Христадельфиане - официальный сайт
Исследование Библии
20. ХРИСТОС В БИБЛИИ

“Писания вытекают от Бога и текут, ведя нас к Христу. А посему ты должен руководствоваться Писанием, как компасом до тех пор, пока ты не придешь к Нему, к концу пути и месту своего отдохновения” Уильям Тиндейл.

Что бы вы ни читали в Библии, вы постоянно должны сопоставлять прочитанное с Иисусом Христом и с самим собою. Эта глава посвящена большей часть первому, и хотя она достаточно коротка, при желании, из нее можно было бы составить внушительного объема труд.

Не вызывает никаких сомнений тот факт, что вся деятельность Иисуса Христа, во всем ее многообразии, описана, как в Ветхом, так и в Новом Заветах прямыми пророчествами, которые трудно истолковывать как-то иначе, чем относящимися исключительно к Иисусу. Пророчества, вызванные обстоятельствами того времени, когда они были написаны; пророчества, написанные в “апокалипсической” форме, говоря современным языком; заповеди, в которых изложены моральные принципы поведения; в описаниях скинии собрания и храма и в уникальных уставах с ними связанных; в намеках и отображениях, изображенных “многократно и многообразно”, как очень верно отмечено в Евр.1:1.

Но необходимо сразу предостеречь от неверного подхода. Если вы считаете, что многие места в Библии (такие как: Пс.21; Иер.23; Ис.9 и 53; Дан.9) прямо говорят об Иисусе Христе, а остальные просто рассказывают о людях и их жизни в те времена, то вы глубоко заблуждаетесь.

Такой взгляд в корне неверен! Это значит недооценивать место Христа в Божественном плане спасения. Если Он был “предназначен еще прежде создания мира”, и если Он во всем имеет первенство, то следует ожидать проявления Божьего намерения во всем, всегда и везде.

Что касается Природы, то, действительно, в первой главе Бытия ничто не указывает на Христа Иисуса в Новом Завете. Аналогично в проявлениях Бога в истории государства Израильского, трудно найти высший смысл, кроме одной основной идеи – искупление человечества через Иисуса Христа и видимой в Нем славы Господней.

Вполне допустимо, что в некоторых частях Ветхого Завета вы не достигните того, чего бы вам хотелось. Однако, возможно, эта глава вас подтолкнет на поиски Христа в Библии там, где вы раньше и не подозревали о Его существовании. Полезная привычка – держать постоянно в уме мысль, что Писания содержат в себе много (очень много!) основополагающих учений об Иисусе Христе, которые, в настоящий момент, вы просто не замечаете. Исаак Ньютон, которому мы обязаны, как открывателю целой математической эпохи, говорил, что сделать научное математическое открытие также тяжело, как найти несколько драгоценных камней на бесконечном берегу океана, усыпанного галькой. Искателю Божией Истины также следует обладать подобным смиренным трудолюбием и упорством. И, если вы что-то найдете, не говорите: “Ура, я нашел это!” Гораздо лучше будет, если вы скажете: “Увы, как это я не видел этого раньше и сколько же еще существует такого, что мною еще не найдено! Господи, открой мои глаза…”.

Несколько примеров из книги Бытие могут послужить вам чем-то вроде “открывалки” на Иисуса Христа в Ветхом Завете.

Книга Бытие, как предсказание Божьего намерения во Христе:

1-3Адам
3:15Обещание Семени
4:1-16Авель и Каин*
6Ной
7Потоп
9:26,27Благословение Ноя*
12,13,17,22Обетование Семени Аврааму
14Мелхиседек
16Агарь и Сара
18,19Разрушение Содома
22Жертвоприношение Исаака
24Женитьба Исаака*
28Вефиль и обетования Иакову
31Возвращение Иакова в Землю
32Борьба Иакова с Ангелом
37-45История Иосифа
38Иуда и Фамарь
48Два сына Иосифа
49Пророчества Иакова

Все, кроме помеченных символом (*), упомянуты где-нибудь еще в Писаниях с пророческим неординарным толкованием.

Оставляю читателям возможность самим, пользуясь параллельными местами и справочной литературой, найти толкования к этим местам в других Писаниях.

Было бы удивительно, если бы этот список не был вами продолжен! Но просто об этом сказать, значит, ничего не сказать. Одна из основных особенностей, на которую современные читатели не обратили бы никакого внимания (если бы Библия сама не указывала на эту особенность), – множество ссылок на книгу Бытие, связанных прямо с Иисусом Христом, встречающихся во всех Писаниях и особенно в Новом Завете. Это – ключ к тому, как надо истолковывать Библию, ключ, совершенно противоположный тем методам, которые использовались в течение последних двадцати столетий. К большому сожалению, надо признать, что наше современное образование и знания не замешаны на Божием благословении.

Вы, конечно, можете возразить, что вышеприведенный пример из Писаний был мною выбран потому, что в нем содержится целая серия пророчеств о Христе, и что в других местах таких пророчеств не так уж и много. И в этом возражении есть свой резон. Но давайте посмотрим на две другие книги Ветхого Завета, которые не почитаются читателями с этой точки зрения. Четвертая книга Царств и книга пророка Иеремии (поверьте, на выбор этих книг было потрачено не более двух минут). Могу предположить, что не многие из читателей предполагают найти здесь достаточное количество пророчеств об Иисусе Христе.

Христос в 4-ой книге Царств

1:2,3Эти стихи показывают чудовищность обвинений, выдвинутых против Иисуса в Мф.10:25. Веельзевул мог привести человека только к смерти, а не излечить его (ст.4).
1:10Ссылка на полях ведет нас к Лк.9:54,55, а оттуда проследуем к Евр.12:29 и 2Фес.1:9.
2:9Двойная порция духа Елисея описана шестнадцатью чудесами, против восьми Илии. А поскольку Илия прототип Иоанна Крестителя (Мф.17:12), то чьим тогда прототипом является Елисей (Ин.1:21)? Сравните ст.15 с Мк.9:15 (после Преображения!).
гл.3Предполагает связь с Иоил.3:12.
гл.4Сразу видно, что что-то есть символического в этой главе. Гнезия пошел с жезлом своим и не смог вылечить. Женщина доверяла только Елисею. Когда он пришел, он распростер свое тело над телом ребенка, прибавив свои мольбы (ходатайство), и в его второй приход произошло воскресение. В этих и последующих стихах (33-44), описан голод в той земле, плоды собираются с “дикого вьющегося растения” (с лозы!), подразумевая голодную смерть многих, но Елисей делает похлебку безвредной, насыщая всех малым количеством хлебцев и сырыми зернами в шелухе…
гл.5Язычник излечен, а неверный слуга наказан болезнью, которая осуждена по закону (позже излеченная, гл.8) - милость Божия к язычникам и иудеям. Некоторые детали очень впечатляющие.
гл.6Ст.1-7. И здесь отчетливо видна символика, хотя и другого рода.

Ст.13-23. Сравните с пережитым Павлом: преследование церкви, видение славы Господней, ослепление и отведение его в город, возвращение зрения, подкрепление пищей, исчезновение враждебности (Рим.8:31 и 12:20,21).

Нужно ли продолжать дальше? Правление Езекии (сильно искаженное через неверное понимание Ис.39:8), также хороший прототип. На нем и ему подобных базируются пророчества Исаии и многих Псалмов.

Некоторые детали, связанные с именем Езекии, дают толчок для более подробных разработок о Мессии.

  • Его рождение и слава были предсказаны.
  • Новое освящение храма.
  • Установление новой пасхи.
  • Его призыв присоединиться в праздновании пасхи всех, живущих вдалеке.
  • Его посредничество ради нечистых.
  • Его страдания, как прокаженного, за грехи всего народа.
  • Его чудесное “воскрешение” на третий день.
  • Его личное ходатайство пред Господом.
  • Победа над главным Врагом через Его веру.
  • Юбилейный год.
  • Восстановление плененной Иудеи.
  • Его слава среди царей земных.

Иисус Христос в пророчествах Иеремии:

Память нам сразу подсказывает пророчество Господа о праведной Отрасли в 23:1-8 и трех главах (31-33), в которых подробно описывается новый завет и восстановление Израиля с яркими и живыми картинами его морального возрождения, которые полностью отвергают расхожее мнение о “неясности” пророчеств Иеремии.

Окончательное собрание рассеянных евреев, новый завет в Иисусе Христе и всепрощение грехов в Нем, Его место “по чину Мелхиседека”, праведность Его правления – всё это описано в этих, столь не уважаемых многими главах, главах, о существовании которых можно было бы предположить из 16:14-21.

Глава 25:15-33 с математической точностью дает предсказание о предназначенном народам суде в последние дни, что имеет свое продолжение в главах 46-51 с более подробными деталями о доле, предопределенной каждой нации. Без сомнения все эти пророчества имели отношение к временам близким времени жизни Иеремии, но в них также содержатся признаки того, что они относятся и к временам более дальним (48:47 и 49:6,39). Да и главы 50,51 (которые не поддаются сравнению по своей беспощадности приговора с чем-либо) описывают одну зловещую картину за другой апокалипсического падения Вавилона в день победы Мессии (Откр.17,18).

Но кроме всего прочего, что выделяет книгу Иеремии из всех пророчеств о грядущем Мессии, – это множество мельчайших деталей, которые можно разглядеть лишь сквозь призму знания Евангелий.

Начать хотя бы со сходства между Иеремией и Иисусом. Посмотрите на 1:5,9 и 11:18,19, 37:15 и 38:13. Попытки Иеремии исправить циничное и любящее власть священство; его усилия очистить храм от множества злоупотреблений и возродить дух истинного поклонения в людях, исполненных предрассудков и суеверий из-за формализма религии.

А вот еще несколько примеров. “Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь… И врачуют рану дочери народа Моего легкомысленно, говоря: “мир, мир!” а мира нет… во время посещения их будут повержены… не останется ни одной виноградины на лозе… Отчего же нет исцеления дочери народа моего?… О, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез! Я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего… женщины… учите дочерей ваших плачу, и одна другую – плачевным песням. Ибо смерть входит… чтоб истребить детей с улицы, и юношей с площадей” (7:11; 8:11,12,13,22; 9:1,20,21 ср. Мк.11:15-17; Лк.19:41-44; 20:10; 23:38; Мк.5:26,41).

С этой же позиции теперь давайте рассмотрим Псалтирь, который заслуживает особого внимания.

Некоторые из Псалмов стоят особняком и, что называется “открытым текстом” говорят о Мессии, ибо им дано толкование в Новом Завете. К этой категории относятся: 2, 3, 15, 17, 21, 39, 41, 44, 67, 71, 108, 109, 115, 117, 132. Ну, а что же с остальными? Следует ли их читать в отрыве от Христа и Его миссии? Может ли быть, чтобы псалмопевец, кто бы он ни был, в одном случае писал Псалом богодухновенный, а в другом псалме просто бы описывал свои чувства, мысли и эмоции о Создателе безо всякой связи с чем-то еще, более значительным?

Здесь открываются большие возможности, а потому мы даем только короткие примеры, показывающие путь для дальнейших разработок.

Многие Псалмы написаны Давидом, что подтверждается их названиями. Почти с полной уверенностью можно утверждать, что большая часть остальных была написана во время правления Езекии, возможно, Исаией. (Схожесть между Псалмами и книгами пророка часто вызывает удивление. Прочитайте Пс.103, как комментарий на Ис.6:3; Пс.97 также включает в себя характерные для Исаии выражения). Вполне возможно, и это можно утверждать почти с полной уверенностью, что Псалтирь был составлен до Вавилонского плена.

Если предположение верно, что все Псалмы в основном связаны с жизнью Давида и Езекии, то существует и еще одна значительная причина (если не считать, конечно, того, что оба они были глубоко верующими царями), почему Псалтирь должен (!) принадлежать их перу. Среди всех царей Израильских, они стоят особенно обособленно, разделяя во многом судьбу, уготованную будущему Мессии. Так многие Псалмы могут быть рассмотрены двояко: во-первых, как непосредственно связанные с тем, что чувствовали сами Давид или Езекия во время написания того, или иного Псалма, а во-вторых, как пророчество о грядущем Мессии, чей жизненный опыт, в какой-то степени, был испытан его царственными предками. Деян.2:30,31 (“будучи пророком и зная…”) позволяют нам предположить, что Давид знал, что его жизненный путь, путь “раба Господня”, – это тень жизненного пути Мессии.

Пс.40 дает хорошую иллюстрацию этого. Обстоятельства написания Псалма почти точно определены: восстание Авессалома и предательство близкого советника Давида Ахитофела. Всё в Псалме намекает на эти события, особенно признание Давидом своих грехов и понимание того, что наказание, которое он несет, является следствием его неправедных деяний. (Можно четко проследить прямую связь между восстанием Авессалома и грехом Давида с Вирсавией).

Но и Иисус Христос во время последней вечери использует слова из Пс.40, но они уже относятся к предательству Иуды: “Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою” (Ин.13:18). Каждое слово Псалма, кроме одного стиха (ст.5), можно отнести к пророчеству о Христе.

Аналогичные особенности можно наблюдать и в других Псалмах, которые Новый Завет связывает с Иисусом Христом: Пс.39:13; 68:6; 30:12. Объяснение этих стихов становится “камнем преткновения” для тех, кто пренебрегает множеством свидетельств из Библии о том, что живущий в грешном мире, несет вместе с ним и его грехи. Даниил признавал грехи всего Израиля, как свои собственные. Не были в этом исключением ни Неемия, ни Ездра, ни Иеремия. И не важно, как странно это звучит для современных представлений “популярных” вероисповеданий; верящий Библии неизбежно поверит и этому выводу (Дан.9:5-19; Неем.1:6,7; Пс.105:6; Нав.6:25,26; 7:1,24; 22:20,18; 24:6,7; 1Пар.15:13; 21:13; Езд.9:6; 2Цар.21:1; Лев.4:3; 26:40; Ис.59:8,9; Иер.3:25; 10:24; Мф.18:25; 23:35,36; Рим.5:12-21).

Отсюда вытекает, что очевидная несовместимость с пророчеством о Мессии очень даже совместима, и описывает признание грехов. И это в точности согласовано с учением Библии о том, что Иисус действительно разделял природу и характер тех, кого Он пришел спасти, и что Господь возложил на Него все наши беззакония. И если возникает вопрос, почему эти пророчества написаны в таком непонятном виде, то ответ может быть найден в характере самого псалмопевца и в его жизненном опыте. Прежде всего – это были грехи самого псалмопевца, а в более глобальном смысле – это те грехи, которые Христос понес на Себе, грехи, из-за которых Он и был послан в мир; грехи, к которым была так склонна Его собственная природа.

Но следует строго придерживаться правила: при чтении таких “личностных” Псалмов, сначала смотрите, как это относится к автору Псалма, а уж только потом, и то в свете исторических событий, к Иисусу. И в то же самое время всегда держите в подсознании мысль о связи псалмов или пророчеств с главной темой всех Писаний – с Иисусом Христом.

В заключении хочется отметить, что в Псалтыре описана иная сторона жизни Иисуса Христа, чем в Евангелиях. И возможно настанет такой день, когда кто-нибудь дополнит деталями псалмов Его жизнеописание. Это была бы замечательная работа, прибавляющая много знаний о жизни Иисуса Христа в плоти, о Его внутренней жизни и борьбе, о которой Евангелия почти ничего не говорят; а за одно пополнила бы понимание и помогла по-настоящему оценить Его будущую славу. Но это должно быть сделано лишь со всеми псалмами в руках, а не только с кучкой избранных. Готово ли нынешнее поколение взяться за работу, необходимость которой видна невооруженным взглядом?




Назад Вернуться к содержанию   Следующая глава… Следующая глава