Ис.14:12-14 – “Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: “Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой… буду подобен Всевышнему”
Проблема:
Это место используется для доказательства того, что сатана – падший ангел. В книге официальных доктрин Адвентистов Седьмого Дня написано:
“Что касается сатаны, то мы придерживаемся единственного учения Слова, где он определяется как личность – главный противник Бога и человека… Однако он когда-то был ангелом света, наивысшим среди ангелов. Он был назван Денницею (Люцифером), сыном зари (Ис.14:12-14), но пал со своего высокого положения (Иез.28:13-18; Лк.10:18; Ин.8:44), увлекши за собою множество ангелов, привлекши их на свою сторону, а затем открыто вовлек их в восстание против Бога и Его правления…” (“Адвентисты Седьмого Дня отвечают на вопросы доктрины: Объяснение основных аспектов веры Адвентистов Седьмого Дня”, 1957г.).
Решение:
1. В этих стихах нет слов “диавол”, “сатана” и “падший ангел”, поэтому аргументация в пользу сатаны – падшего ангела – весьма умозрительна и проблематична.
2. Денница отождествляется в этой главе, но… не с падшим ангелом! В стихе четвертом ясно сказано:
“Ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя…” (В этой песне деревья радуются и говорят наравне с мертвецами в аду; ст.8-10). Предыдущая глава посвящена пророчеству о Вавилоне, эта же, и это логично – царю.
3. Некоторые вопросы, требующие ответа:
- Сатана был покрыт червями в преисподней (ст.11), или же он был “ввержен в озеро огненное” (Откр.20:10)?
- Почему сатана хотел обосноваться “на краю севера” (ст.13)?
- Если сатана – падший ангел, почему он назван в ст.16 человеком?
- Почему сатана говорит: “Взойду на небо”, если по утверждению Свидетелей он был там до 1914 года?
- Какая земля принадлежала сатане, за разорение которой он заслужил бесславные похороны?
- Где похоронен народ сатаны (ст.20)? Не огненное ли озеро предназначено для этой цели ему и его приверженцам?
- Когда сатана имел власть над темницей, отказываясь отпускать пленников домой (ст.17)?
4. Денница (Люцифер) означает “утренняя звезда”. И в этом стихе используется сравнение с ярчайшей планетой, Венерой, которая появляется на небосклоне незадолго перед рассветом, поднимаясь всё выше и выше, пока не исчезает в лучах дневного солнца. (Больше нигде в Библии сатана не назван Люцифером. Эта ошибка существует с третьего века и основана на ложном предположении, что Лк.10:18 объясняет Ис.14:12… Свидетели, например, признали силу аргументов против этого и больше не называют сатану Люцифером в своих публикациях и, даже более того, перестали использовать четырнадцатую главу Исаии при доказательстве своей веры в сатану, падшего ангела). Та же яркая планета видна как “вечерняя звезда”. При закате солнца она опускается ниже и ниже, пока не скроется за горизонтом. Отсюда и образ Люцифера, царя Вавилонского, достигшего в своем могуществе зенита, говорящего в сердце своем: “Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой” (это похоже на высокомерие другого Вавилонского царя – Навуходоносора, который говорил: “Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия?” (Дан.4:27). “Вечерняя звезда” – также хорошая иллюстрация падения Люцифера – ниже и ниже, пока не пропадает за горизонтом, “низвержен в ад, в глубины преисподней” (ст.15).
5. “Взойти на небо” – это библейская идиома для непомерно вознесшейся гордыни, а “падение с неба” – идиома полного унижения. См. Иер.51:53; Пл.Иер.2:1; Мф.11:23.
|