Христадельфиане - официальный сайт
Молитва
16. Прощение

Редко можно услышать молитву, в которой бы не звучало особенное прошение – мольба о прощении грехов. Те же, кто по вечерам в уединении не просят о прощении своих грехов, делают это, как правило, по трем причинам. Во-первых, либо из-за небрежности в молитве, что происходит из-за элементарного отсутствия набожности; во-вторых, либо из-за полного отсутствия осознания грехов, а значит и нужды в их прощении (как фарисеи); и, в-третьих, совершенная противоположность второму – из-за полной уверенности в том, что наш Бог является всепрощающим Богом, Который ради Сына Своего Возлюбленного принимает любого грешника, в том числе и такого, который считает, что его грехи прощаются ему, даже если он и не просит об этом. «Благослови, душа моя, Господа… Он прощает все беззакония твои… Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит? Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою». Именно, «благоговеют»! Почитают!

Один французский циник однажды сказал: “Le bon Dieu me pardonnera – c’est son metier”. («Доброе Божество простит меня, ибо такова Его работа»). И, несмотря на фривольность подобного высказывания, с сутью его на все сто процентов согласится любое настоящее чадо Божие. Нам не о чем беспокоиться!

«Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» А потому любому, знающему эту истину во Христе, нечего бояться Бога всякой власти и суда. Читающие эти строки на прямой вопрос о том, по какую руку от Христа они окажутся в день суда, должны не задумываясь и твердо отвечать: «По правую!» Хотя, естественно, лучше ответить: «По правую. Но не за мои заслуги, а за Его».

Но это еще не все. Наше милостивое прощение зависит еще от некоторых условий! «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Эти слова часто упоминаются, и должны упоминаться в различных комментариях. Ведь и Сам Господь выделил их, добавив к «Отче наш»: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

А отсюда следует, что любое прошение о небесном прощении будет услышано исключительно только тогда, когда молитва исходит из по-настоящему очистившегося от всякого недовольства, негодования или обиды на кого бы то ни было сердца. А это страшно трудно, ибо самым приятным занятием для «неповрежденного» духовным возрождением ума человеческого, является обсасывание всевозможных обид (“c’est son metier”). В памяти очень легко и быстро всплывают прежние обиды и оскорбления, вызывая серьезные сомнения и опасения: а простил ли я по-настоящему совершенную по отношению ко мне несправедливость, хамство или же грубость?

Когда сталкиваешься с подобной проблемой, есть один очень простой способ, как очистить себя от всех обид и огорчений – нужно развить в себе чувство «глобализма». Т.е. научиться смотреть на все свысока, со стороны. Насколько мелко все, происходящее! Как могли такие обычные мирские мелочи вывести меня из себя?!

Любой, действительно желающий угодить Тому Господу, за Которым последовал, найдет огромную пользу в простейшей мысли: «Все это – мелочи». Живя по этому принципу, можно миновать очень много ранящих душу неприятностей.

Матфей пишет о прощении «долгов наших». И, конечно же, здесь Господь Иисус совсем не уделяет внимания денежным долгам! Вовсе нет! Просто этими словами Он хочет напомнить нам о незамеченных наших грехах, которые совершаются походя, и которых можно было бы избежать, будь мы чуть чуточку повнимательнее к своим поступкам. И ведь это правда, что все наши усилия и старания жить так, как следует, губятся лишь нашим же невниманием, нашим небрежением, вызываемым такими вещами, как например, врожденное себялюбие.

Прощение грехов, совершенных против нас, совсем не обязательно нуждается в каких-то особых способностях прощать всех и каждого. Вовсе нет. Главное – научиться не обижаться. Совсем! «Все это – мелочи». Но если все же, во время молитвы, в памяти всплывет обида, тогда, и только тогда, постарайтесь усилием воли думать об обидчике в спокойном и прощающем духе. Ведь если это не получается во время молитвы, когда еще может получиться?

Слова Иисуса об этом просты: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши». Можно ли истолковать их как-нибудь двояко? Не думаю. Бог не может простить Свое непрощающее чадо! Наказание бессердечного и немилосердного раба в притче из Мф.18 беспощадно и однозначно. А ведь царь из притчи – образ Самого Бога! Его щедрость и милосердие практически безграничны только к кающимся, беспомощным и униженным грешникам.

А вот как чудесно об этом говорит Павел: «Будьте друг ко другу добры (χρηστος), сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе (Χριστος) простил вас» (Еф.4,22).





Назад Вернуться к содержанию   Следующая глава… Следующая глава