Иов 1:6 – “И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана”
Проблема:
Этот стих вместе с Откр.12 обычно используется как доказательство того, что диавол – падший ангел. Вот, что пишут “Свидетели”, “…ангелоподобный сын Божий восстал против Бога Иеговы, таким образом, сделав себя сатаною (противником)”.
“На собрание ангельских сынов Божиих на небесах пришел также и сатана, диавол, который “ходил по земле и обошел ее”. Итак, Бог Яхве просит обратить особое внимание сатаны на человека по имени Иов из земли Уц, как на человека отличного от других людей – человека непорочного, справедливого, богобоязненного и удаляющегося от зла”.
Решение:
1. Нигде в книге Иова не сказано, что сатана был падшим ангелом. Подобное бездоказательное утверждение влечет за собою следующие предположения:
- Возможно, что “сыны Божий” ангелы (Иов 38:7), но они могли бы быть и людьми, что находит подтверждение в Писаниях: Вт.14:1; Пс.81:6; Ос.1:10; Лк.3:38; Ин.1:12; 1Ин.3:1.
- Сатана был “сыном Божиим”; стих говорит только то, что он пришел “между ними”, а потому он мог бы и не быть “сыном”.
2. На основании двух фраз “предстать пред Господа” и “отошел от лица Господня” (Иов 1:6; 2:7) утверждается, что собрание имело место быть на небе. Однако обратите особое внимание на следующее:
- “Собрание” совсем не обязательно должно было быть на небе; когда Яхве собрал людей (судей) на земле, было сказано, что они “предстали пред Господа”. Два примера, подтверждающие это Вт.19:17; 2Пар.19:6.
- Для того чтобы “отойти от лица Господня” сатане (евр. “противник”) не обязательно было подниматься в жилище Господа на небо. Каин “пошел от лица Господа” (Быт.4:16), а уж он-то точно не был на небесах. Противник путешествовал по земле: “…ходил по земле, и обошел ее” (Иов 1:7).
(Кстати, хождение по земле разве можно назвать обычным способом передвижения для могущественного ангела?).
3. По следующим причинам невозможно падшему ангелу появиться в жилище Господа на небе:
- Бог не терпит зла: “у Тебя не водворится злой” (Пс.5:5,6); “чистыми очами Твоими не свойственно глядеть на злодеяния” (Авв.1:13). Как мог падший ангел подниматься на небо с сотворения Адама до 1914 года? А, если, как иногда утверждают, он был свергнут с небес до сотворения человека, то как, когда и почему он заслужил себе право восходить на небеса?
- Если бы сатана был падшим ангелом, который имел право находиться на небесах до 1914 года, как это утверждают Свидетели, то тогда молитва “Отче наш” потеряла бы всякий смысл: “да приидет Царствие Твое”; “да будет воля Твоя и на земле, как на небе” (Мф.6:10). Неужели Иисус Христос верил, что небо было местом восстаний, интриг и неповиновения, а позднее и местом величайшего сражения?
4. Сам Иов никогда не возлагал вину за свои беды и страдания на падшего ангела. Он просто признает, что “рука Божия коснулась меня” (Иов 19:21 сравните с 2:10). Даже братья, сестры и друзья его признавали, что всё зло, обрушившееся на него, было от Господа: “и тужили с ним, и утешали его за всё зло, которое Господь навел на него” (Иов 42:11).
5. Хотя и можно показать, что это место НЕ означает, надо заметить, что не нужно пытаться идентифицировать этого “противника”. Писание не дает точного ответа на этот вопрос, хотя и позволяет сделать некоторые очевидные выводы. “Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века” (Вт.29:29). Оставьте это занятие для тех, кто использует эти стихи для доказательства существования сатаны, диавола, падшего ангела. На этом диспут стоит прекратить, поскольку продолжение его уведет в сторону от основного вопроса в область беспочвенных предположений и догадок.
|