Библейские курсы Литература Журнал «Добрые Вести» Статьи Гимны Новости Форум |
История Лии, описанная в Бытие, открывает нам образ трагический и трогательный. Но и она не стоит особняком среди женщин. Всегда были и есть простые, нелюбимые, на вид бесталантные, непривлекательные, раздраженные и болезненно застенчивые женщины. Есть они и среди нас, и они страдают в присутствии своих более талантливых и привлекательных сестёр. Но они тоже могут найти утешение и силы, и даже триумф, подобно Лии, в заключительном шаге, становясь, как и она, в один ряд с Христом. Однако посмотрим на Лию сначала, как на женщину. Возможно, изучив её, мы сможем не только обрести более ясное представление о Лии, но и о нас самих, о наших братьях и сестрах, особенно тех, кто меньше благословен, чем мы сами. Во многих главах этой книги мы оцениваем красоту, скрытую в названиях и именах. Особенное значение приобретает совершенство Божьего замысла, проявленного в именах мужчин и женщин Библии. Её изучение воздается нам стократ в духовном совершенствовании и ободрении. Имя Лии вначале вызывает у нас удивление. Оно означает «усталая». Сейчас такое имя для малыша нам покажется очень странным. Большинство из нас знают радость, которую приносит новорожденный малыш своим родителям. Иногда по поводу его имени проходят долгие дискуссии, и когда имя, наконец, выбрано, то это, конечно, самое притягательное для родителей и самое подходящее для малыша имя. Мы видим, что в Писании многие имена и красивы и значительны. Но «усталая»?! Очень хотелось бы знать, что лежит за выбором этого имени Лаваном и его женой. Мы не имеем каких-либо ясных указаний в повествовании на этот счёт, но может оказаться небесполезным поразмыслить о некоторых возможных причинах. Дети женского пола в те дни не пользовались особым вниманием. Они были чем-то вроде движимого имущества, полезным для прядения и ткачества, чтобы кормить и прислуживать мужчинам, доставлять своим мужьям удовольствие и рожать детей. Что действительно хотел мужчина в то время, так это множество сынов. Самым страстным желанием жены было иметь сына. Она должна была очень гордиться и, без сомнения, её очень ценили, если она рожала их в изобилии. Это была и надежда, и забота о семени, которое должно предстать перед Богом для спасения человечества. Очевидно, что Лаван не мог не знать о слове Божьем. Так же очевидно, что он любил богатство и власть над другими. И конечно, он очень надеялся иметь сыновей. Может ли это объяснить, почему это дитя было скучным? Была ли Лия первым ребёнком? С начала этой истории нет упоминания о сыновьях. Известно только, что Лаван имел двух дочерей. В Быт.29:6 (в «Authorised Version» и «Revised Standard Version») Лия упоминается как первенец. Так переведено здесь еврейское слово, нормально используемое для выражения «первый ребенок» в отличие от просто «старший». Там же, в Быт.29:4, когда Иаков приходит к колодцу и встречает там собравшихся пастухов, он приветствует их, как братьев, другими словами как мужчин. Но Лавановы овцы пригнаны к водопою Рахилью, дочерью Лавана. Так же и на свадьбе нет упоминания о сыновьях, сказано только «Лаван созвал всех людей того места и сделал пир». Это маленькое само по себе замечание наводит на размышление. Первое упоминание о сыновьях встречается в Быт.31:1, когда Иаков отслужил Лавану около двадцати лет. Сыновья жаловались, что Иаков уменьшил богатство их отца, и их наследство, в то время как сам обогатился. Духовная усталостьВ то время Лие вероятно было около сорока лет, так что возможно она и в самом деле была первым ребенком – глубокое разочарование для матери, утомленной после такого напряжения. Вероятно, женщина утомилась телом и почувствовала себя вдвойне утомлённой духом, увидев, что рождённое дитя – девочка. В Писании есть примеры, когда имя даёт мать. Например, Рахиль назвала своего второго сына Бенони («сын моей судьбы»), но Иаков изменил его имя на Вениамин («сын моей правой руки»). Однако имя Лии никто не изменял. Оно говорит об усталости. Это слово связано так же и со словом «труд», таким образом подчеркивая разочарование после трудных родов. Не очень, мягко говоря, благоприятное начало, и вся её жизнь, кажется, пошла в соответствии с этим направлением. Общее впечатление, получаемое от чтения её истории – это жизнь в утомительном труде после тщетных надежд и смирения со своим положением. Выражаясь современным языком, можно сказать, что она была «рождена проигрывать». Таких людей много вокруг нас и в нашей жизни, и современный ребенок учится понимать, что эта фраза (или слово) может быть буквально правдой. Смеем надеяться, что это краткое отступление здесь не так уж неуместно и не мешает предмету изучения. Причина и следствиеПосле второй мировой войны воспитатели-психологи предприняли интенсивное изучение условий жизни детей, которые обращались за диагнозом или лечением. Что бы мы ни думали об их советах или их методах лечения расстройств у детей, по крайней мере, некоторые из их заключений в самом деле интересны и могут быть уместны в нашем изучении. Из тысяч изученных случаев картина причин и следствий укладывается в две схемы. Во-первых, есть твердо определённые связи между стрессами и симптомами, которые проявляются даже и у детей из совершенно счастливых, любящих и нормальных семей и трудными родами. Во-вторых, есть связь между физической и эмоциональной незрелостью или болезнями человека с психическим состоянием матери, вынашивающей его, например, мысли о нежелательности беременности, и отношением к нему в раннем его младенчестве. Но может сказаться и наличие большого горя у матери или многих неприятностей, которые были в семье время от времени. Когда беспокойство прошло, трудное рождение забыто, или прежняя боль вытесняется любовью, этот ребенок продолжает вызывать в сознании глубоко засевшее горе. Внешние признаки многочисленны и различны и их ряд не определён: молчаливое отчуждение как одна крайность, или бурная агрессия как другая. Доказательств таких случаев «причины и следствия» так много, что первое, о чём спрашивают специалисты в таких случаях: «Трудные ли были роды?» или «Это был желанный ребенок?»; «Не было ли какого разочарования или обиды после родов?» или «Не было ли каких серьезных проблем или напряжений во время беременности и в раннем младенчестве?» Конечно, это только очень краткое обозрение очень большой темы. Однако оно позволяет посмотреть в этом отношении на Лию и её страдания по обоим схемам. Росла ли она непривлекательной и отчужденной с глубоким чувством отверженности? В Симфонии выражение «слаба глазами» переведено также «робкий, пугливый». Во всяком случае эта дочь, названая её родителями «усталая», выросла робкой и пугливой, и это основная характеристика, данная нам при знакомстве с ней. В невыгодном положенииС первого нашего знакомства в повествовании с Лией она предстаёт перед нами в невыгодном положении. Проводится прямое сравнение Лии с её младшей сестрой Рахилью. Сравнение, без сомненья, показывает её нам в негативном свете. Быт.29:17 – «Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицом». В этом стихе союз «а» дает нам небольшой намек. В переводе “Тhe Revised Standard Version” говорится: «Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива и приятна». Обе эти фразы не дают нам реального и чёткого ощущения сравнения, не показывают достаточно ясного контраста. “The Jerusalem Bible” описывает этих девушек несколько живее: «Лаван имел двух дочерей; старшая звалась Лия (тоска), а младшая Рахиль (овечка). В глазах Лии не было ни искорки, а Рахиль была хорошо сложена и красива». Вот они стоят перед нами – полный контраст. Робкая, медлительная и слишком застенчивая, чтобы выйти вперед – одна, и другая – живая, изумительная красавица, полная очарования, весёлая и самоуверенная. Такие контрасты можно видеть и сегодня. Вы их встречаете в семьях, воскресных школах, экклесиях. Они не стеснены родными сестрами, как в первом случае, ни женщинами вообще. С такими типами девушек мы все знакомы. В одной из них мы даже можем узнать себя. И в этом контрасте есть что-то невыразимо печальное. Это «что-то» всегда навевает сердечную боль. Год за годом это различие, должно быть, въедалось в сознание Лии. Вряд ли кто сумеет понять её горечь, если сам не вытерпел столько же унижения и отвержения. Ясно, что Лии недоставало природного очарования, и это доставляло ей боль. Красота Рахили, манеры и живость её подкупали каждого, и Иаков быстро «сдался». Бедная Лия никого не могла очаровать. Понятно, что к моменту появления Иакова она уже давно была на выданье, но и Рахиль была уже достаточно взрослой, чтобы влюбиться. Лаван заключил с Иаковом контракт, что Иаков отслужит ему за Рахиль семь лет. А поскольку у них не было в обычае выдавать младшую дочь раньше старшей, то Лаван надеялся за этот срок найти подходящую пару для Лии. Итак, Иакову пришлось работать семь лет за Рахиль. Они пролетели для него как несколько дней, потому что он любил её. Но к концу этого срока Лия всё ещё была не замужем. Поступок Лавана, как это записано в Быт.29:23,25, говорит о его привычке использовать людей и события в своих целях. «Вечером же взял дочь свою Лию и ввёл её к нему; и вошёл к ней Иаков… утром же оказалось, что это Лия». Любопытно, как это Иаков так легко обманулся. Но вспомним, что вино всегда присутствует в свадебных угощениях, а Лаван, вероятно, заинтересованно следил за количеством выпитого Иаковом. Будь Иаков более трезвым, вряд ли его удалось бы обмануть так легко. Большинство из нас подумают: как Иаков чувствовал себя после этого? После семи лет тяжёлой работы, лишений и ожидания этот обман должен был нанести ему душевную травму. С каждым годом Рахиль расцветала, превращаясь из юной девушки уже «прекрасной и приятной» в более притягательную и желанную молодую женщину. Мы можем представить себе его радость и счастливое предвкушение ночью и ужасное изумление и ярость на рассвете. Наверное, он испытал шок, замешательство, разочарование и унижение, и почувствовал как непреодолимый барьер встал между ними на весь остаток жизни, не всегда осознаваемый, может быть, но на самом глубочайшем уровне чувств. Унижение и стыдХотелось бы нам знать, что чувствовала Лия? Девушки в те дни делали то, что диктовали их отцы, особенно те, кто не способен был привлечь подходящего поклонника. Возможно и она полюбила Иакова за эти семь лет. Завидовала ли она Рахили и жаждала ли быть на её месте? Лелеяла ли она романтическую надежду, что всё будет хорошо? Если так, то тем более она должна была быть ранена внезапным изменением чувств Иакова поутру. Как чувствовало себя это робкое застенчивое существо, получив полное проявление любви, предназначенное её общительной сестре? Как много пришлось ей выстрадать из-за Рахили! Надо вспомнить, что своего замужества с Иаковом Рахили пришлось ждать семь лет. Она, должно быть, волновалась и была в счастливом ожидании последние месяцы, недели, дни – до самого последнего момента. Ловким и хитрым обманом Лаван разрушил её надежды. Обе девушки должны были глубоко страдать от затеи Лавана, а он, сбыв с рук сразу двух дочерей, ещё на семь лет получил бесплатного работника. Наверное, в ту ночь было пролито много слёз. Для Лии это было только началом. Унижение Лии могло бы окончиться, когда Иаков получил, наконец, жену, которую он действительно хотел. Но его неудержимая радость и триумф Рахили наполнили чашу страданий Лии до краёв. Ведь все в их доме стали свидетелями пренебрежения к ней. Сколько улыбок и смешков, сколько щекотливых шуточек отпускалось служанками за её спиной! Или жалости. Что для некоторых людей является самым худшим. Нет счастливого концаСчастливого конца для Лии не должно было быть. Её жизнь продолжала течь по тому же руслу, как мы видели в начале:
Но муж так и не полюбил ее. Есть очень познавательный отрывок в Быт.30:14-16. Рахиль тоже знала, как нелюбима Лия, но она без колебаний заявилась к ней, чтобы попросить мандрагоровых яблок Рувима. Ответ Лии даёт понять, как глубоко она переживает несправедливость: «Мало тебе завладеть мужем моим, ты домогаешься и мандрагоров сына моего?» И ответ Рахили на это очень точно определяет их отношения: «Так пусть он ляжет эту ночь с тобою за мандрагоры сына твоего». Тут нет сомнения в том, кто держит верх, и где Иаков обычно проводит ночи. Далее, в стихе 16, Лия сказала ему, что он «куплен» за цену нескольких мандрагоров. Нет сомнения, что Иаков на этот раз был к ней более внимателен. Возможно, он был даже нежен и заботлив. Но Лия жаждала душой и сердцем настоящего замужества; замужества, которое обходило её всю отпущенную ей жизнь. Список её унижений продолжался. Когда они отправились на встречу с Исавом, Рахили и Иосифу было определено самое безопасное место, прикрываемое Лией и её детьми. Ей довелось дожить и увидеть, что её дочь обесчещена Сихемом. Несомненно, она видела гнев Иакова на её сыновей Симеона и Левия за их нападение на жителей Сихема. Её дочь обесчещена, её сыновья опозорены убийством. И ещё она должна видеть и выносить пылкую любовь Иакова к Рахили – её сестра опять носила в себе ребенка! Смерть Рахили не принесла облегчения Лии. Иаков сосредоточил свою любовь на Иосифе и Вениамине – сыновьях Рахили. В таких условиях мало что могло вызвать «искру в глазах». Её похоронили в пещере Махпела с Авраамом и Саррой, с Исааком и Ревеккой, с Иаковом, наконец. Но, конечно, ей не было известно об этом конечном знаке почестей и отличий. Если бы всё так и осталось, это был бы действительно печальный конец. Но фактически это было только начало; начало племени Иуды (её четвёртого сына). Как бы там ни было, Лия никогда не забывала Бога. Несмотря на испытания и пренебрежение, несмотря на пустячные каждодневные ссоры и огорчения, она всегда поверяла свои мысли Богу. Она изливала свои мысли, надежды, несчастья и верила, что Бог видит её. И понимает, и жалеет – да! и любит её. Она благодарила Его за детей (источник её утешений в ранние дни), зная, что Бог видит, как она нелюбима. Мы тоже в этом можем найти утешение. Бог знает, что мы можем быть мелочными, ревнивыми, сварливыми и с тысячью других недостатков. Он знает, что мы иногда бунтуем и чувствуем горечь разочарований. Он знал это о Лии; ведь когда родился её четвёртый сын, она дала ему имя Иуда, сказав: «Теперь-то я восхвалю Господа». И Он принял её хвалу в полном смысле. Из племени Иуды пришло наше спасение – Иисус Христос. В Нём – воплощение совершенной хвалы: через Иакова от Лии, нелюбимой, усталой. Обсудив жизнь Лии, простой, нелюбимой, ревнивой, с горькой судьбой, но всё же надеющейся, мы можем поразмышлять о её духовном значении. Каждый из нас идёт своим путём, расширяя свой духовный мир. Невозможно знать всё, объять необъятное. Это изучение предпринято прежде всего для того, чтобы показать внутренний мир Лии и её сестёр, расширить наше знание о них и увеличить наше сострадание. И ещё одна, последняя мысль, предлагаемая для пользы учения. «Лия» – значит быть усталой, слабой. На самом деле, это имя очень даже подходящее. Была ли она прототипом всех святых? «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя моё легко» (Мф.11:28-30). |
|