Христадельфиане - официальный сайт

КРЕЩЕНИЕ В СПАСИТЕЛЬНОЕ ИМЯ ХРИСТА

(Часть 2)

Одна вера, одно крещение

С библейской точки зрения вполне уместным будет сказать, что человек может принять истинное крещение только один раз. «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:4,5). Предшествующие крещения, совершенные человеком без правильного понимания единого Евангелия, на самом деле не являются истинными крещениями. Брат Джон Томас, принявший в последний раз крещение в феврале 1847 года и тем самым порвавший со всеми прежними религиозными течениями, написал следующие слова: «После четырнадцати лет скитаний я наконец обрел Истину».

Очень часто испытываемая вначале неуверенность в вопросе о принятии нового крещения исчезает после того, как верующий человек начинает ясно видеть и понимать значительное количество ключевых учений, которые до прихода к истинному пониманию Евангелия он представлял себе превратно. Тем не менее бывают случаи, когда несмотря на признание человеком значительной перемены в его убеждениях, он продолжает сомневаться в целесообразности принятия водного крещения «во второй раз». В одном таком случае человеком было высказано мнение о том, что верующий принимает крещение во Христа, а не в какую-либо из групп или церквей христианской направленности. Несмотря на то, что наш друг полностью признавал ошибочность своих прежних взглядов, его тем не менее так и не удалось убедить в том, чтобы принять крещение заново. И в то время как невозможно не согласиться с утверждением, что человек крестится не в «христадельфианство», факт тем не менее состоит в том, что такое крещение позволяет человеку стать поистине частью «единого тела».

В подобных случаях за разъяснениями можно вновь обратиться к Посланию Ефесянам, гл. 4. Дело в том, что рядом со словами «одно крещение» стоят и слова «одно тело». Когда мы крестимся во Христа, то мы становимся частью Его тела. Новый Завет очень часто говорит об екклесии, сравнивая её со зданием, состоящим из верующих, которые представляют собой его отдельные «живые камни», из которых всё строение возрастает в единый и целостный «духовный дом» (1Пет. 2:5; Еф. 2:19-22). Для всякого человека чрезвычайно важно стать частью семьи, главою которой выступает сам Господь Иисус. Новый Завет полон упоминаний о том, насколько важной является жизнь в екклесии, и здесь достаточно вспомнить лишь некоторые темы в рамках данного вопроса: единство тела, братство его членов, преломление хлеба. В дополнение ко всему этому существует множество заповедей и упоминаний о том, что верующие должны сохранять однажды преданную им веру и быть готовыми выступать за нее.

Изменение жизни

Поскольку важность познания Истины перед принятием крещения не подлежит сомнению, то вполне естественным образом на подготовительных занятиях особое внимание уделяется разъяснению основных принципов, дабы заручиться всякой уверенностью в том, что человек, входящий в воду для совершения заповеданного Господом обряда, принимает истинное крещение в «одну веру». Однако такая подготовка должна включать в себя и объяснение того, что крещение требует от человека еще и последующего изменения его образа жизни. Апостол Павел очень наглядно описывает крещение как смерть прежнего жизненного пути человека: «…Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6:6). Распяв прежний образ жизни, заново рожденный человек выходит из вод крещения с тем, чтобы отныне ходить в «обновленной жизни».

Мне, как автору данной статьи, хорошо запомнились занятия с одним весьма заинтересованным молодым человеком, которые растянулись у нас на многие недели. Практически после каждого занятия мой нетерпеливый ученик порывался спросить меня, достаточно ли он наконец узнал, для того чтобы ему можно было принять крещение. Все эти занятия и наставления тем не менее продолжались до тех пор, пока не наступило время провести их заключительную серию, посвященную заповедям о новой жизни в Господе, которые дал нам сам Христос. По окончании самого последнего из наших занятий я не без воодушевления объявил, что теперь наш подготовительный курс окончен и спросил у ставшего мне близким юноши, готов ли он к собеседованию, предшествующему крещению. К моему немалому удивлению он, тщательно подбирая слова, ответил: «Боюсь, что я не совсем еще готов к этому».

Первоначальный порыв и энтузиазм к Истине уступил место более зрелому и глубокому осознанию того обстоятельства, что крещение во Христа отнюдь не является неким машинальным действом, завершающим собой процесс ознакомления с учением Господа. Еще до принятия крещения, возможно, у человека возникает необходимость произвести значительные изменения в своем образе жизни, в подходе к выбору друзей или даже в его профессиональной деятельности. В одном из своих посланий апостол Павел говорит: «Облекитесь в человека нового, который обновляется в познании» (Кол. 3:10). Греческое слово «обновляется» заключает в себе идею о принятии нового образа и характера. Таким образом если вы приобрели старую квартиру, то для вас, несомненно, идея об обновлении ветхого помещения будет вполне понятной и естественной. И вы едва ли ограничитесь обновлением одной комнаты, но, закончив ремонт и внесение изменений в первую, вы, скорее всего, пожелаете сделать то же самое и со второй, и с третьей. Этот подход получает дальнейшее развитие у Павла, говорящего нам следующее: «…наш внутренний [человек] со дня на день обновляется» (2Кор. 4:16).

Брат Гарри Теннант в одной из своих статей, посвященных наставлению перед крещением, написал такие слова под заголовком «Жизнь, которую должно будет вести»:

«Возможно, именно в этом отношении предпринимаемые нами собеседования с человеком, готовящимся ко крещению, должны более всего измениться по сравнению с тем, как это делалось ранее, лет двадцать-двадцать пять тому назад. Исследование «Доброго исповедания» и «Христадельфианского наставника» покажут нам, что главной задачей в то время было установить, что готовящийся ко крещению придерживается здравого учения, не имеющего ничего общего с лжеучениями, изобилующими в весьма активных церквях и приходах девятнадцатого века. Несомненно, что необходимость в исповедании здравого учения сохраняется и ныне, однако, в не меньшей степени мы должны уделять внимание почти полному разрушению всякой морали и нравственности, которым характеризуется двадцатый век».

Более чем когда-либо раньше мы должны быть уверенны в том, что крещение во Христа означает жертву и посвящение. Возможно, это особенно важно в случае научения и наставления тех из наших детей, которые с момента своего рождения находились в окружении Истины. Научившись её основным принципам дома, в воскресной школе, на молодежных лагерях и мероприятиях, на общих собраниях и проповедях, они развили и продолжают развивать понимание учений с весьма раннего возраста. Посему когда в подобных случаях они стремятся принять крещение в свои юные годы, для нас становится чрезвычайно важным помочь им постичь ту ответственность и те обязательства, которые крещение налагает на человека.

Христос в нас

Наше понимание того, что требует от нас крещение и в чем заключается его значение, очень похоже на правильное понимание вопроса об очищении и прощении. Оба этих учения, при правильном их понимании, требуют от нас определенных действий и послушания. Жертва Христа не была призвана заменить собой точно такую же жертву с нашей стороны, но она носила представительский характер, то есть представляла каждого из тех людей, кто последует за Спасителем. Тем самым Его жертва требует от нас, чтобы мы умерли для греха. Подобным образом наше спасение не основывается только лишь на исповедании веры во Христа, но на участии в Его смерти и воскресении, что находит свое символическое выражение при полном погружении крестящегося в воду. Павел в Послании Галатам говорит об этом следующим образом: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19,20).

Несмотря на то, что крещение является одним из самых простых, начальных принципов веры, при правильном его понимании оно превращается в весьма глубокое по своему значению иносказание, повествующее о начале нового человека, живущего во Христе. Подобно тому как ткань, опущенная в красящий раствор, приобретает по извлечении из него совершенно другой, новый оттенок, так и мы проходим через крещение, чтобы уподобиться Христу. «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4). Для тех из нас, кто уже крестился во Христа, всегда остается одновременно возможность и необходимость всякий раз исследовать себя на предмет того, живем ли мы в соответствии с принятыми на себя обязательствами. И если мы получим благословение и возможность разъяснять какому-либо человеку значение крещения, то давайте постараемся со всем прилежанием и тщательностью донести до него как глубину возникающей у человека ответственности перед Богом, так и совершенно безграничное, изумительное благословение, заключающееся в этом важном шаге на пути к Спасению.

<<< Вернуться назад