Христадельфиане - официальный сайт
Сарра и Авраам

Сара была очень красива, но ей было уже шестьдесят пять лет, а детей у неё не было. Для женщины, чей жизненный путь длился более ста лет, шестьдесят пять лет было, вероятно, не более чем серединой возраста. Сара была замужем уже много лет, и в мире, где успешность замужества определялась числом сынов, её бездетное бытие вызывало глубокое сожаление, но изменений не предвиделось.

За несколько лет до этого семья Фарры – сын Аврам, невестка Сара и внук Лот – мигрировали из комфортной, но извращенной жизни халдейского города Ура и поселились в Харране. Когда Фарра умер, Аврам, повинуясь Божьему повелению, покинул Харран и пошел «не зная куда». С ним пошли Сара и Лот в сопровождении слуг, в основном пастухов, – ведь Аврам был богат, и у него было много овец и разного скота.

Они пришли в страну Ханаан, медленно продвигаясь к югу с севера. И Господь, явившись Авраму, сказал: «Потомству твоему отдам Я землю сию». Но некоторое время спустя в Ханаанских землях случился сильный голод. Самым доступным убежищем была плодородная земля Египта, и Аврам с его окружением направились туда. Когда они приближались к египетской границе, Аврам стал страшиться за себя. Сара была красива, а египтяне – народ распущенный, а их фараон всемогущ. Ему казалось вероятным, что его убьют из-за жены, и он велел ей сказать, что она не жена ему, а сестра. Кажется странным, что человек, чья вера в Божье обещание никогда не колебалась, мог страшиться за свою жизнь, словно нарушение обещаний когда-либо имело место (хотя на самом деле это было отчасти правдой, так как Сара была ему наполовину сестрой). Зная нравы и обычаи хананеев, он и ко всем иноземцам относился с недоверием.

Для его страхов были основания, так как египтяне, видя красоту Сары, сказали о ней фараону, который взял её в свой гарем и вознаградил Аврама слугами и скотом. Как чувствовала себя Сара, мы не знаем, но, помня уговор, она утверждала, что она – сестра Аврама и оставалась в гареме, пока не вмешался Бог. Перед тем, как фараон смог принять её, как жену, бедствие постигло его самого и его хозяйство, сорвав таким образом его намерения. Скорее всего, Сару спросили, и она сама открыла правду. Во всяком случае, узнав правду, фараон вернул Сару её мужу и отпустил их. И теперь, став богаче, чем прежде, Аврам и Сара с Лотом возвратились в Ханаан. Среди вновь приобретенных рабов была молодая египтянка Агарь, которая стала личной служанкой Сары.

Сын Агари

Мы пропускаем несколько лет. Сара, без сомнения, это время провела, занимаясь прядением, ткачеством и наблюдая своё очень обширное хозяйство. Детей всё не было, и каждый уходящий год, казалось, делал обещание всё менее выполнимым. Бог уверял Аврама, что он станет отцом бесчисленного потомства, но Он не сказал, что Сара будет их матерью, и Сара, проявляя нетерпение, забеспокоилась. Поэтому она отдала свою служанку Агарь в наложницы Авраму, сказав: «Может быть, я буду иметь детей от неё». Это было согласно с обычаями того времени. В таких случаях жена имела право считать своими детей своей служанки.

Но Агарь, почувствовав беременность, стала дерзкой и ясно дала понять, что презирает хозяйку за её бездетность. Это было оскорбительно для Сары, и она пожаловалась Авраму. И хотя это была её собственная идея, она сурово обвинила его за дерзость Агари. Возможно, она хотела упрекнуть его за то, что он не наказал Агарь. Аврам предоставил Саре поступить с Агарью, как ей заблагорассудится. В таких случаях служанка не могла быть продана, но с ней могли обращаться грубо и лишить привилегий, как будущую мать детей своей хозяйки. Некоторое время Агарь терпела это, но потом сбежала. Обращались ли с ней менее сурово, когда она вернулась – мы не знаем. Без сомнения, если бы Агарь вела себя смиренно, как ей наказал Ангел, у нее было бы  мало причин жаловаться на обхождение (Быт.16:16; 17:1).

Прошло тринадцать лет после рождения Измаила, сына Агари, когда Бог появился перед Аврамом, повторив Своё обещание, и сделал ему наказ об обрезании, а также изменил его имя на «Авраам» («Отец множества»). В то же самое время и Сара была названа иначе. Бог изменил её имя на «Сарра» («Княгиня») и сказал: «Я благословлю её и дам тебе от неё сына; благословлю её, и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё». Тогда Авраам пал лицом вниз и улыбнулся. Была ли это улыбка недоверия, или улыбка изумления и радости? Но нам сказано, что он «не поколебался в обетовании Божием неверием» (Рим.4:20), вероятно, все-таки это была улыбка радости, на которую ссылается великий потомок, когда он сказал: «Авраам… рад был увидеть день Мой» (Ин.8:56). Но Авраам позаботился, чтобы и Измаил также был включен в наследие после того, как появится новый наследник. И Бог уверил его, что Измаил также будет благословлен, но «завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра».

Есть ли что трудное для Господа?

Сарра подслушивает разговор

Вскоре после этого три странника пришли в лагерь Мамре. Авраам с восточным гостеприимством поспешил приготовить еду для них, Сарра же сделала пресные хлебы. Они сидели в тени дубов и ели, а Авраам стоял подле них под деревом, готовый услужить им. Сарра в это время оставалась под тентом. Услышав, как гости упомянули её имя, она внимательно прислушалась, и была удивлена, когда они сказали: «И будет сын у Сарры, жены твоей». Женщина в девяносто лет, с давно прошедшей менопаузой, принесет сына! Абсурд! Сарра рассмеялась про себя, подумав: «Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? И господин мой стар». Наверно, принимая путников за обычных мужчин, она подумала, что слова эти были простой вежливостью. Учтивость не позволяла ей засмеяться громко, поэтому она встревожилась, когда один пришелец сказал: «Отчего это рассмеялась Сарра?.. Есть ли что трудное для Господа?» Она поспешно спрятала улыбку, но он сказал: «Нет, ты рассмеялась». И тут её осенило, что это были не простые странники, и вера, восторжествовав над неверием, дала ей «силу к принятию семени… ибо знала, что верен Обещавший» (Евр.11:11).

Интересно отметить, что это единственный случай, когда Сарра назвала Авраама господином, когда мысленно говорила сама с собой. Апостол Петр, убеждая жен быть покорными своим мужьям, после примеров «святых женщин, веривших в Бога», добавляет: «Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином; вы – дети её, если делаете добро» (1Пет.3:6). Покорная, конечно, но не раба!

После этого Авраам двинулся к югу, может, в поисках свежих пастбищ для своих стад, а, может быть, ему было не по себе оставаться там, где всё напоминало ему об ужасной судьбе Содома и Гоморры. Он пришел в Герар. Снова Авраам с Саррой объявили себя братом и сестрой, и в результате Авимелех (так звали филистимского царя) взял её себе. Сейчас вряд ли кто сможет предположить, что старая женщина может быть настолько привлекательной, чтоб ожидать опасности, но Сарра после визита Ангелов помолодела и выглядела так же, какой её взял фараон двадцать пять лет тому назад. И снова вмешался Бог. Он не только отвратил Авимелеха от намерения обесчестить Сарру (очевидно, наслав на него какое-то недомогание), но и, явившись ему во сне, предупредил его, что Сарра – замужняя женщина, и что он будет умерщвлен, если не возвратит её мужу. Авраам ошибался, думая, что «здесь нет страха Божьего» – Авимелех оказался человеком чести. Рано утром он послал за Авраамом и, упрекнув его за обман, дал ему в подарок овец, скота и рабов, принятие которых означало, что признано целомудрие Сарры, и что обида прощена. А Сарре он сказал с вежливой улыбкой: «Вот, я дал брату твоему тысячу сиклей серебра; вот, это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобой» (Быт.20:16). После этого Авраам взмолился Богу, и Бог излечил Авимелеха и его гарем.

Обещанный сын

Пришло время, и у Сарры родился сын, которого назвали Исааком («улыбаться, смеяться»), как этому научил Авраама Бог. «Смешное сотворил со мной Бог; кто ни услышит обо мне, будет смеяться» – сказала Сарра, и её улыбка выражала искреннее восхищение. В возрасте двух или трех лет Исаак был отнят от груди, и по этому случаю был устроен большой праздник.

Но среди общего веселья были двое, кто не радовался – Агарь и Измаил, которому было уже 16 или 17 лет. Агарь не могла больше похвастать, что она – мать единственного сына Авраама, а Измаил не мог считать себя единственным наследником. И увидела бдительная Сарра, что Измаил насмехается над её сыном (Быт.21:9). Это кажется довольно безобидным, но вспомним Павла, который упоминал, что Измаил преследовал Исаака (Гал.4:29). Его поведение должно было казаться, по меньшей мере, провокационным.

«Прогони эту рабыню с сыном, – сказала она Аврааму, – сын этой рабыни не будет делить наследство с моим сыном Исааком». Авраам огорчился – ведь Измаил, кроме всего, был и его сыном, но Бог велел ему поступить так, как сказала Сарра.

Так Агарь и Измаил были изгнаны. Больше мы ничего не прочтем в книге Бытия и о Сарре. Нам не сказано, сообщил ли ей Авраам о повелении Бога ему, когда он взял Исаака и трех слуг и тронулся в землю Мориа. Мы можем только гадать. Наверно, Авраам поберег её чувства; во всяком случае, он считал: «…Бог силён и может воскресить его (Исаака) даже из мертвых» (Евр.11:19), и крепко надеялся, что Исаак вернется с ним опять домой, как он сказал своим слугам: «Я и сын пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам».

Так Сарра жила, видя Исаака, достигшего 37 лет, и умерла в глубокой старости, в 127 лет. И хотя Исаак был единственным её потомком, кого она видела, зато позднее её потомки были столь многочисленны – как звёзды на небе или песок на морском берегу.

Раб и свободный

Всё, о чем говорит апостол Павел – аллегория. Вдохновленный Богом, он берет из Ветхого Завета историю об Аврааме, Сарре, Агари, Измаиле и Исааке и придает им новое значение (Гал.4:22-31). Он противопоставляет Агарь и Сарру, уподобляя их евреям и христианам.

Агарь была рабыней, и дети её тоже должны были стать рабами. Она представляет Синай, где был дан Закон Моисея; закон, который не мог дать жизнь. Иерусалим в дни Павла жил по этому закону. «Мы семя Авраамово, – говорили они с гордостью, – и не были рабами никому никогда» (Ин.8:33), забывая, что потомство от Авраама еще не гарантирует Божьего одобрения. Измаил тоже был потомком Авраама, как и многие другие. Он был раб по закону, раб греха и, как многие, преследовал истинного наследника. Участь таких – изгнание.

Сарра – свободная женщина и княгиня, и её дети свободны – «в свободу славы детей Божиих» (Рим.8:21). Это дети обета, рожденные не по воле человека, не по воле плоти, а Бога (см. Ин.1:13). Так Исаия говорит: «Возвеселись, неплодная, нерождающая, …потому что у оставленной гораздо больше детей, чем у имеющей мужа» (54:1). Обе женщины имеют много потомков, но потомки Сарры включают в себя всех тех, кто с помощью крещения стали детьми Авраама. Исаия продолжает: (стих 5) «…ибо твой Творец есть супруг твой, Господь Саваоф – имя его». Мы видим Сарру не только как пример совершенной жены, но и как подобие церкви, кому сказано: «Пленила ты сердце моё, моя сестра, моя невеста…» и «Как любезны ласки твои, сестра моя, невеста» (Песн.4:9,10).

Наш последний беглый взгляд на Сарру – в Откровении, где Иоанн видит новый Иерусалим, нисходящий от Бога с небес, приготовленный и украшенный, как невеста для жениха (Откр.21:2).

К содержанию…