Христадельфиане - официальный сайт

НЕИЗМЕННОЕ СВЯЩЕНСТВО

(Роджер Лонг)

(Евреям 7:24)

Впервые мы встречаемся с Мелхиседеком в трех стихах четырнадцатой главы Бытия (описываемые здесь события произошли почти 4000 лет назад), причем обстоятельства этого происшествия таковы, что целиком приковывают наше внимание. Он появляется на сцене совершенно неожиданно и непредсказуемо, никем не представленный. О его прошлом нам тоже ничего не сообщается. Всё, что говорится нам о нем - это то, что он был царем-священником, верным мужем, подобным Аврааму, который поклонялся Богу. И лишь более позднее откровение указывает на истинное значение этой короткой встречи, неожиданно прервавшей повествование о взаимоотношениях Авраама с царем Содомским. Это краткое отступление о встрече с Мелхиседеком никак не повлияло бы на основной ход событий и на целостность рассказа в этой четырнадцатой главе Бытия, если бы из нее начисто убрали само упоминание о ней.

После этого случая о Мелхиседеке ничего не было слышно аж на протяжении тысячи лет, до тех пор, пока Давид в псалме сто девятом не упоминает о нем в одном-единственном стихе. О своем более великом Сыне он говорит следующее: “Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека”. Затем опять молчание на протяжении еще тысячи лет до тех пор, пока вдохновленный автор Послания Евреям не написал строк, изумляющих и, одновременно, радующих нас развернутым объяснением ветхозаветных упоминаний об этом великом современнике Авраама.

Люди не смогли бы представить все подробности этой истории таким удивительным образом, ибо они разбросаны на слишком большом отрезке времени. И разве мог бы человек, без помощи извне, извлечь из каких-то четырех стихов Ветхого Завета столь важное и значительное учение, которое мы обнаруживаем о личности Мелхиседека в седьмой главе Послания Евреям? Воистину, сам способ, которым суть его образа раскрывается перед нами является доказательством божественно вдохновенных Писаний.

Седьмая глава Евреям начинается такими словами: “Мелхиседек, царь Салима”. Имена и названия имеют здесь особое значение: “Мелхиседек” обозначает “Царь праведности”, а “Царь Салима” переводится как “Царь мира”. Здесь важен даже порядок, в котором расположены эти титулы Мелхиседека, ибо “вначале” он называется Царем праведности, а “после того” - Царем мира. В этом мы можем усмотреть божественный закон - вначале идет праведность, а уж за ней следует мир.

Множество людей в обществе, окружающем нас, отчаянно жаждут мира. Некоторым из них приходится жить в странах и государствах, которые находятся в состоянии войны друг с другом, либо в тех, которые страдают от внутренних, гражданских распрей. Даже в относительно благополучном западном мире людей неизменно сопровождают проблемы жестокости, преступлений, неустроенности в личных отношениях и т.п. Мировые лидеры оказываются не в состоянии решить все эти беды. Причина тому, однако, до крайности проста: прежде чем наступит истинный мир, должна восторжествовать праведность. Корень всякого зла в этом мире неизменно ускользает от внимания большинства людей. Он, однако, имеет весьма конкретное и краткое, но выразительное название - грех. Пророк Исайя писал многие века назад: “Нечестивым же нет мира, говорит Господь” (Ис. 48:22). На личном уровне Бог считает мужчин и женщин праведными тогда, когда они имеют веру в Его обетования и исполняют Его заповеди. Господь Иисус Христос стал Тем, кто называется в Библии “Господь оправдание наше!” (“Господь - наша праведность” - один из возможных переводов этой фразы; см. также Иер. 23:6 и Рим. 5:21). Апостол Павел пишет в Рим. 5:1: “Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа” (см. также Еф. 2:14; Кол. 1:19,20). Что касается целых народов, то они тоже будут наслаждаться миром через Иисуса Христа, но только в будущем. Исайя предсказывал об этом времени, когда писал (32:1): “Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону”. Таким образом, Сам Христос и Его прославленные святые будут править на земле. То, к чему это приведет, описывается чуть дальше в этой же главе: “И делом правды будет мир, и плодом правосудия - спокойствие и безопасность вовеки”. Таким образом, когда Иерусалим в грядущем веке станет, воистину, городом мира, то этот его мир распространится по всей земле.

Слова в Евр. 7:3 заставляют нас обратить внимание на то обстоятельство, что всё недосказанное и ненаписанное о Мелхиседеке не появилось на страницах Библии по весьма важной причине. Об этом человеке говорится, что он был “без отца, без матери, без родства (т. е. без генеалогии), не имел ни начала дней, ни конца жизни, но был подобен Сыну Божьему и пребывает священником во веки”. История с Мелхиседеком резко отличается от истории обычных смертных людей, которые имеют и отца, и мать, и дату рождения вместе с датой смерти. Обо всех этих подробностях в примере с Мелхиседеком Писания умалчивают. Объяснение того, почему это было сделано, дается в конце третьего стиха, где говорится, что он был подобен “Сыну Божию”. Согласно словам Писания, он пребывает священником во веки и являет собой прообраз бессмертного священства Христа. Это священство не было перенято Господом от кого бы то ни было, также не имеет Он и преемника, которому мог бы передать это Свое служение.

Интересно отметить, что Мелхиседек не является единственным библейским героем, который не имеет ни отца, ни матери, ни родства, ни начала дней, ни конца жизни. Илия показывается в Библии подобным же образом. Мы ничего не знаем о его родителях, или о том, когда он родился и умер. Ничего не говорится и о том, оставил он детей после себя или нет. Единственное, что известно нам, так это то, что Илия был вознесен “в вихре на небо”, и еще есть предположение о том, что после этого он был перенесен в другие края (см. 2Пар. 21:12). Но даже если допустить такой исход, то мы все равно ничего не знаем о том, когда он умер. Возможно, что во всех этих пробелах мы так же можем усмотреть для себя некий духовный урок, как и в случае с Мелхиседеком. Целью всего служения Илии было обратить народ назад к Богу. Этот труд не был начат им так же, как и не закончился он с его уходом, но завершение его все еще впереди, в будущем, как говорит о том пророк Малахия в своей книге, гл. 4 ст. 5: “Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного”.

Возвращаясь к Посланию Евреям, глава 7, необходимо сказать, что автор продолжает свое объяснение и имеет целью окончательно и исчерпывающе показать превосходство священства Христа над священством, которое было доверено колену Левиину. В стихах с 4 по 10 мы читаем о значение поступка Авраама, когда он отдал десятую часть своего добра Мелхиседеку. Авраам называется “другом Бога”. Сколь же большим тогда должен был быть Мелхиседек, который не только принял от Авраама десятую часть его лучших добыч, но и благословил его! Положение Мессии настолько же высоко; Он соделывает так, что благословение Авраама становится доступным всем, ибо в Нем находят благословение все народы земли.

По Закону левиты должны были получать десятину, однако это было установлено заповедью Божьей, а не по причине того, что колено Левиино было чем-то лучше других своих братьев. С Левия начался род священников, каждый из которых был существом смертным, а о Мелхиседеке Писания говорят, что “он живет” (ст. 8). Справедливость и реальность этих слов вновь можно видеть в Господе Иисусе Христе. Далее, в стихах 9 и 10 подчеркивается, что Левий, по существу, дал десятину Мелхиседеку через своего отца Авраама. Иначе говоря, десятая часть, которую дал Авраам, была заплачена им не только за себя, но и за всех своих потомков.

В следующей части своего объяснения (стихи 11-19) автор Послания к Евреям показывает, что совершенство не могло быть достигнуто при левитском священстве. А раз так, то необходимы были изменения, которые, в свою очередь, требовали изменения всего Закона. Всё Моисеево устроение с его Ааронским священством должно было прекратить своё существование, ибо, в противном случае, Иисус никак не мог бы стать священником (ст. 13,14).

В конце шестой главы Послания евреям мы читаем, что Иисус вошел “за завесу”. Он мог сделать это и войти в Святое Святых, ибо Он Сам был настолько святым, насколько никто и никогда из простых священников не был. Таким образом, совершенно неважно, что Он не относился к колену Левия. Чтобы еще лучше пояснить эту мысль, автор Послания продолжает в седьмой главе говорить, что левиты по Закону продолжали свое служение из рода в род, а посему (ст. 16), это была “заповедь плотская”, ибо она указывала на род так или иначе человеческий, т.е. “плотский”. С другой стороны священство Мелхиседека было основано “по силе жизни непрестающей” (греч., нерушимой, неразрывной и т.п.). Следовательно, должно было придти время “отмены” (греч. “athetesis”, т. е. устранение, уничтожение, то же самое слово, что и в 9:26 - “уничтожение греха”) прежнего устроения и постановления вместо него новой и лучшей надежды, опирающейся на лучшее священство.

В конце своего толкования автор Послания напоминает читателям о том, что Христос был избран не без клятвы: “И как сие было не без клятвы...” (ст. 20, 21). Это цитата из псалма 109. Когда создавалось священство левитское, то никакой подобной клятвы не было и близко. Оно, это священство, постоянно менялось в смысле своих действующих и играющих главную роль лиц, ибо сами священники были смертными (ст. 23), в то время как Христос “имеет священство непреходящее” (ст. 24). Это означает, что Он способен “спасать до конца” тех, кто приближаются к Богу через Него, ибо Он “всегда жив, чтобы ходатайствовать за них” (ст. 25).

В самом конце главы нам говорится о том, что Сын Божий, принявший служение священническое “по слову клятвы”, предал Себя в жертву “однажды и навсегда”, и “усовершился на веки” (ст. 27,28).

Нет ни малейшего сомнения в том, что наш Первосвященник, прообразом которого выступает Мелхиседек, во всех отношениях неимоверно превосходит первосвященников, действовавших по Закону Моисея. А раз так, то мы имеем величайшее благословение в том, что именно такой Священник ходатайствует за нас сейчас перед Богом, а в скором времени собирается вернуться на Сион, чтобы править на Земле как Царь и Священник.

<<< Вернуться назад