Христадельфиане - официальный сайт
Самарятинка у колодца

Эта безымянная женщина, возможно, – самый известный образ в Новом Завете. Она выделяется потому, что Господь Иисус Христос имел с ней более-менее длительную беседу, и эта беседа имеет глубокое значение для неё и для всего человечества. Об этом случае рассказывает только Иоанн, а поскольку его Евангелие очень избирательно, то можно сделать заключение, что случай этот имеет духовное значение, на которое хотелось обратить внимание.

Путешествуя через «Горную страну», Иисус был на пути из Иудеи в Галилею. Иоанн пишет, что фарисеи поняли, что Иисус собирает больше учеников, чем Иоанн Креститель, и враждебность фарисеев становилась всё очевидней. Поэтому Иисус решил оставить Иудею и отправиться в новое, долгое и утомительное путешествие. И вот он подошёл с учениками к колодцу около города Сихарь в Самарии. Было самое жаркое время дня; Иисус устал и отдыхал у колодца, когда ученики пошли искать еду. Пока он сидел там, он увидел женщину, идущую к колодцу. Наверное, он отметил про себя, что было неподходящее время дня, чтобы идти за водой. Этот рассказ передаёт образ крепкой, самоуверенной, смелой и красивой женщины; она приближалась с лёгкой грацией, балансируя сосудом для воды, и Иисус спокойно ожидал ее. Она удивилась, когда он попросил воды: он, еврей, заговорил с самаритянкой! И она была достаточно умна, чтобы спросить почему. У неё не было иллюзий на счёт отношений между евреями и самаритянами. В глазах евреев смешанная раса самаритян была кастой очень низкого уровня.

Иисус дал ей изумительный ответ: «Если бы ты знала дар Божий и кто говорит тебе «дай мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин.4:10).

Она была совсем земная и практичная женщина и заметила, что у него нет ничего, чем можно бы достать воды, а колодец глубок. «Откуда же у тебя вода живая?» – спросила она с тенью скептицизма. И продолжала: «Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» Всё, что она видела перед собой – еврей, усталый и утомлённый путник. Неужели он может больше, чем патриарх? И, тем не менее, он сказал: «Если бы ты знала дар Божий и кто говорит тебе дай мне пить». Это было странно, потому что Иакову пришлось за большие деньги купить это поле с колодцем, а тут какой-то еврей говорит о Божьем даре. Что это за дар?

Иисус спокойно поведал, что живая вода, которую он даст, могла бы утолить жажду навсегда, она станет «источником воды, текущим в жизнь вечную».

Дар Божий

Без сомнения, Иисус видел потенциал этой женщины, который был скрыт от других глаз. Он разъяснил ей, в чём есть сила, исходящая от самого Бога. В этот момент он говорил только о том даре, который мог дать только он сам. Такую же форму речи он использовал позже в Иерусалиме «в последний день праздника, великий день, и он сказал: «Кто верит мне, как сказано в Писании, из Его утробы хлынут реки живой воды». Ин.7:39 комментирует так: «…сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него; ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен».

Но у колодца Иисус ещё не говорил о веровании, он просто предложил воду жизни, и женщина совершенно не понимала этого, даже если бы помимо воли и запомнила. Кроме того, зная книги Закона, могла подумать о Моисее, как он ударил по скале, чтобы добыть дающую жизнь воду, которая хлынула, чтобы дать силу и энергию ослабевшим израильтянам в пустыне. Неужели этот мужчина был ещё сильнее, чем Моисей, которому был дан Божий Дух, чтоб он мог показывать такие чудеса?

Заинтересовавшись, она сказала: «…дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Наконец она поняла, что Божий Дар находится не в колодце Иакова. А как ей было бы хорошо без этой обязанности ежедневно приходить к этому колодцу одной, в самый жаркий час дня, когда другие женщины остаются в прохладе своих домов. Она всегда в этот час лишалась возможности общения и обмена слухами с теми, кто приходил вечером.

Иисус знал её мысли и намерение сердца, внимательно смотря в её изумленные глаза, и вдруг сказал: «Поди, позови твоего мужа» и быстро услышал ответ: «У меня нет мужа». Иисус спокойно сказал: «Правду ты говоришь, у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». Она сказала ему полуправду, но Иисус знал насколько она солгала.

Она, должно быть, изумилась и устыдилась, но к ней быстро вернулось самообладание и проницательность: «Господи! Вижу, что ты пророк». Она сразу прониклась к нему уважением и умом восприняла личность этого странника. Следующее её замечание обнаруживает острый ум. Из слов пророка она вывела: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». Стоя у колодца, она могла видеть гору Гаризим и гору Гевал. Она поняла, что перед ней пророк больше Моисея; смутно проблеснуло беспокойство – избрать ли благословение или проклятие, и выбор должен быть сделан ею, самаритянкой. Интересно понаблюдать, как Иисус вёл её к этому: предложив ей Дар Божий, он дал ей знак, который позволил ей опознать пророка, посланного Богом. Этот поворот подтолкнул её желание знать своё положение относительно поклонения в Иерусалиме. Конечно, с этой точки зрения она правильно оценила, что в Господе Иисусе было нечто достойное, чтобы поверить.

В духе и истине

Иисус милостиво объяснил, что «время наступает, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться», и что спасение – от иудеев. «Настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине».

Эти слова нелегко уяснить, но женщина сказала: «Я знаю, что придёт Мессия… возвестит нам всё». Когда она изрекла это, то всё в её сознании стало на своё место. Он открыл ей её жизнь и дал ей совсем новую перспективу. Когда возвратились ученики, она оставила свой кувшин и побежала назад, в город, с новостью: «Пойдите, посмотрите человека, который сказал мне всё, что я сделала; не он ли Христос?».

Она изумилась, как Нафанаил, что Христос знал все потаённые уголки человеческого сердца. Это было знаком для неё и для всех чистосердечных людей, что Дар Божий распространялся на них; милость и благословение свободно предлагались им, проливаясь через жизнь и любовь Господа Иисуса. Как великий дар он не мог быть познан до Его смерти и воскрешения.

Иисус, освежённый и ободренный, смотрел на поля, которые через несколько месяцев станут белыми от урожая. Он вновь посеял семя Истины, благодаря которому вскоре должны были появится  первые плоды, даже в Самарии. Другие пришли и поклонялись ему, и приняли Его учение, потому что Он сказал пренебрегаемой, и она поспешила к другим, говоря: «Идите…». И эти, и другие, говорили: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира». Дар Божий теперь распространялся и на язычников. Иисус посеял слово, и теперь мог видеть, что урожай должен быть сжат.

«Даром получили, даром давайте». Женщина сомнительной репутации из Самарии, невысокого, вероятно, образования, легко получила Дар Божий от самого Мессии и поспешила поделиться им. Открытость её характера не уменьшало уважения в глазах других. Она нашла источник жизни, скалу в пустыне. Здесь, рядом, действительно был пророк выше Моисея, и она хотела, чтоб и другие знали об этом.

Безымянная, не очень уважаемая женщина у колодца, тем не менее, является достойным примером того, кто нашёл Иисуса Христа и поступил правильным образом. Она нашла Иисуса. А может быть правильнее сказать, что Он нашёл её?

К содержанию…