Христадельфиане - официальный сайт

ПРИНЦИПЫ БОЖЬЕГО ГНЕВА И МИЛОСТИ

Дэвид Лоуренс, Канада

Бог заложил в каждого из нас очень сильные эмоции и порывы. Мы иногда рассматриваем их, как хорошие или плохие, но они все – хорошие. Ведь они даны Самим Богом, и эти же чувства переживает Он Сам. Трудности у каждого из нас с тем, как их контролировать, чтобы они соответствовали принципам, заложенным Богом для их использования. В жизни Его Сына мы видим совершенное проявление самоконтроля и преданности воле Божьей.

Наш мир отвергает модель, заложенную Создателем для людей, и поэтому они постоянно страдают от последствий своих действий. Мы все по своей природе хотим угождать себе, а не Творцу, потому что так кажется лучше и не требуется больших усилий. Отсюда мы видим вокруг себя сексуальную безнравственность, обжорство, пьянство, насилие и многие другие формы самоудовлетворения.

Принципы, лежащие в основе Божьего гнева

При рассмотрении принципов гнева и милости нашей первой реакцией будет стремление устранить первое и развить второе. Гнев – это чувство, которое может закипеть внутри нас очень быстро, а затем вырваться наружу. Милость, с другой стороны, необходимо долго взращивать и развивать. Наш Бог использует их в идеальном сочетании, и так же должны поступать мы. Один случай из жизни нашего Господа, когда повествование говорит нам о том, что Иисус разгневался в синагоге в Капернауме, описан в Евангелии от Марка 3:1-6. Однажды в субботу религиозные лидеры народа поставили для Него ловушку, поместив человека с отсохшей рукой в первый ряд собравшейся толпы, надеясь найти достаточные обвинения против Иисуса. Господь принял брошенный вызов, вывел человека на открытое пространство и спросил книжников и фарисеев – можно ли делать добро в субботу? Каменное молчание воцарилось в толпе. Затем нам сказано, что Иисус, «воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их» (стих 5). И после этого повелел человеку протянуть руку, и стала она здорова, как другая. Книжники и фарисеи разгневались, усмотрев нарушение их традиций, и составили заговор с иродианами, чтобы попытаться убить Его.

Гнев нашего Господа был вызван жестоким и высокомерным отношением книжников и фарисеев. Оно не позволяло им смириться и признать милость и силу Божью, засвидетельствованную Его Сыном. Мы также должны сердиться, когда становимся свидетелями той же самой реакции вокруг нас или в наших сердцах. Как человеческие существа, мы порой забываем о милосердии и любви Бога, изливающихся на нас каждый день, а вместо этого – угождаем себе. Есть один замечательный гимн, в котором очень хорошо выражается подобное отношение: «Чтобы мне любить Тебя, O Господи Всемогущий, как любишь Ты, ибо Ты склонился надо мной, чтобы увидеть в моем жалком сердце любовь».

Другое проявление сильных эмоций в жизни нашего Господа было, когда Он очистил храм от тех, кто использовал его в качестве рынка. Этот инцидент описан во всех четырех Евангелиях, но мы рассмотрим его в Евангелии от Иоанна 2:13-17. Все могут вообразить наступивший хаос вокруг, когда наш Господь выгоняет животных из храма и их владельцев, в отчаянии пытающихся поймать их. Мы представляем менял, стоящих на коленях и пытающихся собрать монеты, которые разбросаны повсюду, после того как Господь опрокинул их столы. Что спровоцировало эту вспышку гнева? «Ревность по доме Твоем снедает Меня». Озабоченность нашего Господа была в том, что здание храма, предназначенное быть тем местом, где Бог и человек могут приблизиться друг к другу, теперь использовалось в качестве рынка. В Его сознании это здание должно быть местом, где необходимо угождать Богу, а не идти на поводу плотских желаний. Подобные принципы можно заметить во всех аспектах жизни нашего Господа, и так же следует относиться к ним в нашей жизни. Мы – храм Божий (Ефесянам 2:19-22) и должны так же гневаться, когда видим, что Богом данные способности тратятся впустую на угождение себе.

Когда стоит подавить гнев и оказать милость?

Многие люди в евангельском повествовании обращались к нашему Господу, чтобы Он смилостивился над ними. Они никогда не были отвергнуты, и все их нужды всегда были удовлетворены, несмотря на то, каким бы уставшим или занятым Он не был. Это прекрасный пример Божьей милости, проявленной в Его Сыне. Он проявлял своё милосердие и сострадание даже к тем, кто не заслуживал или не просил об этом.

Слова, произнесенные с креста, звенят в наших ушах: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лука 23:34). Эти слова оказали глубокое влияние на Петра; он описывает эту сцену в своем первом послании: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петра 2:23). Если когда-либо и было время, чтобы рассердиться и забыть о милости, то это был именно тот момент. Все плотские порывы должны были выплеснуться, но наш Господь контролировал Свои желания, чтобы исполнить волю Его Отца. В этом и состоит принцип Божьего гнева и милости. Тот же принцип должен быть видим в нашей повседневной жизни.

Ветхий Завет изобилует примерами того, как эти два чувства должны быть сбалансированы. Давид всегда обращается к Богу на основе следующих двух принципов: «Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены» (Пс.6:2,3).

Иона, с другой стороны, считал, что очень трудно сбалансировать эти две характеристики в своей жизни, так же как считаем и мы с вами сейчас. Когда мы делаем что-то неправильно, мы надеемся на милость, но когда кто-то причиняет нам боль, мы естественно хотим, чтобы они страдали от последствий своих действий. Мы не знаем, ответил ли Иона на проявление Божьей милости или всё еще сердился на момент завершения книги. Иона неохотно отправился в Ниневию и проповедовал; люди послушали его и изменили свое поведение. Как следствие – Бог смилостивился над ними. «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. Иона сильно огорчился этим и был раздражен» (Иона 3:10; 4:1). Реакция Ионы полностью противоречит принципу, который Бог только что показал ему.

Продолжение...

<<< Вернуться назад