богу, как и вначале получить их от Него.

Всегда довольно рискованно давать какие-либо советы в деле воспитания детей. Во-первых, существует возможность обидеть людей, особенно если ваши взгляды и принципы не являются правильными с их точки зрения. Во-вторых, ваши советы могут быть восприняты как хвастовство с вашей стороны. Теперь же, когда обе мои дочери приняли крещение, я чувствую себя немного более уверенно, когда приходится говорить о своем опыте воспитания детей, однако всё равно не настолько зрелым, чтобы выступать с лекциями на эту тему. Возможно, когда моим дочерям исполнится по девяносто лет, тогда я буду чувствовать себя совершенно комфортно. В общем, отдавая себе отчет о всех сопутствующих рисках, я всё-таки продолжу начатую тему и поделюсь с вами своими взглядами на воспитание детей.

Будучи верующими, мы хорошо осознаем огромную ответственность в вопросе воспитания детей. Мы понимаем, что на самом деле наши дети не принадлежат нам, но являются собственностью Бога, а наша задача помочь им прежде всего и превыше всего быть детьми Всевышнего. Нам также известно, что родительская доля отнюдь не является легкой и никогда таковой не была. Целый ряд наиболее верных и преданных Богу героев Библии достигли весьма неоднозначных результатов в деле воспитания своих детей. Очень многие факторы и обстоятельства просто-напросто выходят за рамки родительского контроля, но, в то же самое время, могут сыграть монументальную роль в процессе роста и развития их детей. Подавляющее большинство из нас не имеют никакого специального образования в сфере воспитания детей, а потому для нас эта работа относится к разряду тех видов деятельности, где навыки и умения приобретаются в режиме НРМ / ПХД, то есть «на рабочем месте» и «по ходу дела».

С моей точки зрения, истина, в самой своей сути, всегда проста и прямолинейна. Если это действительно так, то данное утверждение должно быть справедливо и по отношению к вопросу о воспитании детей. На протяжении всех лет жизни моих дочерей я непрестанно твердил им о том, что я, по существу, хочу от них только две вещи: (1) чтобы они были благочестивы и (2) чтобы они были счастливы. И ничего другого.

Такие пожелания вполне могут показаться весьма скромными целями, однако если в наши дни и в наше время удастся достичь подобного сочетания, то это будет отнюдь немалая победа. Сегодня дети подвергаются невероятному давлению со всех сторон. От них требуют успехов в классе, в спорте и в общественной жизни. Их учат увязывать такие материалистические понятия как одежда, автомобили, iPod-ы и подобные вещи с понятием счастья. Дети буквально порабощены такими напряженными расписаниями своей ежедневной занятости, от которых у наших дедушек и бабушек глаза от изумления полезли бы на лоб. Родители, которым хватает своих собственных стрессов и проблем на пути к достижению успеха, нередко жертвуют время, которое они могли бы провести вместе со своими детьми, на то, чтобы приобрести больше вещей и благ не только для себя, но и для них, и чтобы иметь возможность оплачивать все эти вещи, услуги и мероприятия. Мир полностью преобразился.

Иногда те из нас, для кого вера является самым драгоценным понятием в жизни, реагируют на все эти изменения в окружающем нас обществе неким чрезмерным образом. Поскольку это общество целиком и полностью посвятило себя неумолимой погоне за преходящими удовольствиями, то мы, порой, намеренно или подсознательно, начинаем внушать своим детям, что получение радости и довольства от своей земной жизни совершенно неважно и не должно иметь места в жизни верующего человека. От этого наши дети подчас склоняются к неправильному пониманию, думая, что святость подразумевает изолированность от всего, что нас окружает: ни друзей, ни мероприятий, никакой общественной жизни. Им начинает казаться, что они поставлены перед выбором между нынешней жизнью и жизнью в будущем.

Я исхожу из того, что мы все согласны в той части сказанного, которая касается необходимости быть благочестивым, ибо, в противном случае, есть шанс, что вы не стали бы читать всё это. Посему, позвольте мне отнять у вас еще немного времени и попытаться объяснить свою убежденность в том, что счастье настолько же жизненно важно, как и благочестие.

Мы все прекрасно знаем и соглашаемся в том, что наша надежда не в этой жизни, но в веке будущем. Тем не менее, из этого не следует и не является правдой то, что Бог желает видеть нашу нынешнюю жизнь жалкой и несчастной. Самые что ни на есть определяющие качества верующего человека – это любовь, радость и мир. Подобные вещи, с моей точки зрения, отнюдь не передают идею о неизбежности несчастной судьбы верующего. Напротив, эти слова звучат ободряюще! По сути, я готов отстаивать мысль о том, что верующие с правильным мировоззрением, в общем и целом, должны иметь гораздо более радостную и счастливую жизнь, чем те люди, которые избирают для себя временное служение греху.

Некоторые из нас поддались мнению о том, что мы меняем «нынешнее веселье» на совершенство в грядущем Царстве Божьем. Это не так. Мы здесь и сейчас принимаем лучшую жизнь, исполненную любви, радости и мира, вместе с приближающимся совершенным будущим. Никаких отступных в этом вопросе нет. Для нас это ситуация, при которой мы оказывается в выигрыше в пропорции 100% - 100%. Грех, который мы ошибочно и неправомерно уравниваем с «весельем», ничуть не лучше, не предпочтительнее и не желанней праведности. Он лишь выглядит таким в глазах непосвященных. Грешники никогда не бывают более счастливыми, чем святые. Если кто-то станет утверждать обратное, то на такую ложь способны «купиться» только сами грешники. Праведники и святые не должны позволять этой лжи сбивать себя с толку.

Одна из ключевых тем, постоянно всплывающих в Книге Екклесиаста, посвящена тому, что народ Божий должен наслаждаться своей земной жизнью, проводимой в духе благочестивого служения Богу.

И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это - дар Божий (Екк. 3:13).

Екклесиаст – это книга о человеке, который имел всё, что только может пожелать душа, однако он так и не нашел удовольствия во всём своем имении. Эта книга учит тому, что мы должны радоваться своей жизни и тем благословениям, которые Бог дает нам, однако при этом мы не должны выпускать из виду всё то, что является по-настоящему важным. Именно этот урок я стремился внушить своим детям. Будем радоваться своей жизни каждый день и во всех обстоятельствах. «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил 4:4). Божья Истина и счастье не являются понятиями несовместимыми между собой. Я бы даже сказал, что истинное счастье теснейшим образом связано с благочестивой жизнью. Задумайтесь над всеми теми препятствиями, которые крадут радость у человека, но которые мы, будучи верующими, благочестивыми людьми, многократно уменьшаем в том, как они воздействуют на нас: эгоизм, раздражительность, злость, разного рода пристрастия, вредные связи, материализм, ненависть, сплетничание, жадность и так далее и тому подобное. Да, мы не можем избавиться от всего этого целиком и полностью, но мы безусловно должны стремиться к тому, чтобы эти негативные качества и явления имели как можно меньше места в нашей жизни по сравнению с жизнью обычного человека из мира. И мы в большей степени должны тяготеть к людям, которые придерживаются таких же взглядов на все эти вещи. И делать это мы будем не из-за чувства долга или ощущения собственной праведности, а по той причине, что, согласно одной известной притче, «птицы одного оперения собираются вместе». И для них это просто естественно.

Постоянно памятуя об этих двух простых целях, как родитель вы обнаружите, что вам станет легче определять и выбирать те ситуации, в которые необходимо вмешиваться и с которыми вам, как родителю, необходимо будет разбираться. Я никогда не допускал, чтобы мои дети, поблагодарив Бога за стоящую перед ними пищу и вкусив от неё, затем вдруг начинали воротить носы и жаловаться на приготовленную им еду. Я старался научать их всегда помнить о многих и многих других людях, которые несравненно несчастнее их в своей жизни. Я пытался донести до них, что веселье – это хорошо, однако мы ни в коем случае не должны забывать делать всё то, что требует и ожидает от нас Бог. И я учил их не жалеть ни сил, ни времени во всём том, что они делали для почитания Бога и Христа. Единственное давление, которое, как я допускаю, они могли испытывать, происходило от их собственного порыва и стремления чтить Бога посредством всецелого и всемерного использования тех своих дарований, которыми они были наделены Им.

И если вам интересно, то мои дети были вполне успешны и в учебе в школе, и в том как складывались их отношения в обществе, и в спорте. Я говорю это с целью предвосхитить возможное возражение о том, что мы должны делать основной упор на некие другие вещи с тем, чтобы, в итоге, получить всесторонне развитых, успешных детей. Они преуспели на своем жизненном пути потому, что старались чтить Бога во всех отношениях и в любых обстоятельствах, а не потому, что мама с папой оказывали на них какое-либо давление.

Вывод состоит в том, что мы не можем заставить своих детей служить Богу или жить счастливой жизнью. Мы можем любить их, давать им добрые советы и стараться быть хорошим примером для них, однако в конце они будут делать только то, что сами посчитают нужным. В высшем смысле, мы должны поступать в отношении собственных детей так же, как мы обязаны поступать и применительно ко всем остальным сторонам нашей жизни: стараться изо всех своих сил делать всё зависящее от нас, а остальное оставить Богу. Тем не менее, мне кажется, что мы окажем своим детям неоценимую услугу, если сделаем свои надежды и ожидания о них ясными и простыми для их понимания.

<<< Вернуться назад