![]() |
Библейские курсы Литература Журнал «Добрые Вести» Статьи Гимны Новости Форум |
![]() ![]() Какой уникальный и серьёзный жизненный опыт выдался Марии. Размышляя о чувствах, которые, должно быть, наполняли её, когда она направлялась в Вифлеем, чтобы родить дитя, вникая в её мысли с нашим собственным женским пониманием и интуицией, мы начинаем осознавать чудо, в котором она сыграла такую важную роль. С деторождением, особенно первым, всегда связана какая-то доля страха. Во дни Марии не было предродовых консультаций, пневмо-газовых устройств, притупляющих боль. Смерть женщины при родах была обычным делом, как и смерть новорожденных. Не было антисептиков, не было анестезии и не было больниц. Мы даже не знаем была ли у Марии акушерка, хотя, конечно, в Вифлееме была какая-нибудь женщина, которую можно было позвать на помощь. Мы знаем какое наступает беспокойство при деторождении, и мы знаем, что природа снабжает женщину особой энергией и приподнятым настроением, когда наступает это испытание. Мы не должны сомневаться, что Мария верила от всего сердца в Божье обещание, что её сын благополучно появится на свете и вырастет, чтобы стать долгожданным Мессией. Её вера была крепка, и Бог был рядом с ней. Но она была всего лишь человеком, и в таких необычных обстоятельствах Мария, должно быть, чувствовала и опасение, и приподнятое настроение в такой степени, которое не испытывала никогда ни до, ни после. Если бы нам пришлось выбирать семью для рождения Божьего Сына, мы бы без сомненья поискали бы вокруг хорошую счастливую семью, возможно образованную и процветающую, способную позаботиться о Нём. Мы бы также думали, что женщине, благоугодной Богу, которой надлежит стать матерью Божьего Сына, должны быть даны особые привилегии. Но Марии пришлось вынести позор, от мысли, что она мать незаконнорождённого ребёнка. И в то время, когда ей это могло причинить наибольшие неудобства, ей пришлось вытерпеть долгое путешествие на осле – представьте себе как трудно женщине на девятом месяце беременности слезать и залезать на осла, да и еще трястись на нем всю дорогу. И в конце этих мучительных испытаний ей пришлось страдать и в беспокойстве и унижении повернуть прочь от человеческого жилья. Внешние признаки ничего не значат для Бога, и те, кто выполняют Его волю, не могут надеяться, что для них всё будет легче. Божья правда не может родиться без страданий. Если бы Бог по–особому рассматривал верующих, тогда вера была бы лишена присущего только ей смысла. Благодаря Богу у Марии был Иосиф, который помогал ей. Он почти так же был заинтересован думать об этом, как сама Мария. Наверное, для него было горьким разочарованием узнать, что его любимая девушка, на которой он собирался жениться, ждёт ребёнка. Заявление, что он был готов тайно отпустить её, кажется душераздирающим. Его радость должна быть невыразимой, когда ему было дано свыше понять, что всё обстоит иначе, чем он мог себе представить, и что Мария в своей праведности была возвышенной и единственной в своём роде женщиной. Евреи столетиями ожидали своего Мессию, и Иосиф, должно быть, испытывал благоговение и изумление, потому что ему было доверено воспитать и вырастить самого Мессию. Оглядываясь назад, имея огромное преимущество читать самостоятельно всю историю, нам кажется странным, что так много пророчеств об Иисусе были непонятны, включая и то, что его мать будет девственницей; но когда это касалось людей того времени, все события для них были странны и новы. «Благословенна ты между женами»![]() Постараемся вообразить чувства Марии, когда она получила послание. Должно быть ни о чём другом она и не могла думать до конца этих дней. Ей страшно хотелось убедиться, так ли это, или это следствие какой-то болезни в голове? Ей не пришлось долго хранить эту великую тайну в голове. Только Лука писал о сообщении и рождении Иоана-Крестителя. Когда Лука был вдохновлён записать эту историю, то он, с помощью Святого Духа, мог также обратиться к Марии, попросив ее рассказать о рождении, и это выглядело совершенно естественно, ведь он был врачем. Для Марии рождение Иоанна Крестителя значило очень много. Лука записал, что как только ангел Гавриил передал своё послание Марии, он сказал ей, что её престарелая родственница Елисавета уже на шестом месяце беременности, закончив словами: «Для Бога нет ничего невозможного». Затем Лука пишет, что Мария встала и пошла поспешно в нагорную страну повидать Елисавету. Это слово «поспешно» показывает, что Мария ещё не убедилась правда ли это. Ведь, как пишет Лука, Елисавета скрывалась пять месяцев. Мария не только убедилась в совершенной правде, что Елисавета ждёт ребёнка в таком пожилом возрасте, но и как только она вошла в дом Елисаветы, та подтвердила послание, по вдохновению приветствуя Марию, как мать Мессии. Как счастлива была, наверное, Мария, получив это двойное чудесное подтверждение всему сказанному ангелом! И состояние Елисаветы, и тот факт, что она знала о послании, полученном Марией, убедило её, что слова ангела не были ее воображением, и слова Елисаветы: «Блаженна уверовавшая, потому что совершится сказанное ей от Господа» могут быть дополнительным обещанием. «Величит душа моя Господа»В те три месяца, что Мария была у Елисаветы, без сомненья, у них было много доверительных разговоров, и они утешали и ободряли друг друга. И кто бы что ни подумал о ней, Мария знала, что с ней свершилось чудо. Каждый этап роста ребёнка и его мышления наполнял её удивлением. У неё была, должно быть, созерцательная натура, так как Лука говорит, что она всё держала в своём сердце и обдумывала. Она была и поэтом. Её поэма, которая начинается словами: «Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моём» есть излияние такой радости, которую не испытывала до этого ни одна женщина в мире. Во исполнение пророчества, что все поколения будут называть её благословенной, эта молитва простой девушки дала уверенность бесчисленному количеству верующих женщин, что по-своему они тоже благословенны и могут возвеличивать Бога в их жизни. Поэма Марии поразительно похожа на песнь Анны после рождения Самуила более чем 1000 лет назад; возможно, это значит, что Мария читала Библию так часто и внимательно, что суть слов Анны отпечаталась у неё в мозгу и слова возникали из подсознания, когда ею двигала невыразимая радость. Песнь Анны была чем-то вроде эха от слов Марии, и пророческим видением этого, так как Анна видела день Марии и Иисуса, когда сказала: «Из праха подъемлет он бедного... и престол славы даёт им в наследие» и «Господь будет судить концы земли и даст крепость своему царю и вознесёт помазанника Своего» (1Цар.2:8-10). Материнский восторг![]() Беспокойство покидало Иосифа, когда он видел веру Марии; он изумлялся, глядя на неё. Наверное, они с восхищением и восторгом намеревались устроить колыбель для малыша в уютной тёплой кровати. Но позже, несомненно, они узнали, что только минимум удобств и комфорта требуется для исполнения Божьего замысла. Матери полностью осматривают свое дитя при рождении: пальчики на руках и ногах, ножки, ручки, личико и т.д. Физическое совершенство новорожденного дитя, должно быть, было особым чудом для Марии, потому что она знала, что у него не было отца в обычном смысле. Некоторые полагают, что Иисус был очень похожим на мать, потому что полностью произошёл от неё, поскольку при его зарождении не участвовали отцовские хромосомы. Мария происходила от Давида, человека, бывшего по Божьему сердцу, и должна была унаследовать черты Давида. Иисус – далёкий пра-пра-…внук Давида, и это подталкивает на дальнейшие размышления о том, что, возможно, Иисус походил на этого знаменитого царя, бывшего поэтом, музыкантом, а также человеком огромной храбрости и выдающейся веры. Давайте отважимся сделать следующий шаг и предположить: не могло ли быть сходства также и в чертах лица? Эти удивительные семейные отношения и выполнение Божьей воли придают значимость всему, что мы называем Божьим предвидением; осознание того, что должно означать для Давида нести семя другого, очень далёкого человека, но очень похожего на себя и неизмеримо более великого чем сам он. Какая удивительная история! И это не только литературный шедевр. Это живая работа искусства, где художник – сам Бог. Все даже самые мелкие детали имеют свое место в этой истории. Имя города Давида – Вифлеем, например, означает «Дом хлеба», и отсюда вышел единственный человек в мире, названый, как помним, «Я –хлеб жизни». Сверкающая звезда в облаках, поющие ангелы, взволнованные пастухи, пришедшие с полей, мудрецы из дальних стран с их дорогими дарами – всего этого было достаточно, чтобы Мария с невыразимым восхищением думала об остальной своей жизни. Предполагалось, что золото, ладан, смирна предназначались молодой семье для побега в Египет. Когда им стало известно об опасности, им пришлось быстро уходить в ночь, иначе драгоценное новорожденное дитя лишилось бы жизни. У них не было времени встретиться с друзьями или собрать пожитки, которых, впрочем, было немного. Путешествие с малышом, конечно, изнурительно. Путь, в который пустилась Мария с малышом за сотни миль на осле, в незнакомую страну, без всякого понятия о назначении и возможном жилье, делают наши симпатии безграничными. Всё-таки у этой женщины вера была так же велика, как у Авраама и Моисея. «Вот мать и братья мои»С того момента, как Мария получила это известие, её жизнь изменилась. Теперь она не одна. Хотя Иисус принадлежал всему миру, он был только её, рождённый её собственным телом и родственный дух ее разуму. Нельзя сомневаться в их тесных отношениях. Для неё было высшей радостью наблюдать его физическое и умственное развитие и духовную силу. Сначала она всему учила Его, но скоро Он сам стал её учить. Ей было несколько труднее учиться. Когда ему было двенадцать, Он исчез на три дня, не спросив её, а когда, после долгих поисков, она нашла Его, Он сказал: «Или вы не знали, что мне должно быть в том, что принадлежит Отцу моему?». И однажды, когда она с братьями и сестрами пришла искать Его во время Его публичного служения, Он сказал им, что все, кто исполняют волю Бога – братья, сёстры и матери Ему. Исчезновение Иосифа из этой истории приводит к мысли, что Мария осталась вдовой, и на какое-то время Иисус стал главным кормильцем в семье. Ему, наверное, пришлось стать искусным плотником, ведь надо было помогать не только семье, но и всей деревне. Как быстро Он должен был выполнять заказы, и какую обрёл репутацию, если никогда не увиливал от всякой, даже плохой работы. Он должен был знать всё о различных сортах дерева, как их обрабатывать и соединять, и должен был любить деревья, эти прекрасные создания Бога, его Отца. И ему было известно, что в один непрекрасный день Он должен быть презренно повешен на одном из них и оставлен умирать медленной и жестокой смертью, но это не изменяло Его любви ко всем людям. Как изумительно, что Мария могла поведать Ему о семейных проблемах, зная о Его бесконечном терпении и несравненной мудрости. Мы можем больше узнать об отношениях между Марией и Иисусом из истории женитьбы в Кане. Любая семья, естественно, огорчилась бы, если бы закончилось вино, и Мария обратилась с этой проблемой к Иисусу. Он сказал ей, что Его час ещё не пришёл, и это значило, что ещё не настало время ему пролить кровь, символом чего являлось вино. Это было сказано весомей, чем можно понять, но история продолжается, заставляя прочувствовать значение слов Марии слугам: «Делайте всё, что бы Он ни сказал», демонстрируя её совершенную веру в то, что всё, что Он делает и что предлагает – всё будет правильно. Меч сквозь душу![]() Горче всего было для Марии узнать, что как раз в расцвете жизненных сил Он должен был подвергнуться языческой казни, не совершив какого-либо преступления. Сказал ли ей Иисус об этом заранее, чтобы немного подготовить её и объяснить какое благо принесёт это в последствии? Трудно представить, как она могла без предварительной подготовки выстоять у креста. Силясь понять её чувства, когда Мария видела исполосованного Иисуса, пригвождённого к дереву и поднятого на воздух, наше сознание ужасается. Вообразите, что это случилось с вашим сыном или человеком, которого вы любили больше всех в мире! Наиболее правдиво предсказал Симеон, когда он взял Иисуса, ещё ребёнка, чтобы представить его в храме: «…и тебе самой оружие пройдёт душу». Мария в то время была не одна; Библия говорит, что несколько женщин из Галилеи были там, а так же сестра Марии стояла с ней у креста. Но, несомненно, очень трогателен факт, что среди агонии Иисус думал о ней и её благополучии. Он просил Иоанна позаботиться о ней и, более того, быть сыном ей. Писание гласит: «И с этого времени ученик сей взял её к себе». Об этом говорится только в Евангелии от Иоанна. Как Лука подробно рассказывает о рождении, потому что сам был врач, так Иоанн рассказывает о Марии, потому что сам был тем человеком, который взял ее к себе. Это небольшое упоминание, всего несколько слов, возможно сказанных шёпотом и услышанных только несколькими людьми, но мы благодарны Иоанну за то, что он сообщает нам это. Это проливает некоторый свет на домашнюю жизнь Марии и об отношениях между Иисусом, Иоанном и Марией. Другие дети Марии, надо полагать, к этому времени уже выросли; ведь Иисусу было уже около тридцати. Некоторые полагают, что другой сын Марии, Иаков, был преданным учеником, но этот маленький эпизод показывает, что Мария была к нему не так близка, как к Иоанну, к которому она ушла жить. Из Писания можно понять, что таково было желание Иисуса, и без сомнения Мария могла понять это. Какой прекрасный повод для размышления, повод думать о матери Христа, собирающей свои вещи, чтобы пойти жить к самому дорогому другу Христа. Думать о том, как они вместе утешают и помогают друг другу в последующие годы. Источник силы ИисусаЕсть в жизни Иисуса три момента, которым мы можем порадоваться. Первое – прекрасное окружение Галилеи в Его ранние годы служения. Это такое место, откуда Он черпал реальные силы, когда молился ночью, что Он часто делал. Во-вторых, у него был Иоанн. Иисус понимал толк в людях. Он нёс в жестокий, грубый мир свет правды и реализма, чего придерживаемся и мы. И надо было иметь огромную силу и благородство, чтобы всё вынести и после этого ещё хотеть умереть во спасение человечества от последствий его греха. Иоанна, который был приятным молодым человеком, Он действительно любил. В этом ещё одно сходство Иисуса с Давидом, у которого тоже был дорогой любимый друг с похожим именем Ионафан. В-третьих, у него всегда была мать. Большинству людей приходится терять своих матерей, и мир после этого кажется холоднее. Но через какие бы испытания ни случалось Ему пройти, Он всегда мог вернуться назад к ней и найти сочувствие в её лице. И в конце, когда все покинули Иисуса, боясь за свою жизнь, Иоанн стоял у креста вместе с Его матерью и нашёл силы наблюдать всё это до самого конца. После воскрешенияЕвангельские Писания различаются в появлении Иисуса после воскрешения отдельным ученикам и группам, но ничего не сказано о появлении его перед матерью, возможно потому, что это слишком личное, чтобы обнародовать. Нам будет достаточно сложно понять её чувства, так как в мировой истории ещё никто не был в подобной ситуации: увидеть Его живым и здоровым после мучительной боли от пыток и после смерти; увидеть самого первого человека, наполненного вечной жизнью, увидеть исполненным многовековое обетование Бога, знать, что Он сам победил смерть, ужасного врага человечества, знать, что страдания и борьба за все годы, с того момента, как было задумано это обетование, увенчались славной и совершенной победой, которая должна охватить весь мир и сделать возможной вечную жизнь для всех людей и везде – это не под силу воображению. Но даже краем сознания поняв, на что это может быть похоже, мы поднимаемся над нашей посредственной жизнью и это дает нам неописуемо-богатую пищу для размышления. Ошибочные идеиНекоторые из самых лучших полотен и самых лучших музыкальных произведений возникли благодаря людским попыткам обрисовать Марию и её чувства. Печально, но многие из них базируются на ошибке, и люди разрушили правду того, чем они хотели восхищаться и почитать, сделав Марию чем-то вроде богини. Согласно католической традиции Мария вышла замуж за престарелого Иосифа, имевшего семью от прежнего брака, и что Мария оставалась девственницей всю жизнь. Это не согласуется с Писанием, которое говорит, что Иосиф «не знал её до того, как она родила своего первенца», и упоминает о братьях и сёстрах Иисуса. Когда Мария умирала, наверное, она была окружена детьми и внуками. И Иисус был рядом с ней в последние годы её жизни. Перед своим вознесением Он сказал ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века», и это особенно правдиво по отношению к Его матери. Люди часто чувствуют, будто те, кого они любили и потеряли, всё ещё с ними. Но в случае Марии это правда, потому что её сын был действительно жив и всемогущ, способен полностью войти в её думы и дать реальное руководство и силу в любых случаях. Мы знаем, что сейчас Мария не больше, чем пригоршня палестинской пыли. Мы также знаем, что Бог воссоздаст её при воскрешении. И это новый поворот в истории, в котором примем участие и мы. Эта мысль переполняет душу, ведь однажды мы будем иметь возможность встретить Марию! Мы можем даже ещё глубже быть вовлечены в эти события. Помните о том случае, когда мать, братья и сёстры искали Его. Иисус сказал: «…кто будет исполнять волю Отца моего, тот мне брат и сестра и матерь». Но это не значит, что он менее любил Марию и своих собственных братьев и сестёр, чем нормальный человек: это скорее значит, что Он способен был не меньше любить каждого с теми же чувствами, которые он испытывал к своей дорогой и любимой матери. Если мы хотим искренне служить Богу, мы должны быть тесно связаны содружеством совершенной семьи, чья близость и крепкая любовь друг к другу и к Отцу должна превосходить всё остальное на земле. Вот почему мы должны правдиво сказать: «Нам сын рождён, нам дитя дано». Вот почему ни при каких обстоятельствах нашего смертного существования ни кто из нас не считается бездетным, без братьев или безотцовщиной. Иисус должен быть всем этим для нас: он есть Эммануил – «Бог с нами». И для нас очень важно понимать это. Мы знаем, что мы не достойны Его, такие мелкие создания, какими мы себя знаем, но Мария уже верно выразила наши чувства за нас: «Он призрел даже низших из своих творений». Каждый из нас ощущает чувство невыразимой благодарности за то, что Он снизошёл, чтобы включить нас в это великое чудо. |
|