Библейские курсы Литература Журнал «Добрые Вести» Статьи Гимны Новости Форум |
5. Признание (часть 2) | |||
Предыдущая глава явно не полна, ибо затрагивает главным образом только два отдельных примера, касающихся тех, кто нашел хорошие пути для покаяния. Само собой, что есть и другие примеры подобного рода. Например, признание своей неконтролируемой жадности в грабеже Иерихона Ахавом. Хотя и сейчас трудно сказать, признался бы он, или нет, в этом грехе, если бы на него не было безошибочно указано через урим и туммим. Однако, если внимательно обозреть все места в Библии, затрагивающие поднятую нами тему, то можно убедиться, что чаще всего, в этих случаях, говорится обо всем народе Израильском. «Вы были непокорны Господу с того самого дня, как я стал знать вас» (Вт.9,24). И всегда в таких случаях звучал призыв: «Но когда ты взыщешь… Господа, Бога твоего… если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душою твоею. Когда… обратишься к Господу, Богу твоему, и послушаешь гласа Его. Господь, Бог твой, есть Бог милосердый; Он не оставит тебя…» (Вт.4,29-31). Призывы подобного рода многократно повторяются в пророках и у людей дела, таких как Ездра (гл.9,15; 10,11) и Неемия (гл.9,26-38). Иоиль также очень откровенен в этом вопросе (гл.2,12-14). И все же не было и нет лучшего призвания, чем у Осии: «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего. Возьмите с собою [молитвенные] слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: отними всякое беззаконие и прими во благо… и не будем более говорить изделию рук наших: боги наши…». И Вседержитель на это ответил: «Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению; ибо гнев Мой отвратился от них» (Ос.14,1-4). Такие призывы звучали всегда, в каждом поколении. Иоанн Креститель, да и Сам Господь, призывали к покаянию. И многие шли креститься, признавая свои грехи (Мф.3,2; 4,17). После вознесения Господа дерзновенное проповедование Апостолов также убедило много сокрушенных сердец (Деян.2,37-40; 3,19,26). В наши времена новому Израилю очень легко свысока читать обо всем этом, с твердой уверенностью в том, что уж нас-то все эти духовные передряги, наносившие такие ужасные опустошения в прошлом, ничуть не касаются. «Если бы мы были во дни отцов наших…». А вот самые замечательные люди Божии, такие как Даниил и Неемия, знали, что и они способны к точно таким же падениям. Даже тогда, когда они сожалели и упрекали своих сотоварищей и предков в духовном непостоянстве и неверии, они не отделяли себя от них ни в делах, ни в родстве: «Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою… и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его… И весь Израиль преступил закон Твой и отвратился… за то излились на нас проклятие и клятва…». Таким образом, признание Даниила грехов своего народа преобразуется в долгую, долгую плачевную песнь, произносимую устами одного из лучших рабов Господних. Он ощущал глубокий стыд за свой народ, за свое поколение, и он признавался в непрестанном грехе всего народа так, как будто этот грех был его собственный (Дан.9,3-19). Так же точно поступал и Неемия, который хорошо усвоил уроки своего духовного наставника (Неем.1,5-11). Писания изобилуют примерами действия этого закона. Ни один человек не живет на необитаемом острове. Нет ни народа, ни сообщества, ни семьи, которые бы жили в забвении. И это особенно касается дел экклесии. А потому существует такая тяжелая и непривлекательная обязанность – не отворачиваться стыдливо от прошлого. От несогласия и ссор прошлых лет не стоит цинично отмахиваться с высот современного превосходства: «Если бы мы были во дни отцов наших…». Особенно часто подобное происходит там, где все еще продолжают придерживаться прошлых, недобрых традиций. Процветанию любого чувства превосходства не должно быть места, ни в сожалении об ошибках прошлых поколений, ни, тем более, в попытках подражания им сегодня. Понятно, что можно найти очень большое утешение и покой в своей собственной праведности, отделившись от кого-то, скомпрометировавшего себя. Насколько же целомудренно ощущаешь себя, когда думаешь: «Как же они могли…?» А вот Даниил преображал «их» в «мы», смиряя душу свою горечью воспоминаний и постом. Лаодикийская экклесия находилась в жалком положении. Она была несчастна, жалка, нища, слепа и нага. Однако члены ее хотели, чтобы в таких экклесиях, как в Смирне и Филадельфии о них говорили и думали, как о духовно богатых, не имеющих нужды ни в каких высших дарах, экклесии – именно так, как думали они сами о себе. Но им напомнили, чтобы они не забывали (как подчас это делают современные братия), что Лаодикия тоже является одной из семи звезд, находящейся в деснице великого Первосвященника. В Его правой руке!
|
|