Христадельфиане - официальный сайт

ХЛЕБОПРЕЛОМЛЕНИЕ

(Р. Т. В. Смолли)

Более девятнадцати столетий последователи Иисуса из Назарета разными способами вспоминали своего Господа: читая Писание, молясь, размышляя и вместе разделяя символы его жертвы – хлеб и вино, тем самым исполняя заповедь Иисуса, которую он дал своим ученикам на последней вечере, чтобы они исполняли её в его воспоминание.

ВСПОМИНАЯ ГОСПОДА

В те ранние дни воспоминание об Иисусе для многих значило гораздо больше, чем теперь. Это было воспоминанием о личном знакомстве с ним, а для его учеников – воспоминанием о тех драгоценных днях, которые они провели вместе с ним, о том, что они пережили и что, безусловно, останется самым чудесным из случившегося с ними в жизни.

Воспоминания о тех, кого мы любили и потеряли (по причине смерти), могут быть очень дороги нам и удивительно подробны. Знакомый голос, смех, характерные жесты, обороты речи, выражение лица и внешний вид – всё это может живо всплывать в нашей памяти. Мы часто вспоминаем их и говорим о них с теми, кто разделяет с нами нашу память о близких. Так было и с последователями Иисуса. После воскресения и вознесения, когда он исчез из видимости, всё, что он говорил и делал, вспомнилось с точностью до минуты. Беседы повторялись, а те, кто был исцелен, несомненно, оказывались в центре внимания небольших групп людей, жаждущих снова услышать их истории. Со временем число лично помнящих Иисуса становилось всё меньше и меньше, но даже во втором веке некоторые помнили его. Безусловно, дети, которых он благословил, с их юной впечатлительностью до старости сохранили в памяти образ Господа. Как ценились такие редкие и желанные люди, хотя во втором веке всё еще существовало огромное количество свидетельств тех, чьи родители непосредственно видели и слышали Иисуса. Эта масса свидетельств должна напоминать нам о том, что Евангелия распространялись в то время, когда многие сотни, а, может быть, и тысячи людей могли на основе собственного опыта подтвердить то, что было написано, и кто был живым свидетелем Евангельской истины.

ТРАПЕЗА ВОСПОМИНАНИЯ

Для последователей Иисуса, однако, память об их Господе не опиралась на случайные воспоминания отдельных людей. Она сохранялась благодаря их постоянным собраниям в первый день недели, когда они вместе преломляли хлеб, тем самым показывая свою преданность Господу. А поскольку они служили живому Господу, они верили, что духовно он находится среди них, особенно когда они встречаются вместе, чтобы исполнить повеление, данное Господом: «Сие творите в Мое воспоминание». Есть ли какое-нибудь особое значение в «хлебопреломлении»? Оно символически выражает одну из глубочайших истин христианской веры и является одним из двух ритуалов, завещанных самим Господом. Однако, начиная с первого века на хлебопреломление стали оказывать влияние философия и религиозный мистицизм. Крайне важно различать различные формы и традиции в христианстве, связанные с этим ритуалом, от того, что говорится об этом в Новом Завете. Если мы настолько неблагоразумны, чтобы сформировать нашу точку зрения в отношении этого ритуала лишь на основе широко распрстраненного учения и практики, мы, скорее всего, придем к выводам, которые так же широко распространены, но далеки от истины. В этой брошюре объясняется учение и практика проведения хлебопреломления в Новом Завете, которое со временем было искажено различными религиозными традициями и мистицизмом.

ХРИСТИАНСТВО И РИТУАЛ

После смерти учеников на протяжении нескольких веков христианство превращалось в религию формы и ритуалов. Простота, с которой ученики совершали хлебопреломление, была утеряна, а сам ритуал перерос в пышные церемонии.

Ритуалы и чудеса, художественные образы и литургии, реликвии и молитвы с четками, свечи и исповеди, ладан и святая вода, одеяния священников, преклоняющих колена и говорящих на языке, непонятном для слушающих, не являлись частью служения, заповеданного самим Основателем, и не практиковались верующими в первом веке.

Найти истину в этом вопросе не так-то уж сложно, т. к. источником знания о подлинном христианстве, в том виде как оно было преподано и претворено в жизнь, является Новый Завет. В Евангелиях и посланиях апостолов мы видим простоту учения и служения, очень далекую от ритуалов и традиций, так широко распространенных сегодня.

НАЗАД К ПЕРВОИСТОЧНИКУ

Действительно, поскольку все историки богословия соглашаются с тем, что в ходе истории произошло много отклонений от «веры, которую раз и навсегда даровал Бог народу своему» (Иуда 3, современный перевод), неужели не ясно, что чистота веры может быть обнаружена только в этом первоисточнике?

Хлебопреломление или Вечеря Господня, как оно часто называется, является основной темой этого краткого исследования. Этот обряд и церемония крещения вытекают непосредственно из учения нашего Господа и составляют единственные церковные обряды, которые были предписаны ее членам. Много странных поверий и обычаев связано с преломлением хлеба и испитием вина, поэтому крайне важно знать истину в этом вопросе. Правда ли, что каждый раз, когда священник благословляет хлеб и вино, происходит чудо, и они превращаются в реальную плоть и кровь Господа, или Вечеря Господня – это только трапеза воспоминания? Мы кратко рассмотрим свидетельства Писания и исторические записи. Кроме того, можно отметить, что слово «евхаристия» (причастие), так широко используемое в этой основной христианской церемонии, а также слово «месса» производят впечатление неких мистических практик. Однако изначально эти слова означали «благодарение» и были справедливо использованы в духовном служении – приеме хлеба и вина в память о Господе. Мы должны использовать те слова, значение которых мы знаем.

ВВЕДЕНИЕ ВЕЧЕРИ ГОСПОДНЕЙ

Поскольку правильное понимание хлебопреломления должно основываться на том, что говорил и делал наш Господь, нам следует вспомнить, о чем говорится в евангельском повествовании. Рассказы евангелистов немного отличаются в деталях, но суть у них одна. Процитируем Марка:

«И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Марк 14:22-25).

Параллельные отрывки можно найти в Матфее 26:26-29 и Луке 14-20. Рассказ Луки содержит значимые слова «сие творите в Мое воспоминание», и, если у нас есть какие-то сомнения по поводу того, был ли наш Господь здесь, учреждая этот ритуал для регулярного исполнения его церковью, авторитетное утверждение Апостола Павла в его первом послании Коринфянам абсолютно ясно и самодостаточно. Стараясь исправить ошибки коринфян, допускаемые ими во время проведения вечери Господней, апостол вспоминает откровение самого Господа и передает его верующим в Коринфе:

«Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.11:23-26).

Верующий должен крайне серьезно относиться к этому:

«Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:27-29).

Из этих цитат явно следуют следующие выводы:

  • Вечерю учредил сам Господь.
  • Преломление хлеба и испитие вина символизируют смерть Господа, на которую он пошел «за вас» и которая была частью завета, установленного его жертвой.
  • Участие в этой трапезе воспоминания было священным актом личной преданности Господу, во время которого участник испытывал свою совесть.
  • Эта трапеза указывает на будущее Царство Божье, когда наш Господь вернется на землю, чтобы править Царством, и когда вновь будет есть и пить с теми, кто оказался достоин.

В Новом Завете нет никаких упоминаний о том, что в первые годы существования церкви происходили какие-либо изменения в проведении вечери Господней. Это простой, священный ритуал. В Библии ничего не написано о благословениях священников или о чудесных преобразованиях хлеба и вина. С другой стороны, складывается ясное представление о том, что вечеря проводилась при любом удобном случае (обычно в первый день недели), являясь частью служения и восхваления. Никаких радикальных изменений в подходе к этому вопросу неизвестно вплоть до конца первого века.

СОБЫТИЯ ПОСЛЕДУЮЩИХ ВЕКОВ

Церковь ввела множество изменений. Язык, используемый во время службы воспоминания о плоти и крови Господа, а также их символизма, породил новое понимание самой вечери. В 350 году Кирилл, Епископ Иерусалимский, начал учить тому, что Святой Дух (который по его утверждению является одной из личностей Бога) нисходит на хлеб и вино во время молитвы и преображает их в плоть и кровь Иисуса. Эта вера о превращении символов была окончательно принята сначала на востоке, а затем и в католических странах на западе.

Это учение о том, что после освящения хлеб и вино становятся настоящими плотью и кровью Господа «не только посредством знака и силой причастия, но по природным качествам и сущности», позже стало известно как доктрина «пресуществления». В то время как обычный человек не был способен оценить изощренное богословское учение, в католических и англиканских церквях обычно верили, и до сих пор верят, что во время каждой «мессы» происходит чудо – хлеб и вино истинно превращаются в плоть и кровь Христа, таким образом становясь жертвоприношением за новые грехи. Поэтому момент освящения святых даров вскоре стал кульминацией службы, за которой следовало поднятие чаши, сопровождаемое каждением, поднятием горящих свечей и звоном колоколов.

Культ «закрытого» таинства развился естественным образом людьми, которые придерживались крайних взглядов, а учение о том, что «месса» была приношением за грех, привело к чрезвычайному умножению числа месс, особенно, за упокой «душ усопших».

На протяжении веков различные доводы в отношении того, что происходит с хлебом и вином, когда их благословляет священник, были многочисленны и неубедительны. Было ли это действительным изменением или только знаком и символом? Оставались ли они знаками и символами без «изменения присущих им свойств»? Теория «воплощения тела Христа в хлебе» («импанация») и «крови Христа в вине» («инвинация») учила, что Христос воплотился в хлебе и вине, так же как (согласно их утверждениям) он соединился с плотью и кровью во время инкарнации (воплощения). Какие бы тщательные различия не проводили теологи, ко времени Фомы Аквинского (1225-1274) доктрина о воплощении была утверждена; Фома Аквинский подтвердил, что «весь Христос, Его плоть и кровь, присутствует в каждой частице святого причастия и сопровождает каждый Святой дар» и что духовное принятие плоти и крови зависит от того, насколько верен образ мышления причащающихся.

Продолжение следует...

<<< Вернуться назад