Библейские курсы Литература Журнал «Добрые Вести» Статьи Гимны Новости Форум |
НОВАЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕУрок 8 - Сила языкаСуд ХристовКогда Иисус Христос вернется на землю, чтобы установить Царство Божье, каждый человек, знакомый с евангельским посланием и понимающий его, будет призван на встречу с Ним и предстанет перед Ним на суд. Верные Ему получат место в Его Царстве, неверные будут отвергнуты Им и осуждены на смерть. В какую группу мы попадем, будет зависеть от нашего претворения в жизнь евангельских принципов (Римл.2:16), и особенно Иисуса будет интересовать то, насколько благотворно мы использовали при жизни язык в нашей речи. "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф.12:36,37). Иисус не будет слушать, что говорят о нас другие люди; среди всего прочего Он будет судить нас за то, что мы говорили о других людях, т.е. как мы пользовались языком. Если наша речь была небрежна, непродуманна или даже оскорбительна для кого-то, мы дадим за это ответ перед Иисусом. Слова, которые работают!Есть в вышеприведенных словах Иисуса и другой урок, на котором мы должны остановиться подробно. Идея, стоящая за "небрежной" речью, подразумевает речь праздную. Именно это слово использовал Иисус, когда в притче о работниках в винограднике говорил о людях, не нашедших себе работы и толкающихся бесцельно на торжище (Мф.20:3). Нам следует внимательно обдумывать то, о чем мы говорим друг с другом. Мы должны стараться подбирать слова, максимально способствующие назиданию и духовному росту наших братьев и сестер. Этому есть много путей.
Библия свидетельствует о многих мужчинах и женщинах, которые изменили свою манеру речи после знакомства с Евангелием. Апостол Павел писал: "Слово ваше (да будет) всегда с благодатью", - прекрасная идея, говорящая нам, что всей своей речью мы должны свидетельствовать о тех удивительных вещах, которые Бог соделал для нас, спасая нас Своей милостью. Возможно, самый известный пример - это пример Петра. Когда Иисус был схвачен, Петр ругался и клялся, что не знает Его. Однако, годы спустя, он написал много удивительных слов о том, как мы должны пользоваться языком (1Пет.3:8-16), и подвел итог следующими словами: "Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе" (1Пет.3:15,16). Вот пример для подражания! Сила языкаВ Послании Римлянам апостол Павел писал: "…представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего" (Римл.12:1). Из Посланий Павла совершенно ясно, что написанное им имело для него реальное, практическое значение. Когда он принял крещение, то стал "рабом Богу" (Римл.6:22), из чего следует, что теперь он должен был во всем подчиняться своему новому Господину. Во всем, что он делал и говорил, Павел следовал этому правилу. Вот пример, которому мы должны следовать после крещения, когда становимся учениками Господа Иисуса Христа. Как и Павлу, нам это дается очень нелегко; мы постоянно проявляем непослушание Богу и ищем Его прощения через Иисуса. Библия учит нас, что язык играет очень важную роль в борьбе с человеческой природой. Своей речью и ее содержанием мы можем, сами того не сознавая, многое сказать о себе, и сказать даже более, чем своими делами, независимо от того, являемся мы истинными последователями Христа или нет. "Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его" (Лк.6:45). Как бы сильно мы ни старались скрыть этот факт, наши слова выдадут всё, что у нас на сердце, расскажут о вещах, в которые мы в действительности верим. Иаков, который, вполне вероятно, являлся братом апостола Иоанна или сводным братом Иисуса Христа, оставил нам наиболее сильные и сокровенные слова о языке. Прочитайте обязательно Послание Иакова, главу 3, прежде чем продолжить чтение этого урока. Сказанное им мы можем суммировать следующим образом:
ГневИменно в гневе склонны мы к произнесению оскорбительных слов. Возможно, мы уязвлены тем, что кто-то говорит про нас обидные вещи, и желаем в отместку оскорбить обидчика. Это хорошо понимал царь Давид. Он многое претерпел в своей бурной жизни от различных недоброжелателей и завистников. Уже состарившись, он писал: "Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира" (Пс.36:1-11). Какие прекрасные советы содержатся в этих словах! Мы должны во всем полагаться на Бога и не обращать внимания на то, что говорят другие. Люди мирные и кроткие наследуют землю, а злодеи и нечестивцы будут уничтожены. Суд мы должны оставить Богу, Который знает всё, а сами не будем осуждать других даже на словах. Апостол Павел добавляет к этому совету нечто большее: "Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем… Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас" (Еф.4:26, 29-32). Как мы молимся ежедневно Богу о прощении наших грехов, так мы должны и сами прощать других за то, что они сказали о нас или сделали нам. Каждый раз перед отходом ко сну мы должны очищать наши сердца от накопившегося за день гнева на других людей. Мы должны также научиться извиняться перед теми, кого мы сами вольно или невольно обидели. СплетниСплетни есть порочащий человека разговор, состоявшийся за его спиной. Они могут быть как правдивыми, так и лживыми. Разницы здесь нет никакой. Сплетни греховны, и мы должны исключить их совершенно из нашей жизни. Мы не должны сплетничать сами, не должны и слушать сплетни других. Библия осуждающе говорит: "Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей" (Прит.16:28); "Они исполнены всяческого зла, низости, жадности, испорчены до мозга костей; они завидуют, убивают, полны раздоров, коварства, злобы; они клеветники, сплетники, ненавидят Бога, наглы, горды, хвастливы, изобретательны на зло, не подчиняются родителям, неразумны, ненадежны, бессердечны, безжалостны. И они, зная, что поступающие так достойны смерти по Закону Бога, не только творят такое, но и одобряют тех, кто поступает так же" (Рим.1:29-32, совр. пер.); "Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру; притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и [бывают] не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно. Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию" (1Тим.5:11-14). Мы любим слушать, чего скрывать, истории о других людях, особенно если они содержат нечто "пикантное" или касаются каких-то сторон личности жизни и поведения. Но лучше будет остановить сплетника (-цу) и сказать, что нам это нисколько не интересно. Есть два ключевых вопроса, касающихся сплетен, которые стоит задать себе:
БогохульствоНаиболее серьезный случай злоупотребления языком - это непочтительные разговоры о самом Господе Боге и Его Сыне. Одна из десяти заповедей гласит: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно" (Втор.5:11). Новый Завет одинаково конкретен в своем учении: "А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших" (Кол.3:8). Обращаться с именами Господа Бога и Его Сына нужно с величайшей осторожностью и уважением. Не должно пользоваться ими пренебрежительно, ни тем более оскорбительным образом. Нельзя использовать их для "связки речи" или при ругательстве. Само слово "богохульство" означает, что видно из слов, составляющих его, "хулу на Бога", а это включает и презрительное отношение к Нему. Так вот, когда мы недолжным образом используем имя Божье, это похоже на умаление Его или презрение к Нему. Иисус подходил к этому еще глубже. Он советовал даже избегать клятв (Мф.5:33-37). Не редкость и сегодня слышать клятвы, где люди, в подтверждение истинности своих слов, клянутся небом или Богом, а иногда и тем, и другим вместе, что делать ни в коем случае нельзя. Это в частности касается и клятвы перед судом, где нас могут попросить поклясться на Библии в том, что мы говорим правду и только правду (это касается, скорее, западных стран, в России это не практикуется - прим. пер.). Как ученики Господа, мы не должны прибегать к подобным клятвам, но лучше давайте следовать совету апостола Иакова: "Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: "да, да" и "нет, нет", дабы вам не подпасть осуждению" (Иак.5:12). ПустословиеГлупо пользоваться даром речи для ведения пустых и никчемных разговоров. Сюда относятся и анекдоты, подчас очень неприличные и скабрезные шутки, заставляющие одних людей смеяться, но являющиеся оскорбительными и обидными для других людей, в адрес которых они направлены. Мы можем быть вовлечены в обсуждение немыслимой проблемы, не представляющей для нас никакой важности. Всё это и есть пустословие. Оно нисколько не способствует становлению сильных в вере учеников Господа Иисуса, которые во всем должны являть собой добрый пример. "Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам], а, напротив, благодарение" (Еф.5:4); "…никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам… Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден" (Тит.3:2, 9-11). Пример ИисусаЕсли мы хотим действительно знать, как должно говорить друг с другом, мы должны обратиться к примеру Господа Иисуса Христа. Он был совершенен во всем; всякое произнесенное Им слово было исполнено благочестия и правды. "Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит" (Мф.12:19,20). Иисус не кричал и не бранился. Идея надломленной трости и курящегося льна на поэтическом языке означает тех, кто слаб в своей вере. Иисус не уничтожал и не ломал их итак слабую веру грубыми словами, но делал всё возможное, чтобы эта вера в людях сохранялась и преумножалась. Люди насмехались и издевались над Иисусом. Пьяницы слагали непристойные песни о Нем (Пс.68:13). Люди отпускали язвительные шутки, в то время как Он умирал на кресте. А Он вел Себя просто неподражаемо, как написано: "Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих… Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его" (Ис.53:7,9); "Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших" (1Пет.2:21-25). Вот как нужно использовать силу языка. Нам не дан Богом дар речи только лишь для защиты или для разжигания словесных баталий, приводящих к ненависти и раздорам. Язык нам дан для вещания Слов Божьих. Мы должны следовать примеру Иисуса, и язык наш всегда и во всем должен быть благочестив и приятен Богу. Вопросы: |
|