Христадельфиане - официальный сайт

Серия статей для сестер

ЖЕНЩИНЫ В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ЛУКИ

(Боб Оттер)

Женщины в Евангелии от Луки

Новозаветные евангелия ясно и отчетливо повествуют о жизни и учении Иисуса. В то время как, несомненно, можно получить большую пользу при попытке объединить все эти евангелия в одно целое, немало важного и полезного можно обнаружить, если исследовать эти евангельские истории по отдельности и независимо друг от друга. Каждое из евангелий имеет свои уникальные черты, которые присущи только ему. Например Евангелие от Иоанна основано на его рассказе о “семи знамениях”. Оно выглядит довольно сжатым, однако имеет в себе множество отрывков с рассуждениями об учении Иисуса. Матфей делит своё повествование на пять частей и нередко разбивает собранный им материал на подобие групп по 3-5 отрывков в каждой, а в генеалогических записях он особым образом увязывает рассматриваемые события с ветхозаветными пророчествами. Евангелие от Марка создает впечатление некой “поспешности”, которое складывается от часто встречающихся в тексте слов типа “тотчас” и “немедленно”. В Луке обнаруживается много таких сведений, которые начисто отсутствуют во всех остальных евангелиях, так что они даже приобрели черты условно называемых “тем из Луки”. Можно предположить, что вопросы, касающиеся молитвы, восхваления и учения о богатстве, у Луки получают несколько большее освещение по сравнению с подходом к ним других евангелистов. Возможно, что наиболее выдающейся темой в Евангелии от Луки является тема Божьей милости и доступное абсолютно каждому человеку спасение, которое дается в виде дара Божьего вне зависимости от того, язычник это или иудей, мужчина или женщина, и независимо как от их положения в обществе, так и от политических или экономических условий, которые их окружают.

Вслед за подробнейшим рассказом о рождении Иисуса и о Его искушении, Лука в четвертой главе, ст. 14, начинает описывать служение Иисуса. Господа пригласили читать в местной синагоге и Он, получив свиток, стал читать отрывок из Исайи, а по прочтении его изумил собравшихся, сказав, что ныне сии слова исполнились. “Все… дивились словам благодати, исходившим из уст Его” (ст. 22). Прочтенные Им далее слова возбудили в Его слушателях чувство совершенно иного качества: “…Все… исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы… чтобы свергнуть Его” (ст. 28,29). Такая реакция с их стороны была вызвана двумя ветхозаветными отрывками, к которым в Своей речи обратился Иисус. Прежде всего Он напомнил им о том, как Илия пошел в сидонский город Сарепту, чтобы быть принятым вдовой, а затем и помочь ей во время разразившегося голода (3Цар. 17:8 и далее). Во-вторых, по прошествии некоторого времени, преемник Илии Елисей излечил сирийского полководца Неемана (4Цар. 5:1 и далее). Смысл этих упомянутых Господом историй заключался в том, что забота Бога и Его спасение не ограничивалось лишь иудейским народом, но распространялось и на язычников. Сила услышанного откровения оказалась таковой, что брошенный иудейскому мировоззрению вызов заставил собравшихся ответить яростью и злобой, толкавшей их на убийство человека, говорившего столь чуждые их слуху слова. Иисус подверг сомнению главные устои иудеев и их понимание своей исключительной роли в Божьем замысле, не оставлявшей языческим “псам” никакого в нем места. Кроме всего этого можно предположить, что Своими словами Господь подверг сомнению еще и то положение, которое занимали в иудейском обществе женщины. В первом приведенном Им примере спасение получила женщина из язычников, а когда дело дошло до примера с исцелением Неемана, то все присутствовавшие наверняка тут же вспомнили, что весьма немаловажную роль в его судьбе и “спасении” сыграла девочка из иудейских служанок, живших в его доме.

Подобно тому, как то было в большинстве культур на протяжении большей части истории, женщины занимали в иудейском обществе в новозаветные времена весьма низкое положение. Вполне обычная молитва, произносившаяся мужчинами по утрам, включала в себя благодарение Богу за то, что Он не сделал молящегося язычником, рабом или женщиной. Принято считать, что образование женщин в те времена не находило никакого поощрения. Один раввин высказал такую точку зрения, что “если кто-то учит закону свою дочь, то он поступает так, как если бы учил ее глупостям”. В Талмуде утверждается, что “рождение мальчика приводит к повсеместной радости… а рождение девочки - к вселенскому горю”.

Однако в Евангелии от Луки невозможно найти каких-либо указаний на столь жалкое положение женщин. Напротив, женщины предстают перед нами в положительных тонах, вызывают у читателя уважение, соучастие и, в целом, служат примером истинных последователей Господа. Только в двух случаях о женщинах можно найти нелицеприятные отзывы, причем в первом примере упоминается жена Лота (17:32), а во втором - женщина, которая обвиняла Петра в том, что он являлся учеником Иисуса, что затем подтолкнуло апостола к троекратному отречению (22:54-61). Другие негативные поступки женщин (такие как желание двух из них смерти Иоанна Крестителя - Мат. 14:6-8) в повествовании Луки не находят никакого упоминания. Дважды женщины поправляются Господом в своих словах или поступках, однако делается это с Его стороны самым мягким и деликатным из всех возможных способов. Подобное произошло с женщиной, которая произнесла благословение на Его мать (11:28), и с Марфой, считавшей своей наипервейшей обязанностью приготовить Ему пищу и послужить Его земным нуждам (10:38-42). Это в огромной степени отличается от упреков, обрушивавшихся на книжников, фарисеев и денежных менял, которым требовался не мягкий укор, но суровое порицание, соразмерное по своей силе с ожесточением их сердец.

Три женщины из рассказа Луки о рождении Господа имеют весьма заметное положение, и именно на словах этих трех женщин основываются самые важные стороны служения Иисуса. Пророчица Анна говорила об искуплении Израиля (2:36-38). Елизавета, мать Иоанна, приветствовала Марию и укрепила ее в надежде на исполнение пророчеств, сделанных Гавриилом (1:41-45). Самую важную роль, однако, играет сама мать Иисуса Мария, которая, согласно повествованию Луки, обозначает и описывает главные черты служения и учения ее сына:

“…рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем” (1:51-53).

Этот отрывок очень сильно опровергает многие, казалось бы, незыблемые устои человеческого общества и его устроения, и предсказывает о коренных преобразованиях в его духовной, политической и экономической жизни.

Для того чтобы подкрепить и усилить эту важную истину, в Евангелии от Луки используются и другие образы женщин. Можно взять, к примеру, вдову с ее двумя лептами (21:1-4). Эта невероятно бедная, кроткая, скромная и малозаметная женщина представляет собой яркий и незабываемый пример неподдельной преданности и истинной щедрости духа. В то же время, своим смехотворным с первого взгляда пожертвованием она обличает лицемерие богатых и свидетельствует об их непонимании настоящего сокровища, имеющего истинную ценность в глазах Бога. Подобным образом перед нами предстает и другая женщина-простолюдинка, о которой говорится, что она была “грешницей”. Она, однако, публично признала свои ошибки и вслух свидетельствовала о власти и силе Иисуса, тем самым выразительно обличая “могущественного” Симона-фарисея. Он считал, что он может доказать, будто Иисус не являлся пророком, и “знал”, что уж кто-кто, а он-то сам точно не имел нужды в прощении (7:36-50).

Также женщины используются для того, чтобы подчеркнуть прочие важнейшие качества истинного последователя Христа. Простая и даже похожая на детскую вера в целительную силу Господа была проявлена женщиной, страдавшей от кровотечения (8:43-48). В истории с ее безуспешным обращением к докторам присутствовала еще одна малозаметная сторона, которая свидетельствовала о неспособности этих самых “целителей” избавить ее от страданий. Вдова, настойчиво обращавшаяся к “неправедному судье” с просьбой о защите, преподносит нам важнейший урок о силе и действенности молитвы (18:1-8). А женщина, искавшая и нашедшая потерянную монету, помогает нам уразуметь величину Божьей милости и являет собой пример упорной настойчивости, которую должен проявлять верный ученик в деле восстановления того, что было утеряно (15:8-10).

Все упомянутые нами примеры женщин в Евангелии от Луки нельзя считать исчерпывающими, однако можно надеяться, что мы рассмотрели достаточное их число для того, чтобы показать ту важную и положительную роль, которую они играют в его рассказе о жизни Господа. В одной небольшой статье трудно провести тщательное сравнение с остальными тремя евангелиями, однако большинство исследователей соглашаются с тем, что Лука, обращаясь к образу женщин на страницах своего Евангелия, говорит о них с такой выразительностью, какую трудно обнаружить в трех других. Нарисованный им положительный портрет женщины являет собой удивительную противоположность общепринятому мнению о месте и роли женщины в обществе во времена Иисуса.

<<< Вернуться назад