ВОЗМОЖНО ЛИ ВЕЧНОЕ СПАСЕНИЕ?
Предварительные замечания
Существует, к счастью, очень мало христадельфиан, которым когда-либо не противостояли те, кто отстаивает “вечную безопасность”. Обычно эти люди могут указать время и место, когда были “спасены”. Евангелисты часто бросают вызов Христадельфианским проповедникам: “Вы приняли Господа Иисуса как Вашего личного спасителя? Вы были рождены вновь и омыты кровью Агнца? Вы спасенный человек?” Эти фанатичные приверженцы “вечной безопасности” быстро заявляют: “Аллилуйя! Восславьте Господа! Я спасенный человек!” В этой дискуссии существует очень небольшой прогресс до тех пор, пока христадельфианский оппонент не настаивает на том, чтобы ему объяснили, что подразумевается под “спасением”. Существуют, например, временный и окончательный смысл, в которых слово “спасение” может быть использовано.
Следующие примеры показывают различные, но связанные между собой варианты, в которых слово “спасение” может быть использовано. Представим летчика, приземлившегося в Канадской Арктике, отчаянно пытающегося поддерживать тепло своего тела при температуре воздуха -50 градусов. Ослабший в результате потери крови и перелома костей, он с трудом противостоит ледяным порывам ветра, проникающим как гвозди через одежду. Ночью кольцо из светящихся волчьих глаз кажется неотвратимым. Но неожиданно через несколько часов после рассвета в небе слышится шум, показывается спасательный самолет, летящий в направлении совершившего вынужденную посадку самолета. “Слава Богу, я спасен”, – кричит пилот. Но он не полностью избавлен от опасности. Спасательный самолет может не быть в состоянии приземлиться на неровную ледяную поверхность или к тому времени, когда команда спасателей пройдет несколько миль, летчик умрет от потери крови или падет жертвой арктического холода. Даже подобранный командой спасателей и перенесенный в самолет, он еще не “спасен” в полном смысле этого слова. Спасательный самолет может потерпеть аварию, натолкнувшись на выступающий глыбу льда, или из-за обледеневшего карбюратора, или из-за опрокидывания потоком воздуха. До тех пор, пока пилот не вернется на базу и полностью не оправится после сурового испытания, нельзя сказать в полном смысле этого слова, что он “спасен”.
Точно так же в Библии, Иуда утверждает, что Бог, “избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил” (Иуд.5). “Избавив” использовано не в окончательном смысле вечного спасения.
Три различных варианта использования слова “спасти” (а также однокоренного причастия – прим. переводчика) встречаются в Писании. Необходима точность и осторожность в их использовании для того, чтобы избежать бесперспективных и губительных выводов евангелистов.
“Спасти” в прошедшем времени относится к жертве Христа или когда верующий пользуется этой жертвой при своем крещении.
- “Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен” (2Тим.1:9). Здесь имеется ссылка на жертву Христа в плане Бога.
- “Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом” (Тит.3:5). В этом стихе имеется в виду принятие священного спасения при крещении, поэтому используется прошедшее время.
2. “Спасти” в настоящем времени. Нижеследующие выдержки показывают, что спасение есть продолжительный процесс в течение всей жизни верующего.
- “Господь же ежедневно прилагал спасаемых к церкви” (Деян.2:47);
- “Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божия” (1Кор.1:18);
- “Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих” (2Кор.2:15).
3. “Спасти” в будущем времени в окончательном смысле:
- “…претерпевший же до конца спасется” (Мф.10:22);
- “А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня” (1Кор.3:15). В этой выдержке идет речь о спасении в день суда;
- “Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа” (1Кор.5:5). Здесь также идет речь о спасении в день суда;
- “Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя” (1Тим.4:16). Тимофей был назначен главой экклесии Павлом. Согласно евангелистскому учению Тимофей был “спасенным человеком”. Но обратите внимание, что апостол Павел пишет о спасении Тимофея как об условном событии и в будущем времени.
В прошлом Бог проявил Свое великое спасение в личности и работе Христа. Это относится и к верующему при крещении. Жизнь соответствия заповедям следует за крещением, и спасение выражается в новом созидании. И это до дня суда, когда человек будет окончательно спасен. Таким образом, считать, что вечная жизнь “зарезервирована” до этого времени, – очень самонадеянно.
Предполагаемая стратегия
1. Как только было дано успешное пояснение слова «спасенный», очень сильная группа отрывков может быть собрана против точки зрения «однажды спасенный, навсегда спасенный» или против «вечной безопасности». Один подход – построить свою аргументацию на Послании евреям:
- Прочитайте Евр.3:12-14; 6:4-6 и 10:26-29. Никаким образом не смогут «спасенные» Евангелисты уклониться от силы доводов, приведенных этими отрывками. Были эти верующие спасены или нет? В виду то-го, что выбранные цитаты особо подчеркивают, что они были «братьями», были «причастниками Христу», «просвещенные и вкусившие дара небесного и соделавшиеся причастниками Духа Святого… и вкусившие… сил будущего века», то тщетно для Евангелистов уклониться от сути вопроса отговоркой, то они никогда не были на пути жизни или были «спасены».
- Следует второй вопрос: раз эти верующие были на пути жизни, могли ли они отпасть от него? Тот факт, что «тягчайшие наказания» и «ярость огня» ожидают подобных отступников (о которых сказано, что невозможно опять обновлять их покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божьего и ругаются Ему, Евр.6:6) есть доказательство того, что эти верующие или уже совершили подобные деяния или еще только готовы сделать это. В любом случае, глупо для Евангелистов утверждать, что верующие безоговорочно сохраняются для вечного блаженства.
- Логика вышеприведенных рассуждений может быть сведена к следующим итогам:
- Верующие, бывшие на пути жизни, или сошли с него или готовы отпасть от своего призвания.
- Таковые подвергнутся «тягчайшему наказанию».
- Но если эти верующие подвергнутся наказанию, следовательно, они не сохраняются для вечной благодати, и соответственно не имеют никакого права утверждать о своей «вечной безопасности».
2. Другой подход состоит в том, чтобы построить аргументацию на жизни и заявлениях апостола Павла:
- Был ли апостол «спасенным», когда спрашивал: «Господи! Что мне делать?» (Деян.22:10). Их ответом должно быть «Да». Тогда почему ему было сказано: «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа» (Деян.22:16). Если он был «спасен» (омыв грехи свои и задав вопрос: «Господи! Что мне делать?»), почему ему было приказано не медлить, но встать и омыть свои грехи?
- Если апостол пребывал в «вечной безопасности», как должно тогда понимать следующий язык: «…чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. Не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился… Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед…» (Флп.3:10-13).
Похожие слова: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор.9:27). Разве это слова сказаны человеком, уверенным, что вечное блаженство уже полностью обеспечено ему?
- Апостол Павел говорил: «Оправдавшись Его благодатью, мы по упованию (в надежде) соделались наследниками вечной жизни» (Тит.3:7). Но апостол дает следующее ясное определение надежде: «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?» (Римл.8:24). Если бы апостол был совершенно уверен в вечной безопасности, почему он говорит здесь еще только о надежде на вечную жизнь?
|