Библейские курсы Литература Журнал «Добрые Вести» Статьи Гимны Новости Форум |
СОДЕРЖАНИЕ:
В отношении Писаний слово “канон” обычно относится к списку книг (или собранию книг) Библии, признанных божественными по происхождению и потому авторитетными. Kanon – греческое слово, означающее “прямой жезл” или “правило”. В Новом Завете оно переводится как “удел” в 2 Коринфянам 10:13,16 и “правило” в Галатам 6:16. Вероятно, оно восходит к еврейскому qaneh – “трость” (Иезекииль 40:3 и т. д.). В этом значении слово употреблялось для списка, выполненного в колонку, а в церковном делопроизводстве представляло перечень книг Писаний. Целью настоящего исследования является показать, как был составлен канон из 66 книг Библии. Современные критики практически единодушно относят формирование канона Ветхого Завета ко времени Ездры – около 500 года до н. э., а Нового Завета – к ранним соборам христианских церквей. Наша задача – показать несостоятельность обоих этих заключений. Ветхий Завет наращивался постепенно под руководством Духа Святого по мере того как из-под пера очередного пророка выходила его книга; Новый Завет во всем соответствовал этому же правилу. Бог через пророков давал указания, как сохранить для потомства книги обоих заветов – соответственно евреям и христианам в свое время надлежало заботиться о “своих” разделах. Мы постараемся поддержать данную теорию достаточными доказательствами, на которые нынешние критики-схоласты от Библии редко обращают внимание. Место и авторитет неканонических книг, классифицируемых теперь как апокрифы, также получат свою оценку; особое внимание будет уделено причинам, по которым они были исключены, в то время как Римско-католическая церковь по какой-то необъяснимой причине всё же включает некоторые из них в состав своих изданий Библий. Если книги Библии, в самом деле, божественны, то естественно ожидать, что они содержат достаточно свидетельств своей правдивости. По этой причине исторические противоречивые предания опускаются из рассмотрения. Разница между божественными писаниями и человеческими, истинными и поддельными, будет показана так, чтобы сомнений не оставалось, и любой самый придирчивый критик мог бы ими удовлетвориться. Апокрифические письмена, как правило, пустословные и отдают патетикой, как в содержании, так и в стилистике. В то время как 66 книг нашей Библии находятся в полнейшей гармонии и в доктрине, и в стандартах морали. Апокрифы же категорически не выдерживают такого испытания. Высокие критики верят, что Ветхий Завет был составлен и “канонизирован” Ездрой или Неемией, либо вовсе какими-нибудь их современниками около 500г. до н. э. Но, ни в самом Писании, ни за его пределами нет и намека на сколько-нибудь стоящие доказательства этой теории. Возможно, однако, считать, что книги были объединены в последовательность и признаны Писанием в то время, когда завершилась эпоха пророков, т.е. около времени Ездры; оно имело три раздела: Закон, Пророки и Псалмы (Лука 24:24). Вот что получилось:
Но эта классификация, когда бы она ни была произведена, не имеет никакого отношения к делу божественной канонизации или признания каждой отдельной книги. Сами Писания Ветхого Завета дают ясное представление, что они присоединялись к канону по мере написания и уже обрели черты целого ко времени Моисея. Любой исследователь Библии сам может найти подтверждение этому взгляду, “просканировав” все 39 книг и отмечая, как более поздние книги ссылаются на предыдущие – их героев, события, законы и обряды. К примеру, книга Малахии: В главе 1 – ссылается на Исава и Иакова; Действительно, имеющиеся в книге Малахии ссылки на более ранние книги должны выражаться едва ли не трехзначным числом. Автор насчитал более тридцати ссылок на одно только Пятикнижие. Даже вторая по порядку следования книга Исход упоминает лица и события, означенные в Бытии, например: В главе 1:
В главе 2:
В главе 3:
В главе 4:
и т. д. и т. д. во всей книге Исход. Хотя задача невероятно трудна, аранжировка ветхозаветных книг в правильном историческом порядке с использованием этого простого принципа стала наилучшим свидетельством последовательного присоединения вновь написанных книг. В грамматике если предложение начинается с союза “и” читатель ожидает, что дальнейшее будет продолжением написанного ранее. В еврейском языке это слово “we”, состоящее из одной буквы “waw”. Оно может переводиться как “и”, “теперь”, “но” и “тогда” по контексту. Знаменательно, этот союз открывает многие ветхозаветные книги и, следовательно, является “встроенным” индикатором преемственности. Хотя отдельные книги могли выйти из-под пера разных пророков, все они имеют общую цель Вечного Разума. Попытка классифицировать книги по этому признаку приводит к интересным наблюдениям. Они и сведены в нижеследующую таблицу. Как и можно было ожидать, Бытие не начинается с “и”. Разрыв перед Второзаконием может означать намеренную паузу, относящуюся к новому началу, поскольку эта книга предназначалась для регулирования жизни евреев после занятия ими земли Ханаан и была дана им за месяц до их вступления в Обетованную землю.
С другой стороны, первые четыре стиха Второзакония могут рассматриваться как вводные. В этом случае вновь применимо правило преемственности – она просматривается от Бытия до Есфири. Далее будут сделаны дополнительные пояснения для остальных 22 книг, а пока отметим, что союз “и” объединил именно сугубо исторические книги. Книга Бытие сама составлена из книг. После вводных (1:1 до 2:3) глав она разделена на 10 частей, начинающихся со слов “Вот родословие…” (2:4; 5:1; 6:9 и т. д.). Просматривается внутренняя связь одиннадцати частей, написанных на табличках или свитках десятью или одиннадцатью пророками, бывших свидетелями описываемых ими событий. По мере накопления вдохновенное Писание, ставшее впоследствии нашей книгой Бытия, передавалось по избранной линии преемников так, что к моменту написания Моисеем книг Исхода они уже были одним целым произведением, на которое Моисей мог ссылаться в изложенном выше порядке. Эта теория просто захватывает и чарует в попытках приложения ее к Писанию, особенно когда подумаешь, что каждое поколение богоизбранного народа “с тех пор как существуют люди” имело свою богоданную часть Писаний, чтобы вести их по жизни в грядущие века. Идея занятости всех пророков на протяжении 25 веков написанием книги Бытия может показаться фантастической, но Писание само указывает Адама (возможно), Еву, Еноха, Мафусаила, Ламеха, Ноя, Сима (возможно), Авраама, Сару, Исаака, Иакова и Иосифа. Здесь предлагается читателю самому провести научный поиск для нахождения внутренних связей этой, всё-таки довольно экстравагантной, теории. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Опуская ранее сделанные ссылки на Моисеевы письмена, относящиеся к Исходу и Числам, сконцентрируем наше внимание на Второзаконии – благодатнейшем объекте для нападок высоких критиков. Эта книга, вновь озвучивающая Закон, данный Богом на горе Синай, пересматривает его с точки зрения новых условий жизни по приходе в землю Ханаан. Она начинается словами: “За Иорданом… начал Моисей изъяснять закон сей, и сказал…” (Второзаконие 1:5). Слово “изъяснять” означает буквально “объяснять письменно” – от еврейского “baar”, что значит “копать” или “высекать” (из целого куска), как в случае письма на каменных табличках. После изложения фактов подтверждается, что Моисей записал Закон (свод правил и наказаний, 4:8) и передал его священникам для помещения его в ковчег Завета (Второзаконие 31:9,26). Перед смертью Моисей торжественно вручил жрецам оригинал для сохранения под наблюдением Бога. Именно этот документ был обнаружен священником Хелкией во время ремонта храма в правление Иосии примерно тысячу лет спустя – он пролежал там в небрежении и всеми забытый весь мрачный период идолопоклонничества (Второзаконие 34:14). Когда Иисус Навин стал преемником Моисея в качестве судьи Израиля, он был наставлен Богом “будь тверд …и тщательно храни и исполняй закон” (И. Навин 1:7) и далее: “Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь… и ты будешь успешен в путях твоих” (И. Навин 1:8). Это предписание обычно трактуется как наказ Навину в “каждодневном чтении”. Успех, который ждал его при исполнении сего завета, должен был увенчаться окончательным завоеванием земли ханаанской – закон должен был служить пособием при проведении всех операций. Так мы читаем, что все решения и действия должны были соответствовать указаниям, данным Навину Моисеем (Второзаконие 4:10; 8:31-35 и т.д.; 10:40; 11:12). Есть прочное свидетельство тому, что, передавая Закон жрецам на сохранение, Моисей установил одобренную Богом практику, которой надлежало следовать всем будущим пророкам: “И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия” (И. Навин 24:26). Тем самым им было “вверено слово Божие” (Римлянам 3:2). “И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом” (1 Царств 10:25). Заповедь во Второзаконии 17:18 гласила: “Когда он сядет на престол царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов”. Так появился “Завет”. Но одно исключение было сделано – для малолетнего царя Иоаса (4 Царств 11:12; 2 Паралипоменон 23:11; Исайя 8:20). Очевидно, что 1-я и 2-я книги Паралипоменон были написаны пророками, являвшимися одновременно священниками, отсюда и подчеркнутое внимание к собственной деятельности и к событиям, в которых они принимали участие. Так, только в Паралипоменон можно найти сведения о назначениях священников царем Соломоном, вмешательстве священника Иахазиила в дела управления царя Иосафата, осквернении святого места Уззией и протестах священников, а также о реформах Езекии и о великой Пасхе. В противоположность этому, четыре книги Царств, являвшиеся историческими книгами евреев, были написаны людьми, близкими к царскому двору как целостного еще Израиля, так и разделенного на Израиль и Иудею. В эти шесть книг пророки заносили сведения только о событиях, современниками которых они были. Всё это помогает увязывать описываемые исторические события с совершенно определенными книгами, начиная от времени Исайи и далее. Замечательным подтверждением этому служит почти дословное повторение Исайи 36:1-39:8 во 2 Царств 18:13-20:19. Но далее говорится, что:
Если мысль, предлагаемая выше верна, то священнические летописи 1 и 2 Паралипоменон должны представлять свои записи, пользуясь календарем церковного года, начинавшегося с месяца Нисан, тогда как книги Царств пользовались бы гражданским календарем, открывавшимся месяцем Тисри – шестью месяцами позже начала нашего года. Такая разница может частично объяснить значительные затруднения при попытках установления хронологической гармонии между двумя рассмотренными сборниками книг. Иов “был человек… знаменитее всех сынов востока” (Иов 1:3); его родословная прослеживается вплоть до времени Иакова (Бытие 29:1; Судей 6:3,33; 7:12 и т. д.) и возможно даже он был потомком Авраамовых наложниц, чьих сыновей он “отослал… от Исаака… на восток, в землю восточную” (Бытие 25:6). Фразеология исторических глав книги (1,2,42) отчетливо отражает таковую времен патриархов. Сам Иов, по свидетельству послания Иакова (5:10,11), был пророком, и это подтверждается его ссылкой на “дни, …когда милость Божия была над шатром моим” (Иов 29:4). “Тайна Господня” (Совет Господа) является идиомой, часто используемой для описания божественного откровения (Иов 15:8; Псалом 24:14; Амос 3:7). Очевидно, пророческий дар был отобран у него во время болезни, но, как и все пророки, он оставил свои Писания – не очень объемистые, по всей вероятности, которые удерживали его на путях Господних. Это давало ему право сказать: “глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила” (Иов 23:12). В книге сказано, что написал ее Елиуй – потомок второго сына Нахора, брата Авраама (Иов 32:2). По ходу повествования Елиуй комментирует реакцию ошеломленного Иова и трех его друзей на свой укор им: “Испугались, не отвечают более; перестали говорить… остановились и не отвечают более” (Иов 32:15,16). Мысль заслуживает развития, но кроме того, что через книги Бытия и Исхода удается проследить наличие тесных взаимоотношений между родовыми ветвлениями патриархов и их непрестанную “заботу” о благосостоянии родственников, нельзя даже установить, кто и при каких обстоятельствах включил книгу Иова в канон Писания. Замечательно, что длинная череда еврейских пророков была “исполнен(а) силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю – грех его” (Михей 3:8), они никогда не обвиняли народ, правителей или жрецов в извращении или хотя бы малейшем изменении написанного ими – “на них было возложено пророчествовать от имени Господа”. И как бы ни были евреи повинны в упрямстве, идолопоклонничестве и мятежности, они тщательнейшим образом следили за сохранностью текста вплоть до того, что подсчитывали число слов и букв в книге, выводили центральное слово книги и пр., чтобы убедиться в том, что ничего не добавлено и ничего не утеряно. Вот пример, иллюстрирующий сказанное. В книге Судей 18:30, где говорится о скатывании племени Дана в язычество, жрец, назначенный для проведения лжемоления, представляется как “Ионафан же, сын Гирсона, сына Манассии”, тогда как на самом деле Гирсон был сыном Моисея. Очевидно, что писец, устыдившись приписать идолопоклонничество внуку великого пророка, вставил лишнюю букву в имя Моисея – букву еврейского алфавита “nun”, и таким образом Моисей превратился в Манассию. Но это скоро было обнаружено, ибо более поздние переписчики благоговейно “вынули” букву “nun” из слова и поместили ее над текстом. С тех пор это так и называется – “дело подвешенной буквы”. Открытие кумранских свитков в XX веке принесло удивительные свидетельства целостности текстов Ветхого Завета. Прежде старейший из еврейских манускриптов датировался IX веком н. э., а коллекция свитков Мертвого моря, представленная всеми книгами Писания (кроме книги Есфирь) датируется приблизительно 200-250 гг. до н. э. Еще более замечательно, что по мере расшифровки свитков они неизменно подтверждают чрезвычайную аутентичность их известным оригиналам – имеются крайне незначительные отклонения, не имеющие ни фактической ценности, ни духовной значимости. В Ветхом Завете есть несколько ссылок на книги, не включенные в канон Писания. Когда Израиль одержал важную победу над народом к востоку от реки Иордан, этот факт был отражен в поэтическом творчестве (Числа 21:14-18) и записан в “Книге войн Господа” (стих 14). Победа Иисуса Навина в долине Аиалон (И. Навин 10:12,13) и оплакивание Давидом смерти Саула и Ионафана “записаны в книге Праведного” (2 Царств 1:18-27). Книга Праведного была, таким образом, составлена до событий, описываемых в И. Навин 10: и, предположительно, могла включать в себя поэтические вирши-песни Моисея (Исход 15:1-18), Деворы и Варака (Судьи 5), а также Анны (1 Царств 2:1-10). Возможно, что “Книга войн” и “Книга Праведного” были идентичны и составляли сборник израильских Песен Славы. Вообще считается, что Писание заимствовало из неканонических книг, но на самом деле возможен и обратный вариант – более того, в соответствии с нашими знаниями о месте и времени служения израильских пророков, – что Песни Славы были сборником извлечений из нашего канонического Писания для светского употребления. Существует нехорошая тенденция умалять размах и объемы служения первых христианских пророков. Павел писал, что “Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в господе” (Ефесянам 2:19-21). Не покажется чрезмерным, если сказать, что он имел в виду христианских пророков (Ефесянам 3:5). Они были служителями совершенно независимыми от апостолов, хотя, надо полагать, последние также являлись и пророками – по тому, какое высокое место занимал институт апостолов. Но пророки уступали в “важности” только апостолам (1 Коринфянам 12:28) и обладали “лучшими дарами” (1 Коринфянам 12:31; 13:2; 14:1). Как того требовал момент, Бог, действуя через пророков:
Когда Моисей составил первый экземпляр Закона и передал его священникам для сохранения “одесную ковчега завета” (Второзаконие 31:9,26), он тем самым установил традицию (с ведома Бога), которая затем была продолжена в новом приложении Господом Иисусом Христом посредством Духа Святого. Аргументируя воскресение Христа, Павел писал: “Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию” (1 Коринфянам 15:3). Можно или нет идентифицировать сомнительное писание с нашим Новым Заветом, установить нельзя, но апостол и его называл “моим евангелием” (Римлянам 2:16; 16:25). Возможно, он имел в виду это же евангелие и в послании Галатам 3:1, где он обращается к своим читателям “О, несмысленные Галаты! …у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый”. Это записанное евангелие было главным авторитетом у Павла, и он постоянно обращался к нему. В том же письме в Коринф Павел говорит о тайной вечере: “Я от самого Господа принял то, что и вам передал” (1 Коринфянам 11:23). Вдобавок он “передал” (“предания”) им в письменном виде символ веры, которого они до того придерживались как обычной рекомендации (1 Коринфянам 11:2). В предисловии или, скорее – сопроводительной записке, к новому Евангелию Лука сказал (Лука 1:2), что разные варианты отчетов о “известных между нами событиях”, которым они безоговорочно верили, “передали нам… бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова”. Эти последние, возможно, были старейшинами или пророчествующие служители в Антиохии, ибо есть основания считать, что здесь была родная экклесия Луки (Деяния 11:20,26,27). В апостольские времена обычные письма и документы в отличие от правительственной переписки передавались через друзей или с попутчиками. Этот способ широко использовался для переписки братьев. Было, однако, важно, чтобы вдохновенные пророческие письма (Писания) чем-то отличались от повседневной корреспонденции – даже от обычной переписки на религиозные темы, как, например, личных воспоминаний служителей Господа. Некоторые лжебратья распространяли поддельные письма, якобы исходившие от Павла (2 Фессалоникийцам 2:2). Во избежание подобных самозванцев братья были наделены даром чудесным образом отличать ложь от правды (1 Коринфянам 12:10; 14:29). С его помощью они определяли, был ли “заявитель” в самом деле наделен даром Божьим: “потому что много лжепророков появилось в мире” (1 Иоанна 4:1). Господь говорил пресвитерам в Ефесе: “Ты… испытал тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы” (Откровение 2:2). И Павел наставлял фессалоникских братьев: “Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Всё испытывайте, хорошего держитесь” (1 Фессалоникийцам 5:19-21). Только удостоверившись в их надлежащем одарении Богом принимались они экклесией как вдохновенные пророки. И тогда с ними обращались так “нежно” и так горячо защищали, как это делалось бы только со скрижалями у ковчега завета. Духовному Израилю теперь поверялись тайны Господа Бога в не меньшей степени, чем Израилю по плоти. В общем случае большинство посланий может быть вчерне привязано по времени к событиям, описанным в Деяниях; кроме того напрашиваются “незапланированные совпадения”, объединяющие эти события исторически. Эта гармоническое взаимодействие в точности соответствует такому же явлению в отношении Ветхого Завета, где, по замыслу Бога, труды пророков переплетаются с содержанием исторических книг – Царств и Паралипоменон. Большой интерес для настоящего исследования представляет потрясающий факт, что в посланиях упоминаются события и высказывания Господа иногда с такой точностью воспроизводя соответствующие места Евангелий, что напрашивается вывод о заведомой осведомленности пишущих о том, что получатель имеет экземпляр Евангелия, чтобы следить за мыслью автора. Например, в 1 Фессалоникийцам 5:2 Павел мог сказать: “Ибо сами вы достоверно знаете” и далее делать многочисленные ссылки на выступления Господа, приводимые в Матфее и/или Луке. Когда Павел в 1 Коринфянам 7:10 писал: “А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь”, а в стихе 25: “Я не имею повеления Господня”, он имел в виду в первую очередь, что они могли сами найти руководство к действию в имеющихся у них Евангелиях. Во 2 Коринфянам 8:18 Павел говорит о брате, которого он послал с Титом, как о брате “во всех церквах похваляемого за благовествование”. Фраза звучала бы загадочной, если не знать, что братом Тита был Лука, чье евангелие было уже широко распространено. Отсутствие всякого упоминания в Деяниях о Тите может косвенно свидетельствовать о тесном родстве. В 1 Тимофею 5:18 Павел говорит: “не заграждай рта у вола молотящего”, а Лука в 10:7 пишет: “трудящийся достоин награды за труды свои”, оба – не делая никаких ссылок на источники. Без сомнения, Тимофей знал отрывок из Второзакония наизусть, но цитата из Евангелия от Луки наверняка сбила бы его с толку, не имей он экземпляра книги. Павел подтверждает наше рассуждение в следующей главе, говоря: “…кто учит иному и не следует словам Господа…” (6:3). Настоящий автор всюду предполагает, что Евангелие от Иоанна было написано до иерусалимского Совета (Деяния 15) – это хорошо гармонирует с представляемым здесь взглядом на формирование канона. Иисус наказал апостолу Иоанну разослать Апокалипсис семи церквям в Малой Азии. Порядок, в котором письма были составлены, в точности соответствовал маршруту доставившего их человека. Отправившись из Ефеса с шестью экземплярами и достигнув – с промежуточными остановками – самого отдаленного от моря пункта – Пергама, он вернулся в Ефес теперь уже через Лаодикию. (Этим не исключается иная интерпретация, по которой порядок доставки соответствовал последовавшему затем упадку веры в этих городах – Лаодикия “отличилась” в этом максимально возможно). Два из посланий Петра были адресованы христианам в пяти провинциях Малой Азии (1 Петра 1:1; 2 Петра 3:1). Ясно, что курьеру надо было иметь достаточное количество копий каждого послания, чтобы вручить их каждой большой церкви или той, что располагалась наиболее выгодно в географическом положении по отношению к остальным экклесиям провинции. Они потом отвечали за дальнейшее распространение писем в своем округе. Ко времени написания писем Петром – первое из них не ранее 65 года н. э. – число экклесий в пяти провинциях должно было значительно возрасти. Вполне возможно, “семь церквей Малой Азии” распространяли письма подобным же образом. В послании Колоссянам 4:16 Павел говорил: “Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы”. Вероятно, послание Ефесянам было доставлено Тихиком (Ефесянам 6:21,24). Во втором послании (3:15,16) Петр пишет: “Как и возлюбленный брат наш Павел… написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания”. Отрывок весьма откровенен, потому что прошедшее время глагола “писал” означает, что смерть Павла неожиданным образом прервала его пророческое служение, а также указывает на то, что и Петр и экклесии всех пяти провинций уже признали все писания Павла как “другие писания”, т. е. получившими статус богодухновенных. Значит, к тому времени каждая экклесия располагала достаточно обширной “экклесиальной библиотекой” христианской литературы. В Деяниях отражен быстрый рост числа церквей; это видно из таких фраз, как “В эти дни, когда умножились ученики…” (6:1 и далее 7; 9:31). Для сопоставления звучит и другой мотив: “И слово Божие росло…” (6:7), “Слово же Божие росло и распространялось” (12:24) и “С такою силою возрастало и возмогало слово Господне” (19:20). В соответствии с греческой грамматикой и контекстом написанного эти отрывки, безусловно, означают, что “явленное Слово Божье” приняло большие размеры и размножилось в числе циркулирующих копий. Все три отрывка говорят об увеличении числа копий Слова Божьего; второй из них иронически контрастирует предыдущему стиху (12:23), где Ирод, “быв изъеден червями, умер”; третий же заключает (19:19) в его содержании, где руками новообращенных города Ефеса сжигались книги магов и чародеев. Следовательно, как только экклесия появлялась, она тут же чувствовала необходимость обзавестись книгами нового Писания – по мере того как они выходили из-под пера христианских пророков. Экклесии, которым посчастливилось иметь оригиналы, без сомнения, принимали на себя труд размножать книги для удовлетворения растущей в них потребности. Предлагаемому взгляду на составление канона есть много подтверждений, хотя и не лежащих на поверхности. С самого начала открытые чтения Писания представляли собой существенную часть экклесиальной жизни, особенно легко это принималось обращенными из иудаизма, т. к. они были знакомы с подобной практикой чтения в синагогах (Деяния 13:15; 15:21). Павел учил Тимофея “Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением” (4:13), т. е. уделять внимание всем видам распространения Слова, в т. ч. и публичным выступлениям. Читались части как Ветхого Завета, так и быстро растущего Нового. Все экклесии стремились иметь копии всех новых Писаний сразу по их появлении. К моменту, когда дары Святого Духа были отобраны, все экклесии владели полным собранием писаний христианских пророков – совершенно одинаковых по содержанию; они составили единый канон Писания, который и стал называться Новым Заветом. У Михея (3:6) сказано: “зайдет солнце над пророками”. И когда это случилось, а Писание наполнилось последней книгой, оно было признано богоданным каноном. Даже по завершении греческого перевода Септуагинты – за три столетия до Христа – ни один из апокрифов не был удостоен быть туда включенным. Евреи всегда ревностно охраняли драгоценное наследие: “Не прибавляйте к тому, что я говорю вам, и не убавляйте от того” (Второзаконие 4:2). За многие века пророчества дохристовой эпохи, названные Павлом “ветхим заветом” (2 Коринфянам 3:14) не претерпели никаких изменений и теперь выглядят так же, как и те 39 книг 2 000 лет назад. Параллельно истинному Писанию росло число книг, не являвшихся богодухновенными и получившими название апокрифов – от греческого apokrupto, что значит “скрытый”, т. к. эти книги считались у священников непригодными для публичного чтения. Из них самой вульгарной считалась “Книга Сюзанны”. Всё собрание включает в себя 14-15 документов; некоторые из них признавались отцами ранней христианской церкви, а Римско-католическая церковь включила семь апокрифов в свою Библию – туда же вошли некоторые добавления к Есфири и Даниилу. По примеру только что рассказанного стали появляться и новые апокрифы – уже на темы Нового Завета. Когда служение христианских пророков постепенно сошло на нет, и соответствующие дары отняты (к концу первого века), объявилось несколько фальшивых писаний. Теперь их подлинность могла быть проверена только богодухновенным Писанием. Теперь не трудно видеть истинные мотивы написания лже-заветов. Очевидно, кому-то, имевшему притязания на звание писателя, захотелось восполнить предполагаемую потерю вышеупомянутого письма Лаодикийцам сочинением нового – поддельного. Но Жером сказал: “его отвергают все”, а Кальвин писал: “это было слишком явное мошенничество”. Павел упоминал, что “Ианний и Иамврий противились Моисею” (2 Тимофею 3:8). Но поскольку эти имена не названы в исторической книге Исход некий предприимчивый писарь решил восполнить пробел составлением книги под названием “Ианний и Иамврий” – она упоминается Оригеном и другими. Подобным же образом, спор Михаила архангела с дьяволом по поводу тела Моисеева, изложенный в Послании Иуды 9, не отражен во Второзаконии, где описана смерть Моисея, как и нигде в другом месте. Еще один изобретательный составитель фальшивок решил прославить свое неназванное имя написанием “Вознесения Моисея”. “Книга Еноха” разделяет ту же славу. Принято считать, что Иуда (стих 14) цитирует этот апокриф, когда пишет: “О них пророчествовал и Енох…, говоря: вот идет Господь со тьмами святых…”, т. е. это должно было иметь место до Христа. На самом деле, при ближайшем рассмотрении “Книги Еноха” быстро обнаруживается прямо противоположное: в ней содержится множество явных аллюзий и целых фраз, заимствованных из Нового Завета, по большей части Евангелий, включая укорительные слова Иисуса к Иуде, а также лжеучение о падших ангелах, бессмертии души и вознесении на небеса. Не удивительно, что апокрифический Енох заимствовал слова, фразы и смысл не менее чем из одиннадцати стихов Иуды. Когда настоящий автор однажды позаимствовал Еноха для ознакомления, его не покидало впечатление, что он заглядывает через плечо неразборчивого мошенника, наблюдая как тот, разложив перед собой еврейские Писания и несколько книг Нового Завета и уже с пером в руке, увлеченно “передирал” их в свой воровской документ. Общепризнано, что церковные советы II-V вв. н. э. определили окончательный вариант состава Нового Завета. Но уже достаточно было сказано, что он был “узаконен” Христом через Дух Святой, в те моменты, когда отдельные книги были написаны и передавались на сохранение тем, кому они были адресованы. И только позже, когда после постепенного исчезновения даров Святого Духа появились апокрифы, в умы нетвердых верующих закрались сомнения. Вот тогда то и решили епископы и их советы – настоящая иерархия еретиков – взять дело в свои руки: они составили каталоги писаний, которые надлежало признать “годными к употреблению”. Вся процедура была заведомо безосновательной, т. к. Бог предоставил безошибочный критерий для распознавания истинности святых книг. Вся история церковных соборов представляет собой печальное чтиво. Но, слава Богу, мы можем не заострять внимание на этой чепухе, т. к. канон был утвержден еще раньше христианскими пророками, а на их богодухновенное указание мы можем полностью полагаться. |
|