Христадельфиане - официальный сайт
Времена отрады
LII. НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ ХРИСТА

Главная особенность дома Христова – повиновение. - Немного из того, чему нужно повиноваться. – «Нагорная проповедь». – Двадцать шесть, или двадцать восемь заповедей. – Свет. – Гнев. – Обида. – Кротость. – Похоть. – Причина преткновения. – Клятва. – Не сопротивление злу. – Возмездие. – Не обращайтесь в суд. – Предварительное наставление ради будущего возвышения. – Давать, но кому? – Любите врагов, но мир. – Милостыня, творимая в тайне. – Молитва. – Прощение. – Духовная умеренность. – Не копите. – Сокровища на небесах. – Беззаботность. – Ищите Царствия. – Не судите. – Заповеди Христа против человеческих правил поведения. – Подготовка к Царствию. – Духовное благоразумие. – Просите. – Делайте другим то, чтобы хотели самим себе. – Узкие врата. – Лжепророки. – Последствия повиновения и неповиновения.


И снова мы собрались здесь для того, чтобы преломить хлеб и испить вина не только потому, что мы любим Его, и память о Котором символизируют образы, стоящие пред нами, но также из-за повиновения Его заповеди: «Сие творите в Мое воспоминание». Повиновение – величайшее наставление в вере. Это – одна из главных отличительных особенностей дома Христова. Это – самый простой способ, которым определяются друзья Христа, благодаря чему они станут избранными и исповеданными в день Его славы. Христос «сделался ДЛЯ ВСЕХ ПОСЛУШНЫХ ЕМУ виновником спасения вечного» (Евр 5,9). Мы можем хорошо знать Его чисто теоретически, можем достаточно много делать по части Его учения, проповедования и защиты веры, но если при этом не исполняем Его заповеди, то, в конце концов, можем услышать от Него: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю» (Лк 6,46)? Ни об одной истине не говорится так ясно и так подробно в слове Божием, как об этой. А потому мы не зря потратим время этим утром, если посмотрим на несколько заповедей, оставленных Им.

В частности в Своем учении, касающемся повиновению, Он недвусмысленно говорит: «Всякий, кто слушает сии слова Мои и НЕ ИСПОЛНЯЕТ их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». «Сии слова» здесь, конечно же, являются теми заповедями, на которых строит свой духовный дом каждый из верующих в Него, и которые были высказаны Им в так называемой «нагорной проповеди». Все «сии слова» Его прямо, либо косвенно, касаются буквально всех Его братьев, а потому, что от этого зависит конечный итог нашего положения в тот великий день, когда будут явлены все наши дела, Он и выделяет их особо. А поэтому нам стоит уделить особенное внимание этим словам Его, дабы не попасть в Его пришествие в разряд тех, о которых Он говорит в другом месте, как о рабах, знавших волю своего Господа, но не исполнявших ее, как и о рабах, не знавших волю Господа своего, а потому, естественно, тоже не исполнявших ее, а потому все эти рабы оказались среди наказанных. Хотя первые были и наказаны больше вторых, но всё-таки были биты и те, и другие.

Оставив в стороне яркие примечания и красноречивые сравнения, которыми изобилуют «сии слова», можно выделить двадцать шесть, а то и двадцать восемь явно видимых заповедей, которые обязаны исполнять все верующие благовестию, если они, конечно, не хотят быть отвергнутыми. Давайте вкратце посмотрим на них в том порядке, в котором они были даны нам.

1. – Да светит свет ваш пред людьми. Чтобы придать образность этому, Иисус говорит, что люди, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, а ставят ее на подсвечнике. А это значит, что каждый, получивший свет истины, получил ее не только для одного себя, но и для того, чтобы являть его пред всеми окружающими его. Они являются свечами Божиими, для освещения окружающей темноты. А потому каждый верующий просто обязан являть свет словами и делами, невзирая на то, становится мрак светлее, или нет. Именно в этом значение последних слов Христа: «И слышавший да скажет прииди!» Каждый, обладающий истиной, но скрывающий ее по той, или иной причине, или же не являющий ее по своим возможностям, не повинуется этой заповеди, в которой нет ничего противоречащего другой, запрещающей демонстрировать наши благодеяния, дабы получить похвалу от людей.

2. – Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Это предписание делает наши отношения с братьями святыми. Раньше закон осуждал убийство, Иисус же углубляет этот закон, запрещая даже гнев, который ведет к убийству, делая человека виновным уже в порождении преступления. Не всякий гнев запрещен, запрещен «напрасный» гнев, гнев без праведных причин. Однако никто не гневается просто так, хотя гнев его может носить не совсем приемлемые причины. Человек может гневаться из-за того, что по мнению других не стоит гнева. Именно такой гнев в Писаниях называется напрасным, и опасность такого гнева в том, что он ведет к осуждению. О том же самом Павел дает следующее наставление: «Гневаясь, не согрешайте» (Еф 4,26). Удостоверьтесь в том, что ваш гнев оправдан, и даже в этом случае, будьте внимательны, чтобы гнев не привел вас к неправедным поступкам. Иоанн называет ненавидящего своего брата убийцей (1Ин 3,15). Причина гнева Иоанном дается на примере Каина и Авеля: «А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны».

3. – Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Упоминание жертвенника говорит о том, что прежде всего речь здесь идет о поклонении по закону Моисееву, а потому эти слова и обращались в первую очередь к слушающим Его тогда евреям. Однако это предписание касается не только их, но и всех остальных верующих, иудеев и язычников и действителен до самого конца, так как Сам Христос, при Своем вознесении, завещал Апостолам учить «их (все народы) соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф 28,20). А потому эта обязанность возложена на нас Самим Христом – если между тобой и братом что-то не так, и, если он будет иметь против тебя нечто, то это станет препятствием твоего приближения к Богу, до тех пор, пока это препятствие не будет удалено. Само собой, есть такая вещь, как неправедное обвинение. В таком случае в Мф 18,15 описан способ примирения, если, конечно, мы не предпочтем лучшего – молча и терпеливо сносить обиды, что иногда намного предпочтительнее (1Пет 2,19,20; 1Кор 6,7).

4. – Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним. Лучше примириться как можно скорее. Лучше отдать то, чего мы не брали, чем, отстаивая свои «права», потерять кротость. Лучше стерпеть гнев, чем спорить с глупцом и нечестивцем. Лучше потерять, чем быть втянутым в столкновение, могущее повредить нам в чем-то с точки зрения Писаний. Господь приравнивал Своих братьев к «голубям» и «овцам», а ни те, ни другие не отличаются воинственностью. Святые, в конце концов, уподобятся львам, но не сейчас. Сейчас они испытываются для этой чести тем, что не противятся злу.

5. – Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Как в случае с убийством, так и здесь. Закон запрещает преступление – Христос запрещает то, что ведет к преступлению. Таким образом Он обращает внимание даже на наши мысли, помогая очищать сердца ради Царства Божия. Страсти греховные, действующие в наших членах, действуют не по нашей воле, а потому мы смело можем присоединиться к Павлу, чтобы сказать: «А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех». Однако, если склонности нашей плоти возбуждаются нами самими, то это становится грехом. Именно об этом говорит данное наставление.

6. – Если правый глаз или правая рука соблазняют тебя, лишись их, чтобы не всё тело твое было ввержено в геенну. Буквальный глаз, или же буквальная рука не могут стать духовным преткновением. Отсюда и сила этой заповеди – даже, ЕСЛИ подобное случится, необходимо пожертвовать своим глазом или своей рукой. Не приходится сомневаться, что это касается многого, с чем нам приходится иметь дело – с привычками, друзьями, товарищами и тому подобное, что мешает проходить предлежащее нам поприще. Эта обязанность подчеркивается и Павлом: «свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех». Далеко не всё, что дозволено, можно, ибо одно помогает, а другое мешает действовать благовестию в нас. И это – простейшее испытание, помогающее нам решить, что полезно, а что нет. Существует много дел, много занятий и вещей, к которым стоит подойти с такой меркой, и которые будут оставлены духовным человеком, ибо они, хотя и невинны сами по себе, являются большим подспорьем для отлучения от жизни вечной. Под эту категорию как нельзя лучше подходят крупные деловые предприятия, профессиональная научная деятельность, светские знакомства, политические и общественные увлечения, а также популярные развлечения.

7. – Не клянись вовсе, но да будет слово ваше: да, да; нет, нет. Что можно еще добавить к этим словам? Простой, чистый и незамысловатый образ общения, лишенный любого рода заумностей – такова черта всех тех, кто следует по стопам Господа. Чистота речи помогает очищать мысли, так что повиновение этой заповеди способствует совершенствованию.

8. – Не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Это самая трудная из всех заповедей и, вероятно, именно поэтому, существует так много различного рода теорий, которые подчас сводят ее вовсе на нет. Нельзя сказать, что эта заповедь сложна, или смысл ее не ясен. Некоторые говорят, что она относилась только к гонениям в ранние времена. Однако Иисус не ограничивал ее во времени. Впрочем, эта заповедь вообще никоим боком не касается гонений, как таковых. Напротив, давая эту заповедь, Он говорил об отношениях между людьми, начиная с упоминания закона Моисеева: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб». Эти слова взяты из Исх 21,24 и относятся к постановлениям, применявшимися в гражданском суде в пользу истца. Следовательно, новый закон, установленный Христом, должен применяться точно в таких же случаях. И это на самом деле так: «и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду», - то есть, вместо того, чтобы действовать по принципу «око за око» - не противься злому. Привлечение к суду – не гонения, а значит, что давая эту заповедь Иисус имел в виду самые разные случаи, происходящие в жизни, как, впрочем, и гонения. Попытки ограничить эту заповедь гонениями безосновательны, натянуты и неестественны. Было бы странно, если бы Христос, запрещая нам защищать Его, позволял при этом защищать самих себя. Другие же, соглашаясь, что это относится к суду и закону, утверждают, что эта заповедь касается лишь наших отношений с братьями, делающими нам зло, или же привлекающих нас к суду. То есть, что нам нужно не противиться злу, если злодеем являет брат, что мы не должны защищать себя в суде, если истцом выступает брат, как о том написано в 1Кор 6. Но и это также не годится. Христос говорит: «Но, если кто-то сделает нам то-то и то-то – не противься злому». Он не говорит: «Но, если кто-то из братьев…» Можно, конечно, возразить, что «Нагорная проповедь» была адресована Господом к ученикам. И это верно, однако не стоит извращать суть заповеди. Христос, хотя и обращался в первую очередь к ученикам, говорил также и тем людям, которые не были Его учениками.

Так Иисус, продолжая говорить, добавляет: «Любите врагов ваших… если вы любите и приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете?» Нет никаких сомнений в том, что Иисус, хотя и говорил это, обращаясь к Своим ученикам, но говорил это, чтобы научить их обращаться с другими людьми. Именно поэтому, когда Он говорит, «если кто захочет судиться с тобою», то под этим «кто» Он имел в виду любого человека, а не только брата. Было бы довольно странно, если бы Он разрешил нам защищаться только от волков, но не от волков в овечьей шкуре. Очевидно, что именно так нам должно относиться к любым волкам. Если Он запрещает нам прибегать к защите в суде, то из этого определенно следует, что из этого не исключаются и преследования по закону, даже, если об этом прямо и не сказано. Впрочем, Он не оставил этого нам на домысливание. Он говорит: «От взявшего твое не требуй назад» (Лк 6,30).

Было бы естественным сказать, что такое поведение гибельно, а потому и заповедь сия «невыполнима». Однако, это ни в коем случае не отменяет этой заповеди. Она всё еще существует, а нам не может служить оправданием размышления о том, что будет, если мы будем исполнять ее. Очень опасно раздумывать о последствиях. Если бы Авраам поддался своим мыслям, когда ему было заповедано принести в жертву своего сына Исаака, то замешкался бы и не получил благословений. Если мы являемся чадами Божиими, то мы обучаемся в школе повиновения, особо выдающейся чертой, которой является то, что путь повиновения является путем скорби и страданий. Повиновение не испытывается заповедью желаемой к исполнению. Оно испытывается заповедью, которая противоречит всем естественным нашим наклонностям. И ни что не сравнимо в этом с чувством самосохранения, а, следовательно, нет более мощной, или же более дисциплинирующей заповеди, проверяющей наше подчинение воли Божией, чем заповеди не противиться злому в мире, где господствуют язычники. И эта заповедь дана с обетованием, «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь», а вера в это, говоря по совести, требует исполнять и эту заповедь. Отмщение Господне – вопрос времени. Возможно, это тяжелое предписание, однако не в нашей власти облегчать себе жизнь неповиновением. Всегда труднее идти узким путем, тогда как широким – легко и приятно.

И всё-таки некоторые думают, что можно облегчить себе путь. Да не будет такого. Мудрость говорит и одобряет исключительно путь Христов. Это – Его заповеди, а потому горе человеку что-то прибавляющему, или отнимающему от них. Они не меняются со временем, а потому те же самые и в нашем столетии. Они такие же истинны, как и тогда, когда Христос произносил их, говоря, что «всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который» устоит в пришествие Его. Впрочем, опять кто-то может возразить: «А разве Христос, говоря это, не имел в виду, что нам самим не стоит обращаться в суд и не искать возмездия, а предоставить это дело властям, установленным Богом служителям для нашей же пользы?» Очевидным ответом на это возражение будет то, что Христос говорил не о том, как можно, и как нельзя добиваться возмещения, а о том, что нельзя вообще пытаться возмещать, нанесенный тебе вред. Он не говорил: «От взявшего твое не требуй назад сам, а предоставь это дело милиции». Он просто говорит: «От взявшего твое не требуй назад». Обращение к милиции как раз таки и является этим «требованием назад». Кроме того, таким образом можно свести на нет все Его заповеди, поставив Иисуса рядом с чиновником в Ефесе, который говорил: «Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга» (Деян 19,38), - что довело бы эту заповедь до абсурда. Тогда слова, «не противься злому», означали бы, «не противься своими руками, а предоставь это дело властям, которые могущественнее тебя». А слова, «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую», стали бы означать – не противься бьющему тебя до тех пор, пока в дело не вступит милиционер, и тогда его рукой ты ударишь бьющего как по левой, так и по правой щекам». Так же и слова, «кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду», означали бы, что это нужно делать лишь до поры, когда представится случай не только вернуть рубашку и верхнюю одежду, но и наказать взявшего их.

Такой способ подхода к заповедям Христа означает подгонку Его учения к привычному в этом мире поведению его граждан, к которому не принадлежат ни Он, ни Его ученики. А из этого следует, что эти заповеди положены Им для Своих учеников, для предварительного их наставления ради того вознесения, которое ожидает их в Царстве Божием. Именно поэтому Он приравнивает Своих учеников к овцам среди волков, на Собственном примере показывая, как нужно переносить несправедливые обиды от людей. Овцы не отличаются воинственностью. Они стараются убежать от волков, даже тогда, когда на них нападают. Само собой, Бог использует власти для сдерживания зла, для сохранения устойчивого баланса в мире, чтобы Ему довести начатое Им дело со святыми до конца, однако Он не разрешает святым обращаться к властям, чтобы они делали за них то, что им запрещено делать своими собственными руками. Благодаря этому он может на много результативнее ударить по щеке, чем своей собственной рукой. И в чем тогда заключается добродетель, если ты можешь гораздо сильнее и больнее ответить, ударив жесткой рукой закона? Благотворить ненавидящим нас и молиться за обижающих исключает возможность любого вида возмездия, будь то через суд, или каким другим способом.

9. – Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Это – усугубление другой заповеди, «люби ближнего твоего, как самого себя». Люди любят своих ближних и готовы творить для них добро тогда, когда у них всё хорошо и, особенно тогда, когда они в том совсем не нуждаются. Христос же обращает нас к ближним, попавшим в беду, рисуя запоминающийся образ в притче, отвечающей на вопрос, а кто мой ближний (см. Лк 10,29-37). Человек попался разбойникам, которые ограбили и изранили его, оставив полуживым. Совершенно чужой ему человек позаботился о нем. Мораль из этой истории Иисусом Христом выводится следующая: «Иди, и ты поступай так же». И в этом вся суть рассматриваемой нами заповеди. «Просящему у тебя дай», а этот просящий, само собой, нуждающийся. Не отвращайся от его просьб. Как правило, мы затыкаем уши к просьбам нищих. Это может быть разумным и удобным сегодня, но очень горьким впоследствии (Пр 21,13). Заповедано благотворить всем при любой, выпадающей возможности. И причина этой заповеди: «да будете сынами Отца вашего Небесного». Политик может сказать на это: «Всему этому не будет конца. Пусть каждый заботится о своих бедных». Ответ на это тот, что всё имеет свой конец, как эта жизнь, так и наше испытание поступать по предписаниям Христовым, а не по премудрым советам безбожного рода века сего. Мы всегда имеем бедных, и человек, уставший, ослабевший в испытаниях, ослабевший в делании добра, не пожнет «в свое время» быстро приближающейся жатвы Божией. И всё же Бог не требует чрезмерного. Даже, если человек ничего не оставит про запас, что предполагается в подавляющем большинстве случаев, он всё равно не сможет дать всем просящим. И в этом случае он с радостью может присоединиться к словам Петра, обращенных к сидящему во вратах храма калеке: «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе». Суть этой заповеди состоит в том, чтобы мы не оставляли без внимания нужды других, не закрывали бы своих сердец от сострадания.

10. – Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Это может быть трудным, но становится вполне возможным и даже день ото дня всё легче и легче для тех, кто по власти Духа постоянно читает слово Божие и размышляет над ним. Существует многое из того, о чем истинно высказывание: «всё возможно верующему». Любить врагов и благотворить злодеям не присущее качество естественного человека, сидящего в каждом из нас. И всё же естественный человек должен подчиниться духовному, чтобы жить по его правилам. Ветхий человек должен быть распят. Эта победа над ним необходима, иначе вместо того, чтобы оказаться победителями, мы окажемся побежденными. А эта победа достигается нашей верой. Именно она помогает нам смотреть на враждебно настроенных к нам людям глазами Христа, делать добро при малейшей возникающей возможности тем, кто ищет нашей погибели и молиться за их благосостояние. Такое отношение истинных святых к людям совсем не противоречат остальным заповедям Нового Завета, требующими от нас не дружить с миром, не иметь ничего общего с бесплодными делами тьмы и не общаться с братьями, поступающими не по истине. Любовь врагов, благотворение им и желание всего самого лучшего существует вне закона Божия, запрещающего нам «помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа» (2Пар 19,2), чему яркой иллюстрацией могут послужить Сам Христос и Апостолы. Иисус, несмотря на всю Свою благотворительность, Своих врагов, смотря на них с гневом (Мк 3,5), называл «лицемерами», волками в овечьей шкуре и полными костями и всякими нечистотами гробами (Мф 23). А потому Павел, Петр, да и все остальные Апостолы, исполняя заповедь Христа любить врагов своих и молиться за них, всё же стойко противостояли им, произнося, не откладывая, им свое осуждение (Деян 13,10; 2Пет 2,12-19; Иуда 1,10-16). Для того, кто на деле никогда не испытывал этого, эта заповедь может показаться противоречивой. На деле же это не так. Абстрактно (настолько, насколько позволят вам ваши враги) вы можете любить их, искренне желая им добра, которое, при благоприятных обстоятельствах, можете творить им и вы сами, и всё-таки быть исполненными к ним враждебности и негодования из-за их отношения к делам Божиим. Наличие ваших реально существующих чувств, может быть завуалировано окружающими вас обстоятельствами, как это было с Господом и фарисеями. Главное то, что они всё равно существуют и вылезают наружу несмотря ни на что, признаком чего является постоянное желание не навредить. Разница между теми, кто следит за собой, повинуясь этой заповеди, и теми кто нет, возможно, лучше всего проявляется при обладании властью нанести вред человеку. В праведнике не живет зло, а потому он удерживает себя от нанесения вреда другому человеку, плотский же человек пользуется любой возможностью, чтобы без пощады нанести удар, а то и сам создает такие условия, чтобы сотворить зло врагу. Дух этой заповеди может быть понят, если мы задумаемся о Боге, Которому нам заповедано подражать. Все Его действия основаны на любви, хотя с нечестивцами Он гневен, и под конец, хотя и не желая их гибели, погубит их. Ничто так не мобилизует к исполнению этой заповеди, чем подобные мысли.

11. – Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Исполнение этой заповеди очищает, ибо она запрещает разглашать пред людьми наши дела милосердия. Многое и сегодня делается, как то делали фарисеи, для того, чтобы заслужить одобрение в глазах людских, потому что люди возлюбили «больше славу человеческую, нежели славу Божию». Это неверная причина для благотворительности. На деле, всё то, что сделано по этой причине, очерняет человека и не считается благим делом. «Чтобы милостыня твоя была втайне, - говорит Иисус, - и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Суть этого предписания в том, чтобы мы делали всё не ради мнения людей, а ради Того, Чьи очи пребывают на всяком месте, чтобы видеть как зло, так и добро. Такие дела становятся «в Боге соделаны».

12. – Когда молишься, войди в комнату твою. Молитва втайне – искренняя молитва. Молитва в присутствии других не всегда является таковой. Христос часто молился Богу наедине, хотя не исключал молитвы, обращенные к Отцу, когда это было нужно, и при людях (Ин 11,41,42). Также поступал и Павел (Деян 27,35). И всё-таки предпочтение Он отдавал молитве втайне, как и милостыне. Человек Божий большей частью молится втайне, как то делал и Иисус, часто уединяющийся для этого (Лк 6,12). Точно так же поступал и Даниил, делавший это три раза в день (Дан 6,10), как и псалмопевец, семикратно прославлявший Творца (Пс 118,164). Человек, молящийся втайне, как правило, хорошо молится и при людях, ибо привычка искренне молиться втайне питает его прошения и при людях. Чисто формальная молитва, очевидно, отвратительна и не приемлема Богом.

Остальные заповеди, содержащиеся в Нагорной проповеди, просты и, возможно, легче воспринимаются, нежели предыдущие.

13. – Молясь, не говорите лишнего.

14. – Прощайте людям согрешения их против вас.

15. – Когда постишься пред Богом, не показывай того людям, наоборот, помажь голову и умой лицо.

16. – Не собирайте себе сокровищ на земле. Возможно, эта заповедь является исключением в легкости восприятия. На деле, она, как правило, всеми пренебрегается. Накопление считается добродетелью и причисляется к одному из «положительных качеств человека». Об этом так много и так красиво говорят, что люди, в конце концов, начинают думать, что умение «делать деньги» является не только талантом, но и высоконравственным достижением человека. Нет лучшего способа заручиться одобрением людей, чем стать богатым. Но есть в этом вопросе и иная сторона медали, ибо то, что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Наследники богатств наследуют так же и погибель. Богатому нужно быть гораздо более внимательным к делам Божиим, чем бедному. Богатому действительно трудно войти в Царство Божие. И об этом было сказано Христом, Который знал, что в человеке, а потому и оставившего нам заповедь, не становится богатыми. Он заповедует нам (17) полагать свои сокровища на небесах, а Павел с Петром говорят, как это сделать (1Тим 6,18,19) – пользуясь благословениями Божиими, данными нам, дабы благодетельствовать нуждающимся добрыми делами в том, что служит на пользу благовестникам. Очень мало таких (если вообще такие есть), кто готов принять учение, однако это, в конце концов, будет решающим фактором на суде. Это учение не является изобретением человеческим, уж больно много в нем того, что противоречит нашим инстинктам. Но это направление Иисуса Христа и всех тех, кто следует за Ним. Так что и сегодня, как это было и во дни Павла, больше тех, кто ищет своего. И всё-таки Бог открыл сердца немногих силой Своего слова, повиноваться Его слову, стать живою жертвой для дел в Его доме. Остается очень мало времени надеяться на то, что их число уж очень сильно возрастет, и всё же Его слово сделает то, зачем оно было послано.

18. – Не заботьтесь для души вашей – простое предписание и трудное для исполнения лишь для тех, кто не научился верить Богу так, как заповедовал Христос, и без которой мы не Его сыны. То же самое касается и остального.

19. – Ищите прежде Царствия Божия.

20. – Не судите.

21. – Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями.

22. – Просите, ищите, стучите.

23. – Делайте людям то, что бы вы хотели самим себе.

24. – Входите узкими вратами.

25. – Берегитесь лжепророков.

Имея в виду все эти заповеди, Иисус и сказал: «Всякий, кто слушает сии слова Мои И НЕ ИСПОЛНЯЕТ ИХ, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». А потому каждая из них является обязательной к исполнению. Какая польза будет от нашего познания, или же ведения Его, если мы не исполняем Его заповедей? Боюсь, что многие познавшие истину чисто теоретически, по привычке не исполняют некоторые, если не все, из этих заповедей. Грустно и довольно обескураживающее то, что ревностные к «учению» могут быть совершенно невнимательны к заповедям. Нужно ли нам отгораживаться от заповедей в угоду человекам? Пусть так поступают не считающие себя рабами Христа. Верно сказано, что напрасно ищут спасения те, кто глубоко познав тайны Божии, умудряются пренебрегать заповедями Христа, оставленными Им на время Своего отсутствия.

Эти заповеди совершенно не похожи на то, что называется мудростью человеческой, ибо говорят абсолютно противоположное любому привычному правилу человеческого поведения. Обычно люди действуют в соответствии со своими собственными интересами. Заповеди же Христа направлены для того, чтобы наставить нас на пути в Царство Божие, главным законом которого является повиновение Богу, прославление Его и благословение всего человечества. Именно поэтому Его заповеди учат нас действовать, пренебрегая собственными интересами, всегда взирая прежде всего на Бога и на своего ближнего.

Сердца людей никогда не будут биться в унисон с Его сердцем до тех пор, пока они не научатся думать и чувствовать то же самое, о чем думает, и что чувствует Он. А они не смогут научиться этому до тех пор, пока не научатся исполнять заповеди Божии, направленные против плоти и крови, исполняя которые ради Него, мы тем самым являем Ему свою преданность и верность. Именно по этой причине будет большущим человеческим заблуждением обсуждать последствия повиновения Его заповедям. В случае надобности, Он требует от нас полагать души свои во исполнение Его заповедей, а потому на этом фоне никакие обсуждение последствий просто неуместны. Единственным последствие, о котором стоит думать – это то, как мы предстанем перед Христом в пришествие Его. Отстраняясь от Его заповедей, можно избежать многих неприятностей сегодня, однако это будет стоить нам Его одобрения, а какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Для мира припасены большие изменения, которые очень скоро наступят, когда нищие и обиженные, когда изгнанные и униженные и убитые из тех, кто повиновался Христу, вознесутся в благосостоянии, славе и известности в тот день, когда одетым в багряницу и виссон ругателям Христа будет сказано: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь».





Назад Вернуться к содержанию   Следующая глава… Следующая глава