Библейские курсы Литература Журнал «Добрые Вести» Статьи Гимны Новости Форум |
19. ПОВСЕДНЕВНАЯ МУДРОСТЬ | |||
Нельзя расстаться с Притчами, не сказав нескольких слов о других сторонах жизни. Там есть много мудрых и проникновенных поговорок, не имеющих прямого отношения к нашим обязанностям перед Богом, но весьма полезных в делах человеческих. Наша жизнь – это первый этап нашего пути, а все, что может поспособствовать ее продлению до бесконечности, безусловно, заслуживает внимания. Неумные поступки, не обязательно грешные, могут стать ненужным грузом на этом пути. Много великодушных и импульсивных людей жестоко пострадало и обременило себя (на указанном пути) через излишнюю доверчивость с друзьями. Некоторые из пострадавших прочитали постфактум в книге Притч о безумии необоснованной доверительности, но было уже поздно. Написанное Соломоном выглядит на удивление современно. Если человек поверил чужому, то поплатится за это. Если он поверил другу, то попадет в сети его слов и лучшее, что ему останется делать – надеяться на лучшее. Берущий в долг часто бывает беззаботным бестолковым добряком. Взяв заем, он забыв все на свете, пускается в приятное мотовство, не думая ни о дне расплаты, ни о друге, поверившем ему на слово. Иногда разумное слово может вызвать его чувство ответственности из недр сознания, а короткая беседа ценнее тех денег. Когда заемщик просит друга свидетельствовать о его платежеспособности, то само собой подразумевается, что ни о какой плате за это речи не идет. Это формальность поставить свою подпись на листе бумаги и тем оказать значительную услугу, ничего за это не заплатив. С другой стороны, циничный деловой человек сказал бы, что дающий подпись должен внести некую сумму, тем большую, чем выше сумма займа, ибо тем значительнее риск заимодателя. Именно такова была обычная практика три тысячи лет назад. Это хорошо для нас по возможности давать или ссужать взаймы, но с уверенностью можно говорить, что если мы не в состоянии давать или ссужать друга, то мы не вправе и его обременять нашей нуждой. Интересно в этой связи выражение “ударить по рукам”. Оно предполагает закрепление условий сделки без всяких подписей одним лишь предложением своей руки и принятием руки делового партнера, чем и скрепляется договор, который никто не может опротестовать. На рынке можно наблюдать людей, торгующихся за корову; наконец, продавец, сделав последнюю уступку, заявляет, что больше не сбросит ни копейки и протягивает правую руку, знаменуя окончание торга. Покупатель, без видимого энтузиазма и, не говоря ни слова, ударяет своей ладонью по руке продавца; торг окончен. Это безусловный пережиток тридцати десятилетий, а то и больше. Поговорим о покупателе и его методе. Он был немногословен, а все, что сказал за время торга, было направлено на уменьшение платы за корову, всем своим видом показывая, что животное никуда не годное, и он не горит желанием покупать ее. Ведя буренку домой он, вполне возможно, сменит тон: это лучшая живность на свете… а он всего-то заплатил за нее…! Точно по Соломонову наблюдению: “Никуда не годится, никуда не годится – говорил покупатель, но идя обратно гордился собой”. “И на поле бедного зреет хороший урожай, но пропадает от неумения” – еще одна поговорка, которая, как кажется, не имеет прямого отношения к обязанностям пред Богом, но дает проникновенный комментарий к нашей жизни. Как часто мы видим экстравагантное расточительство среди людей очевидно бедных. Они вдвойне страдают, травмируя и себя и более благоразумных друзей, ибо ничто так не ранит их, когда они видят заведомо бедного товарища, транжирящего деньги, которых он сам не решился бы потратить подобным образом. Конечно не надо так думать обо всех нуждающихся. Это было бы жестоко и ошибочно так о них судить. Ведь и богатые не все одинаково себя ведут. Одни бедны от жадности и лени и никогда не извлекали уроков, хотя, безусловно, их получали. Другие бедны по обстоятельствам, от них не зависящих, никогда не имев шанса поправить свое положение. Жестокий мир не дал им такой возможности, хотя они и не ленивы и не без талантов. Они слабы, потому что не имеют работы, а не имеют работы, потому что слабы. Только испытавшие ужас такого положения могут судить о них. Но не на это хочется сделать ударение – жалость к себе только ослабляет дух. Сейчас живы многие люди преклонного возраста, благодарные судьбе за то, что в их годы еще не существовало пособий по безработице; правда, и платили за работу не много. Когда нужда и обстоятельства гнали их из дома и даже из города – без права обжаловать, они шли в чужие края и выполняли ненавистную работу наилучшим образом. Наихудшие условия являются наилучшим тренером. Если эти люди теперь кому-то кажутся слишком суровыми в их критике современных недостатков, то это не обязательно от недостатка сочувствия. Может, они видят дальше, сочувствуют глубже и ищут возможности помочь наилучшим образом. Слова мудрого Соломона не поверхностны. Недостаток знаний часто кончается крахом всей жизни, еще чаще мешает работе или порождает расточительство. Рассказывают о женщине, державшей магазин в бедном районе и распоряжалась своими клиентами, как королева: “Тебе не следует этого покупать” – говорила она почти с негодованием покупателю, готовому сделать неразумное приобретение. “Вот, что тебе нужно!” Поскольку она в какой-то степени кредитовала людей, то могла себе позволить так говорить с клиентами, они же от этого только выигрывали – отсутствие знаний у простых людей могло вылиться в непроизводительные траты средств. Мораль сказанному очевидна. Каждой из сторон надлежит сделать выбор. Божественный закон был дан… Соломон его нарушил… он был вновь зачитан и дополнен апостолами… и мы признаем его теперь. Заявления некоторых, что человек не может следовать божественным законам, несостоятельны и греховны. Чем искреннее и продолжительнее вера, тем более могучим видится закон Бога. Немедленное приложение закона к практике через нашу недальновидность только дискредитирует его. Писание поможет нам тут, как и всюду в жизни – мы получим от него благословение какое только возможно в смертной жизни. Печали наши – вопреки любви, а не от нее. “Пашущий свою землю будет иметь много хлеба, но следующий по стезе бездельников изведает лиха сполна”. Эта мысль приложима не только к пахарю, но и ко всем скромным труженикам. Каждый год выявляет и тех и других – работающих и лодырничающих. В следующем стихе мы предупреждены от желания немедленного обогащения. Слово увещевания нужно как никогда. Часто самые отпетые критики богатых как раз те, кто когда-то безуспешно пытался “мгновенно” разбогатеть. Правительства всегда предупреждают от участия в “пирамидах”. Все такие надуватели используют золотую наживку и просто поразительно как много людей попадаются на нее. Немало таких мошенников, готовых избавить нас от хлопот по распоряжению своими средствами и на вполне легальной основе. Некоторые читатели, возможно, скажут, что все это не имеет отношения к теме жизни и смерти. Это поспешная мысль: об этих вещах говорится в Писании, и особое ударение делается там на том, что все это будет в последние дни. Повседневный опыт может играть важную роль тренировки для будущей жизни. Если израильтяне жаловались на отсутствие хлеба в пустыне, то что будет с нами, если мы жалуемся на неумение жить в роскоши – нашей языческой роскоши? Часто недостаток знаний ведет к недостатку веры. Многие места в Притчах дают хорошие советы к домашней жизни: не советуется жить с женой сына, и советуется не поддаваться на лесть незнакомца. Соломонова мудрость пришла от Бога и была заповедана Христом. Соломон не устоял перед соблазнами, явив собой иллюстрацию своей собственной мудрости – вряд ли его можно назвать очень уж счастливым человеком. С другой стороны, тысячи последовали его совету: “Семейное счастье – единственное, что нам осталось от падения в раю”. Тысячи других нашли, что нарушение божественного закона даже в мыслях – благовест их счастливым дням, а дальнейшее нарушение – крушение жизни. Все мы люди, все мы слабы. Хорошо послушать мудрого и “жить веселясь”. Мы были “старателями” золотых копий Соломона, но пора уходить. Все Писание передано нам от наших предков, значит, всех можно включить в памятку тех, “кто обращается к нам как к потомкам”. “Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тобою; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни” (Прит.6:20-23).
|
|