Библейские курсы Литература Журнал «Добрые Вести» Статьи Гимны Новости Форум |
НОВАЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕУрок 12 - Ученик и государствоДо сих пор мы рассматривали многие аспекты новой жизни ученика в Господе, касающиеся, в основном, взаимоотношений с другими людьми. В этом уроке мы рассмотрим отношения ученика и государства, в котором он живет; и с правительством, стоящим у власти в этом государстве. Что появляется нового в этих отношениях? Молитва Иисуса за Своих учениковНезадолго перед смертью Иисус, зная, что Ему вскоре придется покинуть Своих учеников, проявил о них удивительную заботу. Он знал о тех многочисленных проблемах, с которыми придется им столкнуться, и поэтому дал им обещания, что не оставит их без Своей помощи и водительства: "Не оставлю вас сиротами; приду к вам" (Ин.14:18). Чуть позже Иисус произносит удивительную молитву, прося Бога позаботиться об учениках: "Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святой! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир" (Ин.17:11-18). Суммируем основные положения, вытекающие из этой молитвы:
Во всем этом здесь, со времени Иисуса Христа, заложен образец для учеников на все времена. После крещения они продолжают жить в мире, с которым духовно не имеют ничего общего. Они должны проповедовать Евангелие и свидетельствовать об его истинности своим повседневным образом жизни, даже если их послание и не принимается большинством, и они ненавидимы за это. Они не должны возвращаться в мир (т.е. к прежнему образу жизни), но пребывать от него отделенными, и в этом помогает Слово Божье. Законопослушные гражданеБиблия ясно говорит, как истинный ученик должен вести себя в мире. Это должен быть наиболее законопослушный гражданин страны, в которой он живет. Население Рима, столицы самой могущественной мировой империи, составляло во времена апостола Павла довольно пестрое общество с очень жестокими нравами. В Риме было много рабов, которые, в своей основной массе, подвергались жестокому обращению. Тем не менее, Павел пишет верующим в Риме: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести" (Римл.13:1-5). Здесь важно обратить внимание на тот факт, что все "власти от Бога установлены" и что "нет власти не от Бога". Бог наделил людей властью, хотя сами они этого и не осознают, полагая, что это произошло благодаря их собственным заслугам. Отсюда следует: если ученик не подчиняется властям своей страны, то, фактически, он не подчиняется Богу. Заметьте, что говорит Павел: повиноваться надо "и по совести". Мы должны исполнять законы своей страны, потому что это повелевает нам делать Бог, а не из-за страха наказания в случае их неисполнения. Следующие цитаты развивают это положение: "Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон" (Римл.13:6-8); "Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам" (Тит.3:1,2); "Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите" (1Пет.2:13-17); "Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф.22:21). Отказ по религиозным мотивамОднако могут возникнуть определенные ситуации, когда ученику Иисуса необходимо будет принять непростое решение. Иногда мы напрямую поставлены перед выбором: подчиниться Богу или человеку. Именно с такой ситуацией столкнулись Петр и Иоанн уже после вознесения Иисуса. За проповедь о воскрешении Учителя они были заключены в темницу, и им было строго запрещено "учить об имени сем". Однако, выйдя из темницы, они продолжили свое дело, отвергая запрет синедриона словами: "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян.5:29). Этот же принцип применим и к нам сегодня. Мы должны исполнять законы своей страны, но если государство требует от нас сделать что-то, противоречащее учению Господа Иисуса Христа, мы должны решительно отклонить это, даже под страхом сурового наказания. Наиболее характерный пример этому - отказ брать в руки оружие. Несомненно, в случае внешней угрозы государство вправе потребовать от своих граждан встать на защиту своей страны. Однако служители Божьи должны ответить на это отказом. Их Учитель заповедал им любить своих врагов, и именно это они должны делать; убивать людей верующему запрещено. В этом и есть сущность отказа по религиозным мотивам. В ряде стран законодательство сурово карает за отказ сражаться за свою страну в военное время. Отступников ждет длительное тюремное заключение, и даже смертная казнь, именно за упорное следование своим принципам. Мы можем вывести ряд положений, касающихся поведения верующего при призыве на военную службу:
Это очень непростые решения, особенно, когда они влекут преследования со стороны властей как по отношению к самому ученику, так и по отношению к его семье. Нужно твердо определиться в том, что для нас действительно важнее: временное пребывание в этом мире или грядущая вечная жизнь в Царстве Бога. И, как обычно, поддержку и утешение дает нам Слово Божье: "Бог… не попустит вам быть искушаемыми сверх сил" (1Кор.10:13); "Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет" (Лк.12:34). Все эти вещи очень серьезные и требуют самого тщательного размышления еще до принятия крещения и, особенно, в случае занимания человеком любой из вышеупомянутых должностей. И дело здесь вовсе не в пацифизме из трусости. Иисус никогда не прибегал к кулакам как к последнему аргументу в решении спора, но, тем не менее, обладал сильным и мужественным характером, благодаря которому смог пройти до конца Свой скорбный путь и принять жестокую смерть на кресте ради спасения людей от грехов. Поведение ученика в любой ситуации, а иногда и специально подстроенной и провокационной, должно являть идеальную сдержанность, любовь и молитву за гонителей; поступая так, он будет в точности следовать примеру Господа Иисуса Христа и будет возлюблен Богом. "А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…" (Мф.5:44,45). Ученик и политикаПри посещении апостолом Павлом македонского города Филиппы, во время его второго миссионерского путешествия, он, вместе со своим спутником Силой, был схвачен, подвергнут бичеванию и брошен в темницу. Бог чудесным образом освободил его (Деян.16:25,26), однако Павел потребовал от городских властей принести ему извинения за недостойное обращение с ним как с римским гражданином. Перепугавшись своей неосмотрительности, власти выполнили все его условия. Используя терминологию наших дней, можно сказать, что Павел "встал на защиту своих прав человека". Римское гражданство давало его обладателям большие преимущества перед остальными членами пестрого состава населения Римской империи, чем и воспользовался Павел. Мы не знаем в действительности истинных мотивов подобного поведения Павла, но до нас дошли его сокровенные слова, обращенные к экклесии этого же города Филиппы спустя несколько лет после описанных событий: "Наше же жительство (гражданство) - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе все" (Флп.3:20,21). В какой бы стране мы ни жили, если мы ученики Господа Иисуса Христа, то мы - граждане Царства Божьего. Мы имеем над собой только одного Царя, Иисуса Христа, и ответственны лишь перед Ним. Мы знаем содержание Его "политического манифеста" и то, что Он будет делать на земле при Своем втором возвращении (прочтите, например, Псалом 71). В некотором смысле, своим крещением мы отдаем свои голоса в пользу наступления на земле Царства Божия. Как уже было отмечено, мы должны быть законопослушными гражданами своей страны, но при этом должны слушаться Бога более чем людей, если присутствует явное противоречие между законом нашей страны и законом Бога. Но как мы должны поступать, если считаем, что проводимая политика правительства нашей страны несправедлива, нечестна и даже агрессивна по отношению к другой стране? Что делать, если во власти процветают коррупция и кумовство? Если бедные становятся еще беднее, а богатые еще богаче? Советует ли Библия принимать участие в политической жизни общества, чтобы страна обрела "лучшее правительство"? Приемлемы ли Богом следующие вещи для ученика Иисуса?
При внимательном чтении Библии станет ясно, что всё из вышеперечисленного неприемлемо Богом. Он один поставляет правителей народам, о чем говорил еще пророк Даниил перед царем Навуходоносором много веков тому назад: "…дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми" (Дан.4:14). Если мы действительно верим этим словам, то нет никакого смысла принимать участие в политической жизни своей страны в любой форме. Мы должны прийти к пониманию, что правителей выбирает нам Бог, хотя подчас нам и не всегда ясны причины Его выбора. И если мы придем на избирательный участок, как узнать, какую партию или какого кандидата выбирает Бог? При данном раскладе легко стать в положение противоборства с Богом! Мы не знаем, какую политическую линию избрал Бог для данной страны, и почему Он делает именно это! Что мы действительно знаем - это то, что, в конце концов, Иисус Христос установит Божье Царство на земле; и именно на это грядущее великое событие обращены наши надежды и посвящены ежедневные молитвы. Апостол Петр в проникновенных словах так говорит о статусе ученика Христова и о его образе поведения среди язычников (т.е. среди неверующих, окружающих нас людей): "Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы. Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидев добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения" (1Пет.2:9-12). Почему Петр изображает учеников, как пришельцев и странников? Давайте посмотрим на это в следующей плоскости. Когда мы посещаем чужую страну, никто из нас и не думает, да от нас этого никто и не требует, принимать участие в выборах, происходящих на данный момент в этой стране. В то же время, какое бы правительство ни стояло у власти в той стране, от нас ожидается, и вполне обоснованно, исполнение местных законов и законодательных актов, уплата всех полагающихся при регистрации иностранцев налогов и других пошлин, зачастую придуманных для пополнения местных бюджетов, а также мы не должны лезть ни в какие акции или демонстрации, проводимые местным населением. Члены семьи Христовой должны вести себя точно таким же образом, где бы они ни были - будь то у себя дома или за рубежом, ибо они, фактически, не принадлежат какой-то стране - они принадлежат Царству Бога. Когда наступит Царство БожьеЧто произойдет с верными последователями Господа Иисуса Христа, когда Он придет, "чтобы получить Себе Царство?" Библия учит, что они будут наделены большой властью и ответственностью - будут править как цари вместе с Христом. Но сначала верующие, умершие до этого великого события, будут воскрешены из мертвых и предстанут перед Христом на суд вместе с теми верующими, которые будут жить на момент возвращения Господа; и все, признанные судом достойными, получат бессмертие. Эта тема, касающаяся воскрешения, обсуждается во многих местах Библии, но самое лучшее ее раскрытие дает 1 Коринфянам 15. Следующие отрывки рисуют картину, повествующую о грядущей судьбе уже бессмертных верующих как из иудеев, так и из всех других народов земли: "Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою. Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас" (2Тим.2:10-12); "Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле" (Откр.5:9-10); "Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство - царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему" (Дан.7:27). Эти цитаты говорят о вещах, которые действительно очень важны для истинных учеников Христа. Это то, что они ожидают и на что надеются - разделить бессмертие с Господом Иисусом Христом и оказать Ему помощь в работе по управлению народами (еще смертными) в течение тысячелетнего Царства (Откр.20:6). Подобно героям веры - мужчинам и женщинам, изображенным в Послании Евреям гл.11 - они без тени сомнения верят в эти вещи и желают в этой жизни быть только пришельцами и странниками, ожидая пришествия их Господа и Царя. Вопросы: |
|