![]() |
Библейские курсы Литература Журнал «Добрые Вести» Статьи Гимны Новости Форум |
ЭТО СЛУЧИЛОСЬ В СИХЕМЕТревор ПричардГде находится Сихем и почему столько много разных событий произошло именно в этом городе? На этот и другие подобные вопросы мы попытаемся найти ответ в нашей статье. ![]() Местоположение этого города определить нетрудно. Он находится на западе от Иордана, примерно на половине пути между Мертвым морем и морем Галилейским, и почти посредине между самой рекой Иордан и Средиземным морем. Он, таким образом, находится в самом центре Земли Обетованной, в той части Израиля, которая известна под названием “нагорной страны”, образующей часть горы Ефремовой. Вдобавок к этому можно сказать, что город расположен к югу от гор Гелвуй и Гаризим, при этом гора Гелвуй находится на востоке и больше к северу, если сравнивать с горой Ефремовой, которая расположена к западу от города. От Иерусалима до Сихема расстояние равняется примерно сорока пяти километрам на север. Этот город принадлежал к числу городов-убежищ, а потому считался священническим городом, принадлежавшим семейству Каафову (Нав. 21:20,21). Гористая местность вокруг города образует естественный амфитеатр, отличительной чертой которого является великолепная акустика. Это особое свойство данной местности и центральное местоположение долины, образуемой горами Гелвуй и Гаризим, в немалой степени объясняет то, почему вся эта территория, включая Сихем, столь часто упоминается в Библии. Чтобы подтвердить эти последние замечания конкретными примерами, давайте посмотрим на отрывок во Втор. 11:29-32. Эти две горы - Гелвуй и Гаризим - стали известны как горы “благословения и проклятия” (Втор. 27:9-13). Следующая двадцать восьмая глава тоже хорошо известна каждому читателю Библии, ибо она содержит перечисление всех “благословений и проклятий” Израилю, которые зависели от того, насколько преданными и верными израильтяне будут в исполнении Закона Моисеева. Эти события произошли перед самым вступлением народа Божьего в Землю, как то описывается в Нав. 8:32-35. Сам Иисус Навин тоже обратился к Израилю со своей последней речью именно отсюда, и народ ответил на нее хорошо известными нам словами, записанными в Нав. 24:1 и 24-25. Также и Иофам, единственный выживший сын Гедеона, обратился со своей знаменитой речью против Авимелеха с этого уступа горы Гаризим, ныне повсеместно известного под названием “трибуны Иофама”. Голоса как Иисуса Навина, так и Иофама, раздававшиеся в этом месте в разное время истории Израиля, должны были быть хорошо слышны и различимы для всего огромного числа собравшихся израильтян. Тем не менее мы, строго говоря, должны начать с самого начала. Давайте вернемся к Быт. 12:6,7. Сихем - это то место, в которое прежде всего ступила нога Аврама, когда он вошел в Обетованную Землю. Иаков тоже возвратился в это самое место (Быт. 33:18 - один из возможных переводов этого стиха звучит так: “И пришел Иаков в Салем, город Сихемский, который в земле ханаанской, когда исшел он из Месопотамии, и разбил шатер свой перед городом) и, мирно повстречавшись с Исавом (“в Салем” = в мире), расположил здесь свой шатер. Возвращение Иакова в это место стало началом целой череды событий, которые описываются во вступительной главе. Всё разворачивалось очень стремительно. Дина (имя её переводится как “суд”), которая к этому времени еще не достигла и двадцати лет от роду, пошла в город. Иосиф Флавий так говорит об этом: “Жители Сихема в это время как раз отмечали праздник и Дина, единственная дочь Иакова, пошла в город. Здесь Сихем, сын Емморов, увидел ее и, схватив, заставил спать с собою”. Кстати говоря, считается, что первым имя “Сихем” получил город, а не сын Еммора. Еммор же, после всего случившегося, пошел к Иакову и стал просить его, чтобы тот отдал свою дочь за его сына. Вся эта история весьма неприятна и исполнена массой интриг и заговоров. Симеон и Левий, приходившиеся Дине родными братьями (все они были детьми Лии), замыслили коварный план, который поначалу выглядел довольно благородным. Суть их предложения о том, чтобы жители Сихема обрезали свою крайнюю плоть, вскоре стала ясной для всех. Что же касается сына Емморова, то тот, по крайней мере, был честен и искренен в своих намерениях как-то сгладить и поправить последствия своего дурного поступка. Остальные жители Сихема при этом смотрели на объединение с Иаковом лишь как на возможность набить свои карманы богатством, которое принадлежало его семье (Быт. 34:19 и 23,24). Спустя совсем немного времени Симеон и Левий осуществили свой коварный замысел, так что жадность жителей Сихема обратилась, в итоге, на их собственные головы (Быт. 34:27-29). Доброе имя Иакова и его семьи, тем самым, стало “ненавистным” для всех жителей сихемской земли. Поэтому, им пришлось покинуть ее и, согласно повелению Бога, отправиться в Вефиль. Хоть мы уже и упоминали имя Авимелеха, но есть еще три дополнительных пояснения, которые необходимо сделать. Прежде всего, Сихем был центром идолопоклонства. Кроме того, это была родина семьи матери Авимелеха (Суд. 9:1). И, наконец, существует предположение, что в то самое время город был разрушен, а восстановлен опять он был несколько позже. Мы, однако, должны двигаться дальше ко времени Ровоама и разделения царства. Очевидно, что к этому времени Сихем и впрямь был отстроен заново и вновь занял важное место в Ефреме. С мирской точки зрения Ровоам действовал мудро и считал наилучшим способом умиротворить десять колен тем, что его помазание на царство должно было состояться в их главном городе (3Цар. 12:1). Именно в это время Иеровоам возвратился из Египта и пришел в Сихем. Когда же произошло разделение царства, то он расширил пределы этого города и сделал его своей столицей (слово “обстроил” подразумевает дальнейшее укрепление и расширение, см. 3Цар. 12:25). Именно в этом городе Иеровоам замыслил свой гнусный план, целью которого было сохранить в своих руках то господство, которое он приобрел над десятью коленами. Он сделал двух золотых тельцов и поместил одного из них в Вефиле, а другого в Дане (3Цар. 12:29). Чтобы полностью оценить значение его поступка, нам нужно вспомнить о том, что Сихем был городом-убежищем. Его жители, таким образом, относились к роду священническому, а из 2Пар. 11:13-17 мы узнаём, что Иеровоам потерял очень много людей из городов левитов, включая и Сихем. Они, оставаясь верными священниками Бога, переселились в Иерусалим. Однако мы можем усмотреть еще большее коварство и ложь! Во время убийства Годолии, описанного в Иер. 41:5, к нему пришли восемьдесят человек из Сихема, Силома и Самарии. Все эти города входили в состав Северного Царства, но люди эти пришли из них в разрушенный Иерусалим и разбитый храм Соломона оттого, что до сих пор считали сей город местом, в котором Бог положил Свое Имя и где Он обитал среди Своего народа. Так или иначе, но даже эти благочестивые мужи изранили себя и разодрали свои одежды, что свидетельствует о состоянии всего народа, оставшегося в Израиле после целой череды нападений со стороны Ассирии и Вавилона. Иосиф Флавий называет Исмаила “негодяем” и делает это вполне оправданно! Неудивительно, что Иоанан, сын Карея, был разгневан его предательством (Иерем. 41:11,12). Вполне понятно, что после происшедшего он испытывал опасения насчет возможной реакции царя вавилонского, который назначил убитого Годолию правителем в покоренной им земле (Иерем. 40:7,8). Таким образом правильно будет сказать, что этот город продолжал играть важную роль в истории Божьего народа даже несмотря на то, что большая часть его жителей в это время находилась в изгнании и в плену. Из ряда небиблейских источников, таких как труды Иосифа Флавия и апокрифических книг, мы можем узнать, что самаряне построили в Сихеме храм и превратили его в свой главный город. Он был навеки разрушен Иоанном Хирканием примерно в сто восьмом году до н.э. В Новом Завете нет никакого упоминания об этом городе за исключением похожего на него другого названия - “Сихарь”, где наш Господь встретился у колодезя с самарянкой. Исследователи Библии утверждают, что точно ответить на вопрос, является ли это место древним Сихемом, невозможно. Какие же уроки мы можем извлечь для себя из рассмотренного выше? Прежде всего это то, что Сихем превратился в город, история которого на протяжении его существования была насыщенной и неоднозначной, в которой было место как хорошему, так и, большей частью, тому, что связано с ложью и жестокостью. Сихем никогда не был городом, который Бог избрал бы для того, чтобы поместить в нем Свое Имя (Втор. 12:2-7). Он стал, однако, местом, в котором процветали политические и религиозные заговоры и интриги. Посему, давайте мы будем искать довольства не в мирских местах, идеалах и образах мышления, но в том месте, которое избрано нашим Отцом, чтобы в нем поместить Свое Имя (2Кор. 6:16-18). Во-вторых, Дина покинула народ Божий и отправилась искать себе друзей в другом месте. Она, возможно, говорила себе при этом: “Нет ничего плохого в том, что я пойду посмотреть, как живут прочие люди!” И она, без всякой задней мысли, отправилась к этим людям! Но взгляните на ужасные последствия, которые повлек за собой ее поступок: изнасилование, обман, коварные замыслы, многочисленные убийства и, наконец, бесчестие имени Иакова и всей его семьи! Мы, таким образом, должны искать себе друзей внутри нашей духовной семьи, а не в миру, каким бы безобидным не казался нам тот или иной человек оттуда, извне. Последствия рассмотренных нами событий ясно говорят о том, что мы должны избегать любой компромисс с миром, насколько бы безвредным и даже разумным он не выглядел с виду. В-третьих, и в добавок ко всему вышесказанному, лишенный мудрости поступок этой молодой девушки наложил свой отпечаток на всех членов ее семьи. Последствия, вызванные им, затронули всех и каждого. Подумайте об этом, мои братья и сестры! Превыше всего остального в своей жизни мы хотим, чтобы прочие люди обратили внимание на то, как мы живем и прославляем Отца на Небесах. А раз так, то мы обязаны “удерживаться от всякого рода зла” (1Фес. 5:22). В заключение остается сказать, что еще одна наша самая высокая цель - это обитать в доме Господнем, а посему, чем меньше мы будем связаны с Сихемом в виде его современных прототипов и всем тем, что он собой обозначает, тем будет лучше для нас, для нашей веры и для нашей жизни в Господе Иисусе Христе (Пс. 26:4 и 22:6). |
|