Христадельфиане - официальный сайт
Гофолия

Сказано, что характер и личность детей на 75% зависят от наследственности и на 25% от окружающей обстановки. Если так, то случай с Гофолией, которая описывается в Библии как «безнравственная женщина», зависит полностью от обоих факторов.

Она происходит из дома Амврия, отца Ахава, из наиболее безнравственных царей Израиля, а её мать Иезавель - пресловутая злобная женщина. На Гофолию влияли и наследственность, и окружение; живя с такими неправедными родителями, она была свидетельницей ежедневных поклонений идолам и пренебрежения всему тому, что Бог положил для поклонения. Сколько иронии в её имени, ведь Гофолия означает «Велик Яхве».

Первый раз в Писаниях мы встречаемся с ней в 4Цар.8:16,18: «В пятый год Иорама, сына Ахавова, царя израильского, за Иософатом, царём Иудейским, воцарился Иорам, сын Иософатов, царь иудейский... и ходил путём царей израильских, как поступал дом Ахавов, потому что дочь Ахава Гофолия была женою его». Мы знаем, что Иосафат, царь Иудеи, был добрым царём и ходил согласно Божьим заветам, как мы читаем о том в 2Пар.20:31,32. Но он плохо поступил, когда женил своего сына на Гофолии, дочери нечестивой пары – Ахава и Иезавели. Может быть в характере Иосафата проявилась некоторая слабость. У него было семь сыновей, и самый старший Иорам, наследник царства иудейского, который женился на Гофолии. Когда его отец умер, он убил всех своих братьев. И в этом, как отмечают историки, сказалось влияние его жены. Со стороны Иосафата было ужасной ошибкой заключить союз с домом Ахава, и это является предупреждением на все века об опасности «преклонятся под чужое ярмо».

В своей книге «Понимание библейских совпадений» (Understanding Scriptual Coinsidances, I.I.Blunt) Блант говорит следующее: «На самом деле, мы видим исключительное сходство Гофолии с её матерью: та же жажда крови, та же жажда власти в государстве ли, в хозяйстве, то же неженственное влияние на царя, своего мужа. Иезавель установила Ваала в Израиле, Гофолия – в Иудее, горький источник бесчисленных несчастий, которые хлынули на оба их царства, подготовляя в одном из них Салманассара, а в другом – Навуходоносора».

Скорое возмездие

Но Бог не замедлил воздать наказание Иораму. «И пришло письмо ему от Илии пророка, в котором было сказано: «Так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего; за то, что ты не пошёл путями Иосафата, отца твоего… а пошёл путём царей израильских и ввёл в блуждение Иудею и жителей Иерусалима, как вводил в блуд дом Ахавов, ещё же и братьев твоих, которые лучше тебя, ты умертвил, за то вот Господь поразит поражением великим народ твой, и сыновей твоих, и жён твоих, и всё имущество твоё. Тебя же самого – болезнью сильною, болезнью внутренностей твоих…» (2Пар.21:12-15). И как мы читаем в последующих стихах, всё это вскоре произошло; филистимляне, арабы и эфиопы пришли и захватили в плен всех его сыновей, за исключением младшего, и забрали всё его имущество, а сам он умер. В этой главе есть страшная фраза (ст.20): «…и отошёл неоплаканный».

В это время Охозии, сыну Иорама, было двадцать два года и он был под сильным влиянием своей матери Гофолии. Мы знаем, что Божье слово никогда не нарушается, а Он обещал отомстить за кровь Навата и многих других, уничтожив полностью дом Ахава и Иезавели. Мы знаем, что Бог избрал Ииуя быть царём Израиля, чтобы исполнить это обещание. Примечательно, что Охозия внял советам матери: «Он так же ходил путями дома Ахавова, потому что мать его была советчицей ему (2Пар.22:3). Его погубило то, что он пошёл на войну с сыном Ахава, который был ранен в битве.

Далее в Писании: «И было определено Богом, что падение Охозии случится, когда он навестит Иорама». Ииуй встретил князей Иудейских, когда расправлялся с домом Ахава, и убил их. Потом он отыскал Охозию и убил его. Охозия окончил правление, процарствовав только год.

Властный узурпатор

Когда Гофолия узнала, что её сын и её брат умерли, «Она поднялась, чтобы уничтожить всю царскую линию Иудеи». Она направила свои старания на истребление всей семьи, чтоб некому было стать царём, стала узурпатором, пытаясь забрать всю власть в свои руки. Без сомнения она лелеяла мысль поставить храм Ваалу в Иудее, как это сделали её мать и отец в Израиле. Вот только один пример её царского правления в Иудее или Израиле. Ис.3:12 говорит: «Притеснители народа моего – дети, и женщины господствуют над ним. Народ мой! Вожди твои вводят тебя в заблуждение, и путь стезей испортили». Но, как всегда, Бог следил за своим народом и Иосавеф, сестра Охозии, взяла маленького Иоаса и спрятала его вместе с кормилицей в Божьем доме, в постельной комнате (возможно эта комната прежде использовалась священниками) и Гофолия не нашла его. Иосавеф была женой Иодая, Божьего священника; они тайно содержали царского сына около шести лет.

Убийство Гофолии

Тем временем Гофолия поддерживала храм Ваала и употребила на это всё священное из «Божьего Дома» (2Пар.24:7). Потом Иодай постарался организовать священников из каждой части Иудеи и надёжных служак из военных. Им показали молодого царя, которому теперь было уже семь лет. Иодай заключил соглашение со священниками и воинами и вместе они составили стратегический план короновать царя и покарать Гофолию. Всё было окружено величайшей тайной, и однажды в субботу каждый воин и священник занял своё назначенное место в храме, окружив царя. Иодай поместил корону на его голову, и все зарукоплескали и закричали: «Боже, храни царя!» Услышав крик, Гофолия пришла к храму Господа. Она взглянула и увидела царя, стоящего у колонны, и князей, и трубачей возле него. Весь народ страны радовался, и торжественно звучали трубы. Гофолия разорвала свои одежды и закричала: «Измена! Измена!». Это был драматический момент! Священник Иодай приказал начальнику войска и его солдатам вывести её вон из храма и его территории и убить. Таков был конец неправедной женщины Гофолии.

«И заключил Иодай завет между Господом и между царём и народом, чтоб он был народом Господним» (4Цар.11:17). И вошли они в дом Ваала и разрушили его, и жертвенники его, и истуканов его сокрушили. А Иоас, под влиянием священника Иодая был праведным царём до самой смерти Иодая, но потом обратился к поклонению идолам, и даже велел предать смерти Захарию, сына Иодая, показав таким образом великую неблагодарность.

Мы начали эту главу с предположения, что на человека наследственность оказывает большее влияние, чем окружающая среда. Иоас имел плохую наследственность со стороны матери, деда и бабки; потом он был около тридцати трёх лет под благотворным влиянием Иодая и его жены, но потом всё-таки сказалось зловредное влияние его матери.

Попытки уничтожить семя

При изучении Слова Божьего мы всегда можем извлечь урок для себя. На всех страницах Писания нам говорится о мужчинах и женщинах, которые служили собственным интересам в полном противоречии с тем, что предписывает Бог. В рассмотренных главах из 4Цар. и 2Пар. мы видели, как в трёх случаях царская линия от Давида до Иисуса почти исчезала: сперва Иорам убивает всех своих братьев, во втором случае Ииуй убил сорок два брата Охозии и самого Охозию, в третьем – Гофолия убила всех детей из царского семени, исключая маленького Иоаса. Но Бог управлял бесславной Гофолией, как и обещал: «…не хотел Господь погубить дома Давидова ради завета, который заключил с Давидом, и потому что обещал дать ему светильник и сыновьям его на все времена» (2Пар.21:7). Как близко к исчезновению был этот светильник в руках Гофолии.

Интересно, что в течение истории Израиля, с разрывом примерно в восемьсот лет между каждым случаем, преступное детоубийство практиковалось в попытках помешать Божьему замыслу. Моисей, который вывел израильтян из Египта, был спасён вопреки указу фараона. Иоас был спасён Иосавефой от Гофолии; и Господь Иисус был спасён от Иродовой бойни невинных младенцев благодаря тому, что Бог предупредил (родителей) во сне бежать в Египет.

Рука Бога проявляется различными путями: добром для тех, кто любит и боится Его, и карой для тех, кто обманывает и пренебрегает Им. Для Гофолии не было пощады. Божья рука помощи все еще протянута ко всему человечеству; число искупленных еще не полно, и мы должны ощущать в наши дни обязанность трудиться для Господа и терпеливо ждать прихода Иисуса. И одно из поприщ, на котором мы можем это осуществлять, – воспитание наших детей в мудрости и праведности, чтобы у них была и хорошая наследственность, и хорошая окружающая среда. Очень важно для нас, как братьев и сестёр во Христе, создавать в наших домах атмосферу любви и заботы, и пока наши дети пребывают в наиболее впечатлительном возрасте находить время что-то им объяснить или ответить на их вопросы. Женщины проводят больше времени со своими детьми, чем отцы семейства. Поэтому, мы, матери, должны пропитать всю нашу жизнь Словом Божьим, дабы под его влиянием наши дети могли расти в милости, благодати и страхе Божьем.

К содержанию…