![]() |
Библейские курсы Литература Журнал «Добрые Вести» Статьи Гимны Новости Форум |
![]() ![]() С тех пор, как около трёх тысяч лет назад, была впервые написана поэма в Прит.31, она восхищала бесчисленное количество читателей. Возможно, она доставит большее восхищение тому, кто может прочесть ее по-еврейски, чтобы можно было не только понимать значение слов, но и оценить образ стихосложения. В оригинале поэма имеет форму акростиха и следует порядку еврейского алфавита, и большинство из нас могли бы ещё более насладиться, если бы нашёлся поэт-виртуоз и смог перевести построчно, начиная с «А» до «Я». Эта поэма величавее, чем прочие поэтические творения, такие как например, шекспировские сонеты, потому что это откровение самого Бога, и они не только восхищают, но учат и благословляют читателей. «Что только добродетель и похвала, о том помышляйте». Так рекомендовано нам Павлом (Флп.4:8). Здесь говорится о добродетельной женщине, которую хвалят муж, её дети и «её работа». Источник Прит.31 несколько таинственен. Введение к ней говорит: «Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его». Здесь и ещё в стихе 4 – это только два места, где упомянут этот загадочный царь. Само по себе это имя воплощает имя Бога, Эль – означает «к Богу» или «Посвящён Богу». Многие думают, что это ссылка на Соломона, просто описание его другим именем. Если так, то мать, от кого он узнал слова Притчи 31, должна быть Вирсавия. И это допущение добавляет интересную деталь нашему чтению. Кажется, Соломон сохранял верность Божьему слову пока жива была Вирсавия, но потом отступил. Если слова Прит.31 есть те самые слова, которым учила Вирсавия своего любимого сына, который должен был стать самым великолепным царём Израиля, то в её совете есть особая острота: «Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей», ведь мы помним, что Соломон приобрёл множество жён к своему падению. И мы помним о трагической судьбе Урии, когда представляем себе Вирсавию, поучающую словами: «Уверено в ней сердце мужа её, и он не останется без прибытка. Она воздаст ему добром, а не злом, во все дни жизни своей» (ст.11,12). Если правда, что это прекрасное описание добродетельной женщины сохранено для мира Вирсавией, тогда это ещё одна иллюстрация того ободряющего факта, что даже согрешившие могут после сделать что-то великое силой и вдохновением Бога. Славная компанияПеред тем, как приступить к изучению самих слов, задумаемся на некоторое время о славной компании, которую мы, как читатели, находим в этой поэме. Если эти слова впервые были записаны во времена Соломона, то их не могли прочитать ни Авраам, например, или Моисей, ни Девора или кто другой, кто жил в ранние времена Израильской истории. Но их прочтут и восхитятся все достойные, кто пришёл впоследствии, позднейшие пророки – Исайя, Даниил и другие, а потом апостолы и ранние христиане. Когда мы читаем их, у нас такое чувство, будто те другие читатели смотрят из-за нашего плеча тоже. Кроме всего, их, конечно, читал и обдумывал Господь Иисус, и очень интересно в самом деле постараться понять, что Он извлек из прочитанного. Если бы только мы могли быть там и могли бы попросить Его объяснить их для нас так же, как тем двоим по дороге в Эммаус! Но такое удовольствие может быть только когда мы достигнем Царствия Божьего. А тем временем придётся понимать их как можно лучше нашим собственным рассудком и с помощью учёных. В начальной части Притчей мудрость и глупость персонифицируются как две женщины, которые контрастируют друг с другом. Мудрости велено быть ценнее рубина, и заключительная поэма о женщине, чья цена «много выше рубинов» может рассматриваться как ещё одно выразительное описание мудрости. Но, как многие части Библии, Книга Притчей имеет несколько слоёв значения и может рассматриваться в буквальном, метафорическом и духовном смысле. Когда гл.31 описывает саму мудрость, слова её в то же время справедливы и для умной доброй женщины. Написанные в то время, когда большинство думало о женщинах, как о движимом имуществе, они служат утешением, даже возвышают, обнаруживая дух Божьего откровения для мужчин о том, что добродетельная женщина выше всяких оценок. Что говорит нам эта поэма о добродетельной женщине? Если её принимать просто, как инструкцию, то она наполняет отчаянием. Вдобавок к высокой добродетели и мудрости у этой женщины есть психическая энергия, которая кажется сверхчеловеческой. Она рано встаёт и поздно ложится, каждую свободную минуту она приглядывает за огромным хозяйством, помогает мужу, и заботится о бедных, а также предпринимает деловые отношения, такие как покупка поля и возделывание с выгодой виноградника. Она не только делает одежду и вышивает, и собирает шерсть и лён, которые служат материалом для шерстяного производства и полотна, но еще и перед этим прядет нити, чтобы сделать ткань. К тому же, одевая себя и семью, она держит процветающий бизнес, производя и продавая льняные полотна. Такое производство заставляет нас открыть рот от изумления, и такая работа нам кажется много выше наших слабых усилий. Какая же связь может быть между этой сверхженщиной и нами? Поразительная добротаСобственно поэма начинается с вопроса: кто найдёт добродетельную женщину? Кажется, можно предположить, что такая женщина – редкость, и может даже не существует. Мы понимаем, что невозможно найти совершенно добродетельную женщину, потому что все мужчины грешны ещё с Адама, а женщины – с Евы. (Рим.3:10): «Нет праведного ни одного», – говорит апостол Павел. Нормы такой поразительной женской доброты захватывают дух и заставляют думать, что её никогда не найти в природе. Но для нас становится возможным поверить в неё, когда мы поймём, что описанная здесь женщина – невеста Агнца, многочисленный отряд последователей Христа. И вопрос «Кто найдёт благодетельную женщину?» можно поставить рядом с другим вопросом из Исайи 53: «Кто поверил слышанному от нас?», – и ответ на оба вопроса один: «Иисус Христос». Он сможет найти такую женщину, готовую и ждущую его, когда Он вернётся, чтобы править на земле; это непоколебимый замысел Бога. Завладев этим ключом к пониманию добродетельной женщины, мы можем увидеть многие блага в Библии, не оценённые ранее. Но почему здесь говорится именно о добродетельной «жене»? Может показаться, что эта поэма посвящена только замужним женщинам. Но если мы вспомним, что это невеста Агнца, то мы поймем, что она имеет полное право называться «добродетельной женой». Слово, переведённое как «добродетельная» или «способная» («хорошая») имеет также и другие значения. Учёные говорят, что это еврейское слово chayil встречается более 140 раз в Ветхом Завете, а переведено как «добродетельная женщина» только четыре раза, из них три в Притчах и один раз в Руфи, где Вооз применяет это выражение к ней. В других местах это слово chayil переводится по-разному: «доблесть», «сила», «усилие», «армия», и «группа последователей», как в случае царицы Савской, которая имела большую «свиту», когда пришла навестить Соломона. Идеи доблести и силы, и присутствие армии (войска, рати), которые подразумеваются этим словом, означают большой сонм учеников в образе одной добродетельной женщины. Мы полагаем, такое описание подходит как к индивидууму, так и к группе, в прошлом и в настоящем, потому что эта поэма содержит в себе пророчества и советы, над которыми надо размышлять здесь и сейчас. Мысль о большом числе соратников (работающих вместе) приходит к нам и через слово, переведенное как «рубины». Фактически здесь нет ссылки на красные сверкающие камешки, которые мы зовём рубинами. Можно было бы точнее перевести это как «коралл» или «красный жемчуг». Коралл – это результат работы огромного количества мельчайших живых организмов и, как коралл, так и жемчуг, получаются в результате огромных затраченных усилий. Преданная и мудрая![]() Эта поэма была закончена около тысячи лет до того, как заговорил наш Господь Иисус, но мы видим множество намёков из Его учения. Стих о женщине, которая и встаёт, когда ещё ночь, и даёт пищу всем домашним, и урочное служанкам, напоминает рассказ Иисуса о том верном и умном управляющем, которого Господь сделает управителем своего хозяйства, чтобы «накормить каждого в должное время». Покупка женщиной поля, напоминает сравнение Иисусом Царства Небесного с сокровищем, спрятанным в поле, и человека, который продал всё, чтобы иметь возможность купить это поле. Как она сажает виноградник – напоминает нам всё, что сказал Иисус о работе в Божьем винограднике. Её светильник, который «не гаснет и ночью», напоминает Его историю о неразумных и умных девах, где только умные держали свои светильники наготове всю ночь ожидания. Многие строки содержат упоминание об одежде. Эта женщина мастерит себе одеяние из материи, украшенной шёлком и жемчугом. Мы знаем, что покрытие греха возможно по милости Бога через Христа. Процесс обработки материи предполагает выполнение женщиной массы тонкой работы; выделывая это покрывало, похожее на гобелен Храма, цветной вышивкой, она как бы отображает черты Христа. Это даёт нам намёк на царскую дочь из Псалма 44, слава которой внутри, а одежда её шита золотом и в изукрашенной одежде её ведут к Царю. Шёлк и жемчуг в одежде добродетельной женщины так же говорят о чистоте и царственности, которые будут даны Царём мира своим возлюбленным. Природный материнский инстинкт![]() Прежде всего упоминается о её собственном одеянии, хотя нам сказано, что женщина обеспечивает тёплой одеждой всё хозяйство. Это природный инстинкт каждой доброй матери. И особое восхищение в этой поэме вызывает то, что природное и духовное постоянно освещают друг друга. И хотя мы отдалены во времени и пространстве, мы понимаем чувства этой женщины, когда она не боится угрозы стужи для семьи своей. Особенно приятно видеть когда члены твоей семьи одевают толстые свитера, связанные тобой, прежде чем выйти в холодную, ветреную погоду. Истинная жена Иисуса не боится даже смерти членов своей семьи, потому что она имеет высшее утешение в знании, что у них есть покров и защита от самого Господа. Обеспечивая тёплой одеждой свою семью, добродетельная женщина ведёт свое успешное дело, производя и продавая хорошее льняное полотно. Хорошее полотно служит знаком праведности святых, а по закону Моисея, священникам заповедуется носить пояса из хорошей ткани, с голубой, пурпурной и алой вышивкой. Своей работой женщина снабжает одеждой тех, кто приближен к Богу. Она делает это, давая возможность другим, надев покрытие от греха, войти в Дом Бога. Она любовно делает индивидуальные одеяния и добавляет вышивку. Так и продолжается, и считается естественным и духовным, если где-то невеста Христа обеспечивает одеждой спасения тех, кто отчаянно нуждается в ней. И другой урок, который следует отсюда извлечь, это то, что наша приятная обязанность не указывать на грехи других, а покрывать их, как наша любовь их покрывает. Точно так же, как Отец небесный покрывает наши грехи, так и мы должны покрывать грехи других. Это другой способ утвердить Истину, выраженную в молитве Господа, когда он сказал, что мы не можем получить прощения, если сами не будем прощать. Красивое сравнениеМы уже отметили, как в этой поэме природное и духовное идут рука об руку, и вот прекрасный пример того в ст.14: «Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой». В английском языке это сравнение еще более очевидно: ship (корабль; причем в англ. яз. это слово женского рода) – she (она). С незапамятных времён было естественным для женщины приносить в дом продукты. Тут есть поэтическое сходство между грациозным кораблём, спешащим в порт и несущим свой груз жизненной необходимости, и грациозной женщиной, спешащей кратчайшим путём домой, несущей корзину, наполненную покупками и товарами. Это красивое сравнение, которое можно вывести, вообразив радостное прибытие, разгрузку и распределение того, что было куплено. Хождение на рынок или другие места торговли всегда было специфической деятельностью женщин и особым препровождением времени, связанным с заботами о семье. Путь, которым добрая женщина несёт продукты издалека, реален, как это было всегда, и в наши дни, возможно, ещё насущнее, когда из далёких стран чай и кофе стали на наших столах обычным делом, как основные продукты, да и прочие разного рода деликатесы со всех уголков мира. Настоящая хозяйка изберет долгий путь, чтобы поторговаться или найти что-то особенное для кого-то из членов семьи. Если рассмотреть эту фигуру в духовном плане, мы увидим, что невеста Агнца приносит пищу из такого отдаления, что может быть даже не с нашей планеты; она несёт хлеб с небес, чтобы напитать своих домашних. Мы проследили некоторые пророческие слова нашего Господа в этой поэме и можем уловить их соответствие с другими частями Писания. Как женщина работает с веретеном и прялкой, и как протягивает руки нуждающимся – всё это показывает совершенное соответствие учению Павла из Еф.4:28: «…трудись, делая своими руками полезное, чтоб было из чего уделять нуждающимся». Женская привычка хорошо выглядеть перед своими домашними и не есть хлеба лености фактически можно суммировать словами Павла к римлянам, гл.12: «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите». Совершенно эскизный набросок такой женщины, возможно, содержится в красивом, но коротком описании: «…закон доброты на языке её». Эти слова заставляют вспомнить что сказал Иаков о неприрученном языке, который способен испортить всё тело своим смертельным ядом. А именно: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело» (Иак.3:2). Закон доброты женского языка обуздывает всякую склонность придираться к мужу, или потворствовать злобной сплетне, или личным прорывам плохого настроения. «На языке её закон доброты», – всего пять этих слов описывают выражение, означающее строгий контроль, дисциплину и глубокую любовь к другим. Всё это высшие свойства Христа, и они показывают схожесть добродетельной женщины с ним. Энергия и прилежаниеСреди всех различных версий английской Библии перевод короля Джеймса (The Authorised Version of King James) до сих пор является самым прекрасным. Но очень интересно сделать обзор других версий и постараться найти, по возможности, наиболее близкие к оригиналу. Стихи 17 и 18 в переводе короля Джеймса (Authorised Version) имеют архаическое звучание: «Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие её хорошо, и светильник её не гаснет и ночью». В наши дни редко кто говорит об опоясывании чресл своих, и вряд ли кто понимает что это может означать. Это изложено несколько яснее в новой версии перевода (New English Bible): «Она приступает к своим обязанностям энергично и с усердием. Она видит, что работа идёт хорошо (спорится), и никогда не гасит светильник свой». Несколько по-другому сказано в «Живой Библии» (The Living Bible), но это, собственно, перифраз: «Она энергична, работяща, следит за делами; она работает далеко за полночь». ![]() Стих 25 прекрасен в переводе короля Джеймса, но имеет интересные варианты и в других изданиях. Там говорится: «Сила и честь – её одеяние; и она возрадуется, когда придёт время». В новой версии (New English Bible) говорится: «она одета в достоинство и силу и может позволить себе завтра улыбаться». А в Живой Библии: «Она – женщина силы и достоинства, и не боится старости». Все эти версии правильны: невеста Христа не боится старости, потому что знает, что лучшее время её жизни ещё впереди. «Она возрадуется, когда придёт время» – это краткое содержание переполняющей радости в ожидании Царства Божьего. Стих 30 интересен во всех трёх вариантах. Версия к. Джеймса: «Миловидность обманчива, и красота суетна, но жена, боящаяся Бога, достойна хвалы». Новая версия: «Очарование обманчиво, а красота преходяща; богобоязненная женщина достойна чести». Живая Библия: «Очарование может обмануть и красота не долго длится, но женщина, которая боится и почитает Бога, будет сильно восхвалена». Незаурядная физическая красота дана только немногим из нас, и что бы мы ни делали, покидает нас очень быстро, несмотря на усилия сохранить её. Какое облегчение знать, что это всё не имеет значения вовсе, и что духовная красота боязни и почитания Бога – вот единственная красота, которая таковой считается. Притча 31 заканчиваются так: «Дайте ей от плода рук её, и да прославят её у ворот дела её!». Новая версия: «Превозносите её за плоды её тяжких трудов, и пусть её дела принесут ей честь у городских ворот». Живая Библия: «Хвалите её за всё то хорошее, что она делает, и эти добрые дела принесут ей честь и признание даже глав народов». Все эти версии дополняют друг друга. «Дайте ей от плодов рук её» на вид отличается от «хвалите её за всё хорошее, что она делает». Но мы знаем, что плоды Духа это любовь, радость и мир, которые возвращаются к тем, кто отдаёт их: любовь возвращается к любящим, мир чаще всего уживается с миротворцами, а те, кто дарит радость другим, не могут сами жить не в радости. И когда, наконец, придёт Царство Божье, Невеста Агнца будет восхвалена у ворот правителя за всё то, что она сделала. Правитель всего мира скажет: «Молодец! Ты хорошая и верная раба». Дело всей жизни ХристаМы обсудили некоторые качества добрых женщин, описанных с волнующей поэтической красотой такими вечными словами, и мы увидели, что они представляют по меньшей мере совершенную красоту любящей женщины, использующей всю свою энергию, ресурсы и мышление, которые дал ей Бог, в помощь мужу, семье и всем нуждающимся. По большому счёту это совокупность множества качеств Невесты Агнца, и можно даже сказать, что это картина жизненной работы Христа, потому что именно за это Он отдал свою жизнь, чтобы всё это воплотилось. Павел описал это хорошо нам известными словами в послании к Ефесянам: «…Христос возлюбил церковь и предал себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить её себе славною Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (5:25-27). Христу очень нужна такая Невеста. Жизнь первенца, Адама, была неполна без помощника, в каком он нуждался; то же справедливо и для второго Адама (Христа). Первая Ева была создана от усыплённого первого Адама, вторая Ева будет жить до глубокого сна (или смерти) второго Адама. Божье творчество неполно без мужчины и женщины. Женщина есть завершение и исполнение мужчины или, как говорится в Прит.12: «Добродетельная жена – венец для мужа своего». Церковь есть завершение и венец работы Христа, а без церкви нет завершения Божьему замыслу. Христу принесёт огромную радость вид его Невесты, когда «…он увидит тяжкий труд своей души и будет доволен». В тот день Христос будет признан всеми Великим Правителем, как сказано в Прит.31:23, муж добродетельной женщины «…известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли». Христос нуждается в помощи Невесты, чтобы быть известным у ворот, и все усилия будут тщетны, если в конце не будет возмещения. Завершение Божьего замысла объединено усилием, долгим, прочным, верным и вечным вознаграждением, и это красиво заключено в Прит.31 добрым браком. Привилегии и надежда![]() В самом начале поэмы о добродетельной женщине говорится, что сердце её мужа уверено в ней, и так же Христос доверял своим ученикам, и хотя они были лишь слабыми человеками, они преуспели с чудодейственной Божьей помощью. Мы появились на две тысячи лет позже них, на огромной дистанции от их жизни, но благодаря их правдивости мы все имеем в руках копию Божьего слова и привилегию постичь Его сейчас, как и надежду когда-нибудь войти в Его Царство. Сейчас для нас пришло время взять на себя нашу долю заботы о хозяйстве, приготовляя соответствующее, обеспечивая тёплой одеждой, заботясь о нуждающихся, и неустанно работая «на винограднике». Наш светильник не должен гаснуть, но светить постоянно, в ночном мраке и невзгодах. Мы рассмотрели всевозможные аспекты этой поэмы, где она правдива по большим и малым меркам в частных и общих приложениях. Истина ещё и в том, что чем больше мы будем стараться копировать эту картину в нашей маленькой жизни, тем больше будет создаваться и общее полотно. Все верующие женщины, упомянутые в Библии, есть часть той одной женщины, и каждый верующий последователь Иисуса составляет часть её; все – от мала до велика, мужчины и женщины, умершие и живущие, и те, кто ещё придёт. Мы окунулись в суть и ядро нашего изучения этой поэмы, когда рассмотрели, являемся ли мы сами частью этой Невесты; когда мы убеждаемся, что «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого; оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). Мы стыдимся, что наши персональные копии добродетельной женщины так несовершенны и так плохо выполнены, но мы должны помнить, что наш Господь готов простить нас. Он отдал свою жизнь, чтобы мы могли получить прощение. И он готов помочь нашим усилиям занять наше место в этой прекрасной Невесте. Но только с Божьей помощью мы все вместе можем делать великое дело. Нам нужен Христос, и мы, братья и сестры, нужны друг другу. И мы также нужны нашему Господу. Эта обобщённая картина Невесты показывает, что все мы можем помочь друг другу быть Его созданиями здесь и сегодня и продолжать быть ими, когда, наконец, Агнец отпразднует свой брак. Таким образом великий замысел Бога продвигается вперед, как и Его Слово, из которого эта поэма есть маленький драгоценный камень, который завершает то, для чего Он послал его. |
|